search
main
0

Сетка уступила системе. Галина БАШКИНА, начальник отдела экономики образования Академии социального управления

В Московской области новая система оплаты труда педагогов охватывает все типы образовательных учреждений – от дошкольных до вузов и все категории работников – педагогический, административный, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал. Введение НСОТ началось с 1 сентября 2007 года. Результаты, полученные за это время, свидетельствуют о том, что принципы НСОТ способствуют повышению квалификации и профессионализма работников, стремлению учителя улучшить свою работу и наладить контакты с учениками и их родителями.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Московской области активно идут процессы, связанные с повышением социального статуса учителя и престижности этой профессии.

По сравнению с 2006 годом заработная плата работников образования увеличена более чем на 40 процентов и составляет более 80 процентов по отношению к средней зарплате в экономике Московской области.

Повышается стимулирующая роль заработной платы за результаты и качество педагогического труда. При этом критерии и показатели результативности и качества устанавливаются по согласованию с общественными советами школ. За счет стимулирующей части произошла дифференциация в уровнях оплаты труда в зависимости от профессиональной квалификации работников и качества их работы. У 22 процентов педагогов зарплата возросла более чем в 1,5 раза.

В пилотных общеобразовательных учреждениях существенно изменены подходы к установлению должностных окладов руководителей учреждений. Оплата их труда поставлена в зависимость от средней зарплаты педагогов с учетом коэффициентов, отражающих группу оплаты труда данного учреждения и уровень квалификации руководителя.

Одной из важнейших стала задача увеличения доли стимулирующих выплат в фонде оплаты труда образовательных учреждений: с 10 процентов в 2006-м до 30 процентов в 2009 году. Сегодня в пилотных школах стимулирующие выплаты составляют 15 процентов от ФОТ.

Вместе с тем меры, принимаемые для снижения социальных рисков и напряжения в педагогических коллективах, не позволили до конца выполнить обязательства 2007 года. Результаты федерального мониторинга реализации в Московской области комплексного проекта модернизации по направлению «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей» представлены в таблице.

Основными задачами по совершенствованию системы оплаты труда в нынешнем году стали:

– установление прямой зависимости заработной платы учителей не только от нагрузки, но и от количества учеников, с которыми он работает;

– учет внеаудиторной занятости учителя;

– учет приоритетности и сложности предметов в зависимости от реализуемой общеобразовательной программы;

– оптимизация штатного расписания;

– рациональное использование средств, выделяемых на оплату труда.

На основании приказа Министерства образования Московской области №409 от 11.03.2008 с 1 апреля 2008 года в 15 школах 15 пилотных муниципалитетов расчет заработной платы учителей осуществляется в соответствии с модельной методикой формирования системы оплаты труда, предложенной Минобрнауки России. С 1 сентября количество таких школ увеличилось до 70.

Мы проанализировали итоги учебного года с точки зрения того, как отразилось введение НСОТ на достижениях учеников в учебной и внеучебной деятельности, а также с точки зрения повышения качества и результативности педагогического труда.

Существует опасность уравниловки при распределении стимулирующей части оплаты труда, поэтому необходима отработка совместно с общественными советами критериев и показателей оценки результативности и качества труда педагогов для установления стимулирующих выплат. Необходимо, чтобы система стимулирования учителей отражала результаты труда действительно лучших и была всем понятна.

НСОТ неразрывно связана с нормативно-подушевым финансированием. Так же, как и НСОТ, НПФ направлено на создание условий для повышения качества обучения путем объективного распределения бюджетных средств, выделяемых на реализацию основных общеобразовательных программ. Распределение средств по нормативу ставит финансирование образовательных учреждений в зависимость только от количества обучающихся. Тем самым создаются условия для оценки качества работы учреждения, равные стартовые возможности его дальнейшего развития.

Основные обязательства, взятые на 2007 год, выполнены. По сравнению с 2006-м величина норматива, на основе которого определена субвенция, выделяемая местным бюджетам, возросла на 20 процентов и составила в расчете на одного обучающегося в городах 17953 рубля и в селах 31175 рублей. Доля учебных расходов в общем объеме нормативов – 6,8 процента. В качестве норматива использовалось отношение размера средств, выделяемых в 2007 году на зарплату работников и учебные расходы, к количеству учеников школ отдельно для городской и сельской местности.

Сегодня создана необходимая нормативно-правовая база и методическое обеспечение для перехода на нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений Московской области. Принят закон от 27 июля 2008 года №111/208 03, утверждающий методику расчета нормативов с 1 сентября этого года.

Расчет норматива предусматривает:

– учет особенностей финансирования по ступеням обучения, связанных с различиями учебных планов;

– нормативное соотношение в фонде оплаты труда расходов на заработную плату учителей и другого персонала в соответствии с обязательствами области: в 2008 году – 68 процентов, в 2009-м – 70;

– нормативное соотношение тарифного фонда и фонда доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера;

– расходы на обеспечение образовательного процесса, доля которых в структуре норматива определена обязательствами области: на 2008 год – 8 процентов, на 2009-й – 10.

По каждому виду общеобразовательных программ (обычные, гимназические, коррекционные) устанавливаются свои нормативы, как это предусмотрено Законом РФ «Об образовании».

В методике дается определение малокомплектных школ и предусматривается порядок их финансирования. К малокомплектным отнесены общеобразовательные учреждения наполняемостью до 10 человек в начальной, до 40 – в основной и до 100 человек в средней школе. Их финансирование как осуществлялось, так и будет осуществляться независимо от количества учеников.

Главная задача – обеспечить формирование бюджетов школ на 2009 год на нормативной основе. При этом наряду с нормативами будут использоваться и другие формы бюджетного финансирования: программно-целевое финансирование программ развития на конкурсной основе, традиционные формы финансирования коммунальных и других расходов, связанных с содержанием материальной базы образовательных учреждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте