search
main
0

Сезоны “Слоненка”

Заметили ли вы, насколько меньше стало сегодня в общеобразовательной школе детских хоров? Самодеятельных оркестров – народных и духовых? Поверьте: спеть “Школьные годы”, освоить домру-секунду или “альтушку” вполне по силам среднестатистическому ученику со средними музыкальными данными. Увы, воспоминания об “эпохе развитой самодеятельности” остались далеко в тридцатых – пятидесятых…

Более чем двадцатилетний стаж работы в школе позволяет мне, профессиональному композитору и педагогу, с большой долей уверенности сказать: сегодня вряд ли реально возвращение прежних достижений ученической самодеятельности. Причины: а) нежелание современного школьника трудиться до седьмого пота, зная, что больших исполнительских высот достичь нереально, б) нежелание педагогов в условиях финансового “дисбаланса” (невысокий заработок + непрестижность работы в самодеятельности + подозрительное, как минимум, отношение администрации) всерьез заниматься, в общем-то, непопулярной формой детского досуга. То ли дело – петь под фонограмму “взрослые” песни про “Ксюшу – юбочка из плюша”, активно помогая себе руками и другими частями тела. Это и у родителей быстрее находит живой отклик – всем известны легенды о красивой жизни “звезд”… Еще – вполне банальная причина – отсутствие полноценных инструментов и их дороговизна. Даже при наличии рояля (пианино) трудно найти деньги на настройщика…
…Итак, у школьной “академической” самодеятельности вообще нет перспектив? Я этого не говорю. Есть одна сфера, тоже в значительной мере забытая, однако реанимировать (реставрировать?) которую кажется мне вполне реальным делом. Это школьный самодеятельный музыкальный театр.
Идея создать музыкальный театр в детском доме пришла ко мне неожиданно. В то время, когда я размышлял, где бы раздобыть время для репетиций театрального коллектива в общеобразовательной школе. Не секрет, что сегодня родители загружают чадо (часто – единственное) по самую макушку: дополнительный язык и танцы, бассейн и подготовительные курсы в вуз… А рядом, в детском доме, такие же девочки и мальчики, не менее талантливые, чем их сверстники, бродят по коридорам, не находя, чем бы себя занять… Идея нашла поддержку в Благотворительном фонде “Дети России” (президент А.А. Козицын, директор Т.Н. Дударенко), действующем под эгидой Уральской горно-металлургической компании. И вот два года назад не без робости мы переступили порог детского дома-школы г.Верхняя Пышма (город-спутник Екатеринбурга).
Важно было, чтобы собралось “ядро” будущего театра – из десятков приглашаемых реально осталось 15-20 детей возраста от 8 до 14 лет. Начинать театральные занятия с детьми “на перспективу” имело смысл при решении вопроса о репертуаре. И тут мне, автору музыки, помог его величество случай. Среди моих литературных привязанностей на одном из первых мест стояла поэзия выдающегося отечественного автора Д. Самойлова. Его обращение к детской тематике – цикл из четырех пьес про маленького Слоненка, – доброго и наивного, вступающего во взрослую, “школьную”, жизнь. На этом пути его и поддерживают, и опекают, а иногда и обманывают другие персонажи, большинство из которых переходит из пьесы в пьесу. Началось все с создания получасовой оперы “Слоненок пошел учиться” (“Слоненок-1”), далее последовала вторая – “У Слоненка день рождения” (“Слоненок-2”), сейчас на очереди – “Слоненок-3″… (Думаю, у читателей не возникнет вопроса, почему наш театр, кажется, первый музыкальный театр в детском доме в России, мы назвали “Слоненок”). Для музыкантов замечу: сочиняя для детей, я не “играю в поддавки” – в каждом произведении в наличии все оперные “составляющие”: и законченные сцены, и сольные высказывания, и лейтмотивы, и хоровой финал.
Итоги первого сезона – выступления в детских учреждениях Верхней Пышмы, первые “дальние” гастроли в городе Алапаевске, где, кроме показа спектакля на сцене местного детского дома, артисты посетили уникальный архитектурный Музей-заповедник Нижняя Синячиха и Дом-музей П.И. Чайковского. Состоялось благотворительное выступление на областном фестивале детей-инвалидов “Мы все можем”. Второй сезон – серьезная дальняя гастрольная поездка к соседям – в города Челябинской области, выступление на областном семинаре руководителей самодеятельности в Сухом Логе с участием в телепередаче. А дальше работа шла под знаком подготовки к защите творческо-педагогического проекта “Социальная адаптация детей-сирот посредством музыкального театра” на ежегодной Международной выставке-форуме “Школа-2002” в Москве.
Для нас, руководителей театра, быть может, не менее важным является другой результат. Мы наяву увидели, как в процессе работы изменились наши подопечные. Будучи в повседневной жизни оторванными от своих “домашних” сверстников, они далеко не часто испытывают положительные эмоции. Родного ребенка родители воспитывают в уверенности: “Ты у нас – лучший”. Кто скажет эти же слова ребенку, замкнутому в четырех стенах – пусть сытно накормленному и хорошо одетому? Стоило поехать на выступление в Москву, чтобы увидеть радостные и сияющие глаза артистов во время двух выступлений, во время всех мероприятий культурной программы… Да просто в плацкартном вагоне, где мы, руководители, бок о бок прожили со своими воспитанниками два счастливых дня. Быть может, это и есть тот реальный шаг к социальной адаптации детей-сирот, о которой пишут психологи умные статьи.
Впереди – третий сезон театра. Много новых планов. Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ибо главный наш результат – практическое приобщение к культуре через совместное творчество с теми детьми, которые без нашего участия вряд ли двигались бы в этом направлении…
Быть может, именно ради этого стоит сегодня жить?..

Максим БАСОК
Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте