Сегодня наука и техника развиваются так динамично, что для подготовки современных выпускников школы требуется серьезный образовательный ресурс, который поможет сформировать достаточное количество компетенций, необходимых абитуриенту технического вуза, а в будущем и специалисту предприятия. Именно поэтому развитие технологичного мышления становится одним из ведущих направлений подготовки учащихся инженерно-технической школы.
Ресурсы столичных школ достаточно велики, и у нашей школы есть все, что так нужно будущим инженерам и ИТ-специалистам: оборудование инженерного и ИТ-классов, возможность расширенного изучения математики в рамках проекта «Математическая вертикаль», разветвленная система дополнительного образования. Благодаря тесному сотрудничеству с колледжами и вузами-партнерами ученики ИТШ имеют возможность посещать специализированные лаборатории и оттачивать свое мастерство на уникальном оборудовании, работать в логике проектного подхода конвергентной направленности. В результате такой структурированной работы ребята успешно принимают участие в Московском городском конкурсе исследовательских и проектных работ, конференциях «Инженеры будущего» и «Шаг в науку». Такой формат эффективен для учащихся основной и старшей школы.
Наш опыт показал, что данная работа будет приносить больший результат, если начинать ее с периода дошкольного детства и в преемственности уровней образования. Мы провели анализ компетенций, развитие которых на уровне дошкольного и начального общего образования будет способствовать развитию технологичного и инженерного мышления, и обратились к таким направлениям, как «Сити-фермерство», «Промышленный дизайн» и «Прототипирование». Так, для их формирования нужны развитие элементарных математических представлений и хорошая ориентация в пространстве, которые пригодятся будущим инженерам, поэтому особое внимание в дошкольных группах было уделено именно математике и сенсорике, в том числе и в системе дополнительного образования. К работе охотно подключились учителя начальной и средней школы, и это вывело занятия в дошкольных группах на новый уровень. Однако важно отметить и профессионализм воспитателей, которые с энтузиазмом включились во взаимодействие со школой, а также всегда рады оказывать консультационную помощь учителям по вопросам взаимодействия с дошкольниками. Для развития навыков в области сити-фермерства была выстроена работа по наблюдению за растениями в помещении и на улице, задействованы ресурсы школьных кабинетов биологии, химии и необходимое оборудование. Для работы над компетенциями «Промышленный дизайн» и «Прототипирование» мы подключили 3D-ручки, которые вызвали большой интерес у детей. Важно отметить, что работа с этим оборудованием требует особого внимания, аккуратности и соблюдения всех рекомендаций производителя. Конструирование и робототехника также важны при организации деятельности по данному направлению, и вновь на помощь пришли учителя – информатики и физики, которые охотно работают с ребятами данного возраста. Основа, заложенная на уровне дошкольного образования, найдет свое продолжение уже в начальной школе и будет направлена на совершенствование компетенций, заложенных на предыдущем образовательном уровне, и формирование новых.
Таким образом, развитие технологичного мышления возможно на всех уровнях образования с опорой на их преемственность. Данный подход позволяет логично интегрировать технологии в обучение детей всех возрастов и сделать эти технологии стержнем для развития инженерного образования.
Елена ЛЕБЕДЕВА, заместитель директора инженерно-технической школы имени дважды Героя Советского Союза П.Р.Поповича
Комментарии