Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В российских школах второй иностранный язык является необязательным
Глава «Сириуса» заявила о необходимости расширения программ повышения квалификации для учителей
От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа
Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке
Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий
В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения
Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки
В ОмГПУ работают над созданием новой методики преподавания математики в школах
Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными
Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике
В российских школах второй иностранный язык является необязательным Глава «Сириуса» заявила о необходимости расширения программ повышения квалификации для учителей От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки В ОмГПУ работают над созданием новой методики преподавания математики в школах Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике

Шаг к успеху. В борской школе №4 дети и взрослые учатся вместе преодолевать трудности

Учительская газета, №42 от 17 октября 2017. Читать номер
Автор:

«Ограниченные возможности не должны быть препятствием для общения со сверстниками и тем более для обучения. Дети с ОВЗ нуждаются в социализации и коллективе даже больше, чем обычные, поэтому мы, педагоги, должны им помочь».

Об этом говорили учителя школы №4 городского округа Бор Нижегородской области на обсуждении программы развития школы «Школа равных возможностей». Действительно, теоретически, в декларациях, возможности для всех детей одинаковы, на практике же далеко не каждому ребенку дано воспользоваться ими. Речь в первую очередь идет о детях, имеющих отклонения в здоровье. А таковых, увы, с годами меньше не становится. Даже из статистики только борской школы видно, что детей с задержкой психического развития начиная с 2011 года стало почти в два раза больше. Успехи неонатологов, которые не оспариваются, способствуют появлению иного рода проблем, которые школа пока еще не научилась решать. В том числе в силу недостаточной материальной обеспеченности. И дело не в пандусах и подъемных приспособлениях. Много средств требуется на оплату труда специалистов, на обучение и подготовку кадров. Где взять денег? Помогают лишь федеральные и региональные программы. Но не менее финансирования важны готовность коллектива, организаторский талант и инициативность руководства школы. Потому что по указанию сверху появиться могут лишь внешние атрибуты так называемой доступной среды. А ведь само понятие гораздо шире, и начинается доступная для детей с ОВЗ среда с изменений в сознании тех, кто рядом, – как взрослых, так и юных.Несколько лет назад в каждом регионе стали появляться детские садики, готовые принимать детей с ОВЗ, а вот школы, развивающие инклюзивное образование, по-прежнему редкость. В Борском городском округе Нижегородской области школа №4 первой взялась за непростое и очень важное дело.Программу развития «Школа равных возможностей», рассчитанную на пять лет, директор школы Марина Викторовна Тимченко предложила коллективу два года назад. Родилась идея не на пустом месте: к этому времени в школе уже год успешно работал психолого-педагогический медико-социальный центр оздоровления и развития «Шаг к успеху».Выходя с инициативой, директор, конечно, понимала, что будут трудности, что, возможно, предложение встретит непонимание у некоторой части коллектива, да и не все родители согласятся с тем, чтобы рядом с их любимыми чадами учились дети с особенностями. Но Марина Викторовна как опытный педагог и руководитель понимала, что новое дело увлекает, дает коллективу новую энергию и силы.Школа №4 в Бору считается центральной. И не только потому, что находится в центре города. Построенная почти восемьдесят лет назад (через год будет юбилей), она всегда славилась лучшими педагогами, новаторством и поиском новых методов преподавания, успешными выпускниками, традициями. Кому же еще решать сложные задачи?На равныхНеизвестно, кто в тот момент был счастливее – девочка с колокольчиком в руках в инвалидной коляске или ее мама, увидевшая свою первоклассницу среди нарядных учеников рядом с одиннадцатиклассником, который эту коляску вез.Родителям ребят, которые обучаются по основным адаптированным общеобразовательным программам (в прошлом году их было 38, в нынешнем стало еще больше), заранее показали классы для занятий, оборудование и приспособления, наглядные пособия, игрушки, учебный материал, познакомили со специалистами, которые будут с ними работать. Вначале в составе педагогического коллектива было два педагога-психолога, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьюторы, то есть помощники педагога, инструктор ЛФК. В текущем учебном году в школе №4 создан класс для детей с расстройством аутистического спектра. Для этого специалисты прошли тематическую стажировку в московской школе №2009, было приобретено необходимое оборудование и открыты дополнительные ставки – в школе появились еще один педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьюторы, педагог дополнительного образования.Сегодня в 4‑й школе оборудовано несколько помещений, территориально объединенных в одном участке школы с дополнительным входом, оборудованным пандусом. Это сенсорная комната и зал лечебной физкультуры; компьютерный мини-класс для детей с ОВЗ, 2 учебных кабинета, оборудованных индивидуальной мебелью (столы для сидения и стояния (конторки) детей), вертикализатором, снабженных необходимым компьютерным оборудованием. С детьми работают три педагога-психолога, два учителя-дефектолога и два учителя-логопеда, организован класс-комплект (с 3‑го по 9‑й класс) для обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам для детей с интеллектуальными нарушениями, 2‑й класс для детей с интеллектуальными нарушениями, ресурсный класс для обучающихся с расстройством аутистического спектра. Инклюзивно в классах обучаются дети с задержкой психического развития. Некоторые дети получают образование в форме домашнего обучения, а на коррекционно-развивающие занятия со специалистами приходят в школу. Но для всех одинаково доступны общие праздники, школьные линейки, да и питаются все вместе в общей столовой. Совместное времяпрепровождение воспитывает в детях сочувствие и сострадание, готовность прийти на помощь, когда нужно. Разумеется, этому детей учат, к встрече с особенными детьми готовят учеников заранее. Ребятам с ОВЗ общение со сверстниками в условиях обычной школы дает возможность почувствовать себя на равных и со временем успешно социализироваться.Не каждому дано…Чтобы всем детям было хорошо и комфортно в школе, педагоги должны очень постараться, они обязаны нести двойную, а то и тройную эмоциональную нагрузку. На такое способен не каждый учитель.- В начале прошлого учебного года Елена Александровна, учитель класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями, нередко плакала после занятий – некоторые дети в силу своих особенностей не могли усидеть на месте, кричали на уроке и не слушали ее, – вспоминает Светлана Федоровна Судакова, заместитель директора школы и руководитель центра оздоровления и развития «Шаг к успеху». – Зато потом как радовалась она успехам своих подопечных, пусть пока еще не очень заметным! А с каким восторгом рассказывали наши специалисты про детей, изначально не говорящих, про произносимые ими первые слова!Есть в школе и девочка-инвалид, мечтающая стать журналистом. Она обучается в 9‑м классе. У нее, наверное, получится, так как уже сейчас районная газета публикует ее заметки.Конечно, медицинского сопровождения в школе пока не хватает. Хотя не пустует зал лечебной физкультуры, стараются все специалисты ППМС-центра. Самым важным в их работе является комплексный подход к проблемам ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида. Учитываются индивидуальные психологические особенности, применяются многоуровневая диагностика, коррекционно-развивающие программы, для каждого организуется развивающее пространство. Внутри школы создана система повышения квалификации всех педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, проводятся семинары, тематика которых зависит от того, с какой проблемой сталкиваются или могут столкнуться учителя. Все учителя прошли подготовку по таким важным темам, как «Особенности работы с детьми с ЗПР», «Профилактика агрессивного поведения учащихся с умственной отсталостью», «Методы работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью», «Этические нормы в общении с инвалидами». В ближайших планах администрации школы обеспечить постоянное обучение всех педагогов работе в новых условиях, научить применять новое оборудование, владеть методами поведенческого анализа. Верится, что при их желании и настойчивости все это реально.Конечно, успех обучения зависит и от усилий родителей, их готовности к сотрудничеству. В школе №4 родители тоже учатся. Под руководством специалистов они овладевают психолого-педагогическими технологиями взаимодействия со своим ребенком, знакомятся с эффективными приемами и методами воспитания и обучения в условиях семьи, учатся оказывать детям своевременную психологическую помощь. Все это, разумеется, не может не давать положительных результатов.КонкурсОпыт инклюзивного образования в борской школе №4 накоплен, школа является муниципальной и региональной стажерской площадкой. И когда пришло предложение участвовать во Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России», решили не отказываться, считая, что коллектив может показать многое из своих наработок. Уже давно в школу принимают детей с ОВЗ, с ними и раньше проводились коррекционно-развивающие занятия. Оправдало себя создание психолого-педагогического медико-социального центра оздоровления и развития «Шаг к успеху». Более 15 лет существует класс-комплект для детей с ОВЗ, ежегодно оттуда выходят выпускники, способные жить в обществе, трудиться и даже продолжать осваивать какие-либо профессии.Интересный опыт за первый год своей самостоятельной работы с детьми с ОВЗ получили в школе две выпускницы Нижегородского пед­университета – учитель-дефектолог и учитель-логопед, теперь успешно применяющие полученные знания на практике.На конкурс в Москву поехали Марина Викторовна Тимченко и Светлана Федоровна Судакова. Готовились основательно, особенно в части обобщения и презентации опыта. В результате школа №4 стала победителем в номинации «Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования».- Я бы хотела уточнить, что психолого-педагогическое сопровождение – это не сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, а комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Мы рады, что нам удалось создать эту культуру. Конкурс дал нам возможность познакомиться с педагогами, решающими такие же задачи. Было чему поучиться (и позавидовать!) в московской школе, на базе которой проходил конкурс. А главное – мы убедились в том, что мы на правильном пути, – признается Марина Викторовна.Бор, Нижегородская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt