search
main
0

Шах Бендеру. Игра как путь развития гармоничной личности с юных лет

​Стремительное развитие современного общества обуславливает соответствующие изменения в системе образования. Современная школа ориентирована не только на усвоение учащимися готовых знаний, но и, самое главное, на умение применять их в различных метапредметных ситуациях.

Шахматы – настольная логическая игра, которая развивает интеллектуальную сферу ребенка, нравственную культуру и опосредованно готовит к решению самых разных жизненных задач. В шахматы можно играть везде: дома, во дворе, даже во время путешествий в автомобиле, поезде, самолете. Можно участвовать и в виртуальных сражениях, сидя перед экраном планшета или компьютера. Игра увлекает. Сочетание занимательности и практической пользы является залогом успеха для решения и образовательных задач.Наша школа участвует в городском проекте «Шахматы в школе». В этом году в учебный план 1-2-х классов введен новый предмет – «Шахматы». Третий час физкультуры в расписании отдается для изучения основ игры.Как показывают исследования, дети, которые играют в шахматы в школе, имеют показатели успеваемости, которые в среднем выше на 35-40 процентов, чем у детей, не занимающихся шахматами. Польза этой игры значительна и многогранна. В процессе одновременно синхронизируется работа обоих полушарий мозга, что и является основой гармоничного развития личности и актуализирует важность введения данного предмета в школе. Также у детей развивается логическое и абстрактное мышление. Левое полушарие отвечает за логический компонент, построение грамотных связей, цепочек. Правое полушарие моделирует и создает различные ситуации, варианты ходов и решений.Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, способность принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – это основные навыки, которые получает ребенок в процессе игры в шахматы.Игра также развивает и улучшает память, способность концентрироваться. Шахматы способствуют развитию важнейших черт характера: воли, решимости, эмоциональной устойчивости. Поражения в игре тоже имеют важный эффект развития личностных качеств – они учат стойко и достойно переживать проигрыш, уметь анализировать свои ошибки, извлекать необходимый опыт.Программа рассчитана на четыре года. В первый год обучения ребята знакомятся с историей возникновения шахмат, с фигурами и возможными ходами, узнают основные правила игры.Второй год обучения ориентирован на усвоение детьми основ игры в начале и в конце шахматной партии. Ученики знакомятся с именами чемпионов мира и выдающихся шахматистов разных стран и времен.Третий и четвертый годы обучения посвящены развитию умений по использованию тактических приемов, анализу шахматных партий, решению различных шахматных задач и этюдов. Юные шахматисты осваивают основы позиционной игры и игры в эндшпиле.В урок включаются учебные задачи, побуждающие учащихся к диалогу, работа с шахматным словарем, разыгрывание шахматных задач и эпизодов, практико-соревновательная деятельность – конкурсы решения позиций, спарринги, шахматные праздники.Если ребенок продемонстрирует интерес и способности к игре в шахматы, то ему открыта дорога для продолжения обучения по программе дополнительного образования «Белая ладья», которая также реализуется у нас в школе.Развитие успешно функционирующей личности в обществе закладывается с самого раннего возраста, поэтому думать о будущем детей необходимо уже сегодня. Мы уверены, что программа «Шахматы в школе» может стать той важной ступенью, которая позволит вывести потенциал развития наших детей на принципиально новый уровень.Татьяна ВАРГИНА, учитель начальных классов, преподаватель по шахматам школы №319

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте