Герой номера «УГ», выходящего в преддверии Дня Победы, – талантливый музыкант, заслуженный артист РФ, любимец миллионов россиян Сергей Трофимов. На его концертах всегда аншлаг. Знаменитые хиты «Снегири», «Город Сочи», «Ветер в голове» стали в его репертуаре обязательными песнями на бис. В музыкальной копилке Сергея Трофимова сотни песен, десятки альбомов и множество наград. Но сам артист спокойно относится к своей популярности, а шумному досугу предпочитает семейные вечера и встречи с близкими друзьями. Сергей Трофимов прекрасный семьянин, любящий муж и отец. Мы поговорили о том, почему праздник 9 Мая для музыканта грустный день, почему у него не получилось противостоять собственному ребенку, о жанре русский шансон, конкурсе «Евровидение», проекте «Голос. Дети» и о том, нужна ли армия современному мужчине.
– Сергей, в вашем репертуаре есть военные песни, и любой концерт, посвященный Дню Победы, не проходит без вашего участия. Что для вас значит этот день и память о Великой Отечественной войне?
– 9 Мая для меня грустный день, показывающий, как ложные цели и методы их достижения бывают трагичными для целой нации. При Иосифе Сталине вся страна жила впроголодь, потому что основные финансы уходили на оборонный комплекс. А по сути из страны сделали единый военный лагерь ради построения коммунизма. И вдруг 22 июня эта боевая машина оказалась не готова к случившемуся. Цена победы была очень высока – миллионы погибших людей. В результате было выбито целое поколение молодых людей, на которых можно было бы опереться. Это поколение комсомольцев, которое и погибло на фронтах. Понимать и осознавать события тех лет больно, потому что это наша история.
– Сегодня часто подменяют понятия «патриотизм» и «псевдопатриотизм». Что такое для вас быть патриотом?
– Я не представляю, как можно где-то родиться и не быть патриотом своей родины. Ты с детства впитываешь этот воздух, природу, людей. Это такое же чувство, как любовь к родителям, оно безусловное. А вот псевдопатриотизм – это ужасно, это выхолащивает в человеке все хорошее. И на самом деле главным человеком в стране является сельский учитель или врач в маленьком городе, это люди, которые, получая маленькую зарплату, все равно работают во благо страны. А тот, кто с экранов телевизора бьет себя в грудь и говорит «я патриот», притом отдыхает только на Лазурном берегу, для меня не является истинным патриотом.
– Вы как-то сказали, что вас «беспокоит судьба своей страны». Почему?
– Дело в том, что Россия – это не просто государство. Государств у нас было много. И по большому счету мы не смогли наладить наш внутренний быт, жизнь. Именно из-за больших идей жили мы плохо. С одной стороны, первые в космосе, а с другой – один свитер на двух братьев. Только в начале 2000-х годов В.В.Путин сократил разрыв между имперскими амбициями и нормальной человеческой жизнью. Я сейчас говорю об обычной жизни, о достатке, когда внутри страны люди не нуждаются, сыты, работают, отдыхают на море и т. д.
Несмотря на то что я музыкант, у меня активная гражданская позиция. Я замечаю, например, недоработки судебной системы – отсутствует нормальная защита частной собственности, у нас нет мелкого бизнеса. Возьмем в пример экономику Китая. Там и налоги меньше, и кредит взять проще, и за счет этого безработицы там меньше. И правительство Китая поддерживает всячески развитие малого и среднего бизнеса. А у нас в этом плане все сложно, людям не дают развиваться.
– О Сергее Трофимове сложилось мнение как о мужчине со своими конкретными принципами. Вы служили в армии? И нужна ли армия современному мужчине?
– В армии я не служил, потому что была серьезная травма рук. Я в принципе против призывной армии и только за контрактную. Подумайте, чему призывник может научиться за год. К сожалению, сегодня призывник – это всего лишь винтик в большой системе, выполняющий какие-то указания главнокомандующего. А то, что было принято Петром I с крепостными крестьянами, – это был единственный выход пополнить армейские ряды. На мой взгляд, государство должно более тщательно рассмотреть этот вопрос, ведь главное не количество призывников, а качество.
– А какими качествами должен обладать настоящий мужчина?
– Мужчина должен быть ответственен за тех, кто рядом. Это главное.
– В разных интервью вы говорили о том, что отсутствие отца в жизни было заметно. А как воспитываете вашего сына Ивана? Сколько ему лет, чем увлекается и связан ли с музыкой?
– Вы знаете, мы с Ваней друзья, единомышленники. Он музыкант, играет на барабане. А в последнее время пишет прекрасные песни, которые исполняет Лиза. Он музыкант даже получше меня (улыбается). Иван великолепно чувствует музыку, форму, а это не каждому дано. И дай бог чтобы у него все получилось!
– У вас замечательная семья. В чем залог счастья? И какие семейные традиции у вас есть?
– Любое семейное счастье в первую очередь базируется на любви. Если люди друг друга любят, значит, и семья будет счастливая. Особенно с появлением детей, совместного большого быта, тогда все меняется, и любовь становится не просто чувством двоих, а неким объемным понятием. Любимая семейная традиция – посещение бани. Часто ездим в деревню Дедово, и там, кстати, отмечаем Новый год, с последним боем курантов садимся на снегоход и едем на Святое озеро. Смотрим на звездное небо и наслаждаемся бытием.
– Вы смогли бы жить музыкой, но без любви? И наоборот?
– Любовь – это и есть музыка, а музыка есть любовь. Это два способа гармонизировать себя, окружающее пространство вокруг себя и влиться в огромную вселенскую силу. Поэтому для меня это неотделимые понятия. Если ты музыкант, ты уже любишь, а если в тебе есть любовь, то она рождает музыку. (Улыбается.) Как-то так…
– Сергей, вы работаете в нескольких жанрах: русский шансон, рок и авторская песня. В чем особенность жанра русский шансон и чем он отличается от французского?
– На самом деле жанр – это условное название. И русский шансон – это песни, которые не входят в официальное определение жанра. Например, рок, он тоже бывает разным, так сейчас 80 наименований рока. Так же и русский шансон, там достаточно всего: и городской романс, и песни Александра Вертинского, и народные песни. Поэтому в понятие «русский шансон» включено много стилей.
Если говорить о сравнении, то сам стиль русский шансон был выдуман не нами, а французами, откуда шансон и пошел. Наверное, изначально это определение как авторское мини-представление, мини-театр, то, что и делал гениальный А.Вертинский, потом В.Высоцкий. И русский шансон от французского ничем не отличается, только разными языками.
– Бытует мнение, что русский шансон как жанр сегодня исчезает. Вы с этим согласны? И почему так происходит?
– Да, к сожалению, так и есть. И на смену русскому шансону приходит рэп как новая городская культура. Сейчас само по себе время другое, не как 10 лет назад и больше, все размещается в Интернете. Рэп в этом плане более приспособился к современной виртуальности, чем русский шансон. Плюс ко всему шансон направлен на прямой контакт со зрителем и зависит от него, а рэп нет. Вообще, мне кажется, рок тоже скоро исчезнет… К сожалению, это новая музыкальная реальность.
– Я поклонница конкурса «Голос. Дети». Была приятно удивлена присутствием вашей дочери Елизаветы, все судьи повернулись к ней на слепых прослушиваниях. Когда Лиза начала заниматься музыкой? И чьим решением было принять участие в конкурсе?
– Вокалом она занимается очень давно, лет с трех. А с шести лет у нее появился педагог в джазовой школе – Инга Яник, которая ее раскрыла, поставила голос. После она занималась с американским и итальянским педагогами. Сейчас занимается с руководителем «Домисолек» Николаем Чермошенцевым. То, что она попала в джазовую школу, великолепно, потому что для эстрадного артиста очень хорошо – иметь такую базу.
А конкурсов в ее жизни и до «Голоса» было достаточно! (Смеется.) Она у меня все время соревнуется, в том числе и на «Новой детской волне». Почти все ее подруги из музыкальной среды уже участвовали в «Голосе. Дети», и Лиза тоже просилась, в ней сильный дух соперничества. Я был ужасно против, потому что понимал – наша «добродушная» публика скажет: «Ага, Трофимов двигает дочь». Отбор она проходила на конкурсе и в прошлом году, но до нее очередь не дошла, тогда я вздохнул с облегчением. Но не тут-то было! Лиза сказала, что вернется, и вернулась. Противостоять ребенку у меня не получилось! (Смеется.)
– После участия в конкурсе дочери певицы Алсу началось бурное обсуждение вплоть до скандалов. Певица Светлана Лобода не разрешила своей дочери принимать участие. Я видела, как вы сам скрывались от глаз жюри и зрителей. Почему?
– Если говорить объективно и абстрагироваться от того, что Лиза моя дочь, у нее очень хороший вокал. И при таких данных она может стать высококлассной певицей. Странно запрещать ребенку петь, если у нее талант. А потом, есть объективные оценки, и пусть зрители сами решают, кто как поет, есть голосование. В ее возрасте главное не результат, а сам опыт участия в чем-то, заодно возможность ознакомиться с мнением людей.
По поводу реакции общества… Это характерная черта нашего менталитета – критиковать, осуждать. Обязательно считают, что должен присутствовать какой-то блат, протекция. На самом деле это далеко не так.
– Ваши песни глубокие и со смыслом. Где черпаете вдохновение?
– Библия и Конституция РФ (смеется).
– В мае состоится музыкальный конкурс «Евровидение». В этом году к нему особенное внимание. Как относитесь к конкурсу? И, конечно, интересно ваше мнение о певице Маниже и песне «Русская женщина», вокруг которой развернулась горячая дискуссия.
– Лично я бы конкурс «Евровидение» закрыл после выступления группы «АВВА», потому что лучшего исполнения больше не было. Я вообще не понимаю, почему он называется музыкальным конкурсом, по-моему, это конкурс эпатажа. А что касается певицы Манижи, я ее видел на «Квартирнике у Маргулиса», мне понравилось. Певица хорошая, но песню не одобрил…
– Сергей, а какое значение для вас имеют деньги? Вы расточительный человек, щедрый?
– Я ужасно расточителен и никак не могу копить! И в принципе, когда я думаю о себе как о таланте, не понимаю, где заслуженные дивиденды?! (Смеется.) Если без шуток, деньги для меня – это возможность баловать любимую женщину, близких людей, в этом смысле деньги для меня удовольствие.
– Вы человек публичной профессии, но при этом кажетесь абсолютно земным, без высокомерия и налета пафоса. Как будто вам наплевать на известность…
– Честно говоря, так и есть. Мне даже нечего добавить, потому что известность может быть интересна на начальном этапе творчества. Для меня важна музыка, сама работа. В этом я вижу для себя смысл профессии.
– Когда Сергей Трофимов был маленьким мальчиком, он уже тогда понимал, что хочет быть музыкантом?
– В детстве я хотел быть индейцем! (Смеется.) А еще водителем мусоровоза. Но судьба распорядилась по-своему, меня забрали в капеллу мальчиков при Гнесинке. И, собственно, пошло-поехало.
– В вашей жизни был период, когда пришли в храм. Что изменилось внутри вас и в жизни, когда стали верующим?
– Осознание того, что во мне есть вера в Бога, пришло в 15 лет. Тогда я понял, что не один. А покрестился в 24 года, решил быть в православии. На тот момент в храм пошли многие друзья, и, глядя на них, я поступил так же. К тому же мне хотелось изучить, что такое православие, а без обрядовости это невозможно.
– В одном из интервью вы сказали: «Моя музыка отражает мое мнение о том мире, в котором я живу». Какое мнение у Сергея Трофимова о мире сегодня?
– Сегодня мир – это хаос. Он постоянно меняется, и зафиксировать его невозможно. И сегодняшний мир переполнен скоростью, информацией и событиями, а наше сознание, сознание человека, не в силах это все принять и переварить. А моя музыка сегодня больше о внутренних процессах и не затрагивает тему внешнего мира. Можно сказать, это способ оставаться с Богом…
Комментарии