search
main
0

Шаги в небо

Форма любого предмета одновременно мала и бесконечно богата по смыслу. По эстетической выразительности соотносимы самые неожиданные явления: храмы и стихи, музыка и тишина, человек и звуки Вселенной. С японским поэтом Басё перекликается О.Мандельштам, ему вторит по-своему Б.Пастернак, чуть иначе о том же пишет Марина Цветаева (звуки, тишина звучащая, всплески, всхлипы…). И за всем этим можно увидеть не только старый пруд, но и почти фантастический Петербург.

В изобразительном искусстве, как и в других его видах, духовный опыт автора приобрел совершенную форму выражения. Создание на уроке рисунков, предметов декоративно-прикладного искусства помогает юным художникам выразить свое видение изнутри, научиться точности и лаконизму, изяществу и благородству. Как говорил В.В.Кандинский, «художник облекает в формы природы душевные состояния, настроения». «Черти не мелом, а любовью!» – лучше, чем В.Хлебников, не скажешь.

Уроки изобразительного искусства помогают ученикам постигать многообразие мира, взаимосвязь разных его форм. В то же время все эти формы живые, даже камень. А раз живые, то, следовательно, активные, незавершенные, беспокойные… Как душа! И как мои ученики.

Когда смотришь на картину Эшера «Кожура апельсина», то просто видишь эту скрытую связь, целостность.

Чтобы достичь такого единства, нужно научиться преодолевать множество преград между внешней формой и внутренним содержанием, между прошлым и будущим. Не знаю, когда и почему человек сталкивается с этими противоречиями. Но стараюсь готовить своих учеников к этим встречам, помогаю им преодолеть эти противоречия, ставить новые задачи. И не робеть перед поиском их решений. Это и есть «духовная пирамида» развития: шаги вверх, соединяющие постепенно Небо и Землю. Хотя бы в нашем воображении. И в первых рисунках моих учеников.

Ирина МАРШЕВА, учитель изобразительного искусства и черчения СШ №184 Нижнего Новгорода, учитель года Нижегородской области-2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте