Лето оказалось богато на события, касающиеся шахматного всеобуча. 23 июля в Казани состоялась встреча президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева и президента Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсана Илюмжинова. Президент ФИДЕ предложил сделать шахматы одним из предметов школьной программы, хотя бы в виде факультатива. По словам Кирсана Илюмжинова, этот вопрос обсуждался с Президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром РФ Владимиром Путиным. «Надеемся, с 1 сентября во всех школах России введут такой факультатив. Хотелось бы, чтобы в Татарстане шахматы были введены в школьную программу…
Продолжение. Начало в №№4, 8, 13, 22, 26, 30, 34, 39, 47, 51 за 2006 год; №№4, 8, 17, 21, 26, 31, 34, 39, 43, 48 за 2007 год; №№9, 13, 18, 22, 26, 31 за 2008 год.Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Ничему плохому шахматы уж точно не учат. Среди шахматистов никогда не было ни хулиганов, ни наркоманов. Сейчас в Калмыкии 100% детей играют в шахматы, и приводы в комиссии по делам несовершеннолетних практически прекратились. Успеваемость школьников повысилась на 40-50%. По числу выпускников, получивших по ЕГЭ 100 баллов, Калмыкия находится на 1-м месте среди регионов России. Шахматы дисциплинируют и учат только хорошему», – сказал президент ФИДЕ.
Минтимер Шаймиев поддержал идею ФИДЕ о введении шахмат в школьную программу: «Шахматы – это бесконечные возможности для реализации человеческого интеллекта».
Отмечу, что в Татарстане шахматы давно преподаются в ряде детских садов и школ. Велика в этом заслуга директора шахматно-шашечного клуба города Набережные Челны Виктора Гончарова.
7 июля на аппаратном совещании в администрации города Челябинска мэр Михаил Юревич дал поручение начальнику Управления по делам образования Александру Кузнецову ввести в программу интеллектуальные игры, отметив, что многие из них важны, «но преимущество все-таки должно быть за шахматами».
В том же июле состоялась 17-я сессия Псковского областного собрания, на которой парламентарии в рамках целевой программы «Развитие системы образования в Псковской области» решили выделить средства на развитие шахматного образования в 100 базовых школах.
В июне обнародован «Комплексный план мероприятий по развитию дополнительного образования детей в области шахмат в системе образования Российской Федерации на 2008-2010 годы» Минобрнауки РФ.
И, наконец, одно из ключевых событий лета. 18 июля заместитель губернатора Томской области по социальной политике Сергей Ильиных провел совещание по подготовке Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России», которая пройдет в Томске в первой декаде ноября 2008 года. Инициаторы и организаторы конференции – администрация области, Департамент общего образования и «Томская шахматная академия».
На этой мажорной ноте я продолжу знакомить вас с курсом «Шахматы – школе».
Урок 30. Шахматная партия: Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта
Ученики расставляют на своих досках начальное положение. Они готовы к уроку. Но, прежде чем начать его, вы сами должны узнать: 1) как же играют в шахматы; 2) как целесообразнее совершать первые ходы. Для этого внимательно прочитайте следующий текст.
Дебют – начало шахматной партии. Разыгрывая с детьми те или иные положения дидактических игр, вы могли убедиться, что в большинстве из них торжествует сила (ферзь сильнее коня, две ладьи сильнее одной ладьи и т.п.).
Так же и в шахматной партии: если, к примеру, одному из партнеров удастся выиграть ладью, слона, а то и пешку (при прочих равных условиях), то для квалифицированного шахматиста не составит большого труда одержать победу.
Шахматная партия – игра на уничтожение короля. Но если мы с первых ходов попытаемся его атаковать, то такая стратегия может оказаться успешной только против малоискушенного партнера. Опытный же противник без труда отразит скороспелую атаку.
Как же играют бывалые шахматисты? Они стараются как можно быстрее ввести в игру свои фигуры (кроме пешек; в дебюте два хода пешками, не больше). Сначала выводятся кони, слоны, для чего делается два хода пешками, выполняется рокировка, затем ходят ладьи, ферзь.
Если подходить к дебюту догматично, то можно сказать, что преимущество в начале игры имеет тот, кто введет в игру больше фигур (поэтому не следует играть одной фигурой два раза).
На какие поля следует ставить свои фигуры в дебюте:
а) фигуры, в первую очередь кони и слоны, должны занимать активные позиции, атакующие наибольшее количество полей (обычно это поля, с которых центр берется под контроль);
б) они должны занимать безопасные позиции, откуда фигуры противника не смогут их легко согнать;
в) развивая свои силы, нужно одновременно препятствовать выходу на активные позиции фигур противника.
Если оценить сравнительную силу фигур в числах, то получим такие приблизительные величины: пешка – 1, конь и слон – 3, ладья – 5 (точнее – четыре с половиной), ферзь – 9.
Сражаясь за шахматной доской, партнеры стараются выиграть более ценную фигуру за менее ценную. Поэтому, к примеру, невыгодно в дебюте выводить ферзя далеко вперед – там он подвергнется нападению легких фигур противника и вынужден будет бесславно отступить. Так же и легкие фигуры (слоны и кони): если они займут активные, но неустойчивые позиции, то могут подвергнуться атаке неприятельских пешек.
Если мы проанализируем типичную партию, сыгранную сильными шахматистами, то сможем наблюдать, как в дебюте они быстро вводят в игру свои фигуры, активно воздействуют ими на центр, компактно располагают свои силы. При точной игре их партия закончится вничью. Если же один из партнеров ошибется, позволив другому, к примеру, укрепиться в центре и начать создавать угрозы неприятельским фигурам, то возможны два сценария дальнейшей игры. Может создаться положение, когда слабейшая сторона будет вынуждена: 1) проиграть пешку; 2) оттянуть на ее защиту несколько фигур, охранявших прежде короля.
Оба пути нередко ведут к проигрышу, хотя характер борьбы будет разным. Вот, пожалев пешку, слабейшая сторона попадает под матовую атаку – противник воспользуется перевесом в силах на важнейшем участке доски. Или слабейшая сторона отдает пешку: тут противник разменивает все фигуры, проводит лишнюю пешку в ферзи и выигрывает.
В дебюте партнеры, стремясь к быстрейшему развитию своих фигур, иногда жертвуют материал, чаще всего пешку (такой дебют называют гамбитом). Если противник принимает жертву, возникает еще одна типичная картина борьбы. Вот белые пожертвовали пешку, опередив черных в развитии на два-три хода (или, как говорят шахматисты, темпа). Это позволит белым первыми начать создавать угрозы фигурам неприятеля то на одном, то на другом краю доски. И теперь черные: 1) либо смогут постепенно нейтрализовать все угрозы и сохранить лишнюю пешку; 2) либо попадут под матовую атаку; 3) либо потеряют больше чем одну пешку; 4) либо вернут пешку обратно и уравняют шансы.
Шахматисты любят подчеркивать, что шахматы – это время, пространство и материал. Время – преимущество в развитии, пространство – обладание большей частью доски (одна из сторон держит под боем большее число полей, ограничивая подвижность фигур противника, теснит их), материал – достижение материального превосходства.
Часто один вид преимущества трансформируется в другой. Например, преимущество во времени приводит к выигрышу материала. Все это достаточно сложно, но мне важно дать вам ориентиры для проведения заключительных занятий.
Теперь можно приступать к уроку. Объясните ученикам:
– Начало шахматной партии называется дебютом. В прошлый раз вы играли друг с другом и сделали множество ошибок. Сегодня я поучу вас правильно разыгрывать дебют. В дебюте вы должны ввести в игру свои фигуры. Нужно сделать один-два хода пешками и вывести своих коней и слонов на активные позиции – такие, чтобы у фигур было множество возможностей. Вот пример: белые и черные делают двойной ход королевской пешкой. Это очень полезные ходы: они открывают дорогу слону и ферзю. Вторым ходом белые атакуют королевским конем черную королевскую пешку – хороший ход: конь выходит на активную позицию, заставляя черных защищаться. Черные защищают пешку ферзевым конем.
Третьим ходом белые и черные выводят на активные позиции королевских слонов. Обратите внимание: легкие фигуры расположились около центра – здесь они имеют наибольший выбор ходов. Четвертым ходом белые выдвигают вперед ферзевую пешку, открывая диагональ для ферзевого слона, а черные развивают второго коня.
Пятым ходом белые выводят поближе к центру второго коня, а черные выдвигают ферзевую пешку. Шестым ходом белые атакуют ферзевым слоном черного коня, но черные могут этого не бояться: он защищен ферзем и пешкой. Черные шестым ходом передвигают своего ферзевого слона через поле, располагая его на одной диагонали с белым белопольным слоном.
Получившееся положение – пример того, как противникам можно располагать свои силы в дебюте: белые и черные вывели свои фигуры на активные позиции. Они дважды не ходили одной фигурой, не спешили бросать в бой ферзя, их фигуры не мешают друг другу и держат под контролем центральные поля – самые важные поля доски. Но не подумайте, что первые ходы всегда нужно делать только такими. Вовсе нет, играть можно и иначе.
Примерно так вы знакомите детей с самыми элементарными требованиями к дебюту.
Но даже верные постулаты не должны стать для детей догмой. Если мы посмотрим партии ведущих шахматистов мира, то обнаружим, что они подчас играли в дебюте и 3-4 раза подряд одной фигурой и выводили ферзя далеко вперед. Но, только освоив шахматные правила, можно начать их с пользой нарушать.
Постарайтесь на первых порах меньше вмешиваться в творческий процесс, не спешите указывать детям на те или иные неточности в разыгрывании дебюта. Пусть ученики сколько угодно нарушают догматические принципы развития сил в дебюте! Не страшно, если вначале они полдоски исколесят только конем, не вводя в бой остальные фигуры. Самое важное, чтобы младшеклассники учились создавать и реализовывать угрозы. Учились не ставить более ценные фигуры под бой менее ценных. Уводили из-под боя свои фигуры. Этого достаточно для первого года обучения.
Во второй части урока ученики играют друг с другом, в меру сил используя вновь приобретенные знания. Как правило, за время, отведенное для игры на уроке, ученики не успевают доиграть партию до конца. Некоторых педагогов это огорчает. Я же считаю – это хорошо, потому что нет проигравших. Очень важно, чтобы в первый год обучения не было проигравших. В этом случае в выигрыше остаются все!
Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО
Продолжение следует
Комментарии