Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы: Мы последовательно и системно улучшали работу всей системы образования столицы

УГ - Москва, №37 от 9 сентября 2014. Читать номер
Автор:

​Для Москвы День знаний – огромный праздник и волнующие минуты для миллиона московских школьников, преподавателей, родителей, для всего города, потому что весь город готовится к началу учебного года, участвует в том, чтобы наша система образования была лучшей не только в России, но одной из лучших в мире. Я считаю, что совместными общими усилиями нам это удается.

Мы с педагогами  прошли три полных учебных года совместной работы, сегодня можно подвести некоторые итоги этой большой совместной работы. Известно, что мы начинали с активного обсуждения развития и решения проблем московского образования. Были абсолютно разные мнения, многие считали, что московское образование так же замечательно и прекрасно и менять там ничего не нужно, другие говорили, наоборот, о радикальных переменах. Мы за этот период времени ничего радикального не делали, но и не топтались на месте. Мы последовательно и системно улучшали работу наших школ, всей системы образования Москвы. Мы начинали с изменения системы финансирования школ, изменения системы оплаты труда учителей, педагогов. Мы занимались активно работой по улучшению материальной базы школ, мы вводили системы электронного обучения, технологии школ, и сегодня по обеспечению, например, ноутбуками, компьютерами – в Москве их уже более 160 тысяч в московских школах – мы занимаем не только первое место в России, но и, я думаю, первое место в мире. Это, конечно, дает дополнительные возможности для работы московского образования. Средняя заработная плата учителей приблизилась к 70 тысячам, многие преподаватели высших учебных заведений теперь уже завидуют московским школам. Конечно, нельзя не сказать и о системе самоуправления московских школ: мы создали советы, в которые вошли и преподаватели, и учащиеся, и родители. Везде есть большое улучшение в работе и организации этих советов, они стали серьезным драйвером развития образования и создания новой системы контроля со стороны учащихся и родителей, а также взаимодействия педагогических коллективов с учащимися и родителями, выработки совместной стратегии развития конкретных образовательных учреждений. И конечно, за это время не снижал контроль за работой нашей системы и Департамент образования. Несмотря на то что считалось – руководители школ, директора московских школ одни из лучших кадровых отрядов образования, оказалось, что возможностей улучшения более чем достаточно. За это время сменились десятки руководителей школ, это дало новый импульс к приходу новых людей в систему образования с сохранением лучших педагогических кадров, которые были в Москве. В результате материальная база образования была значительно улучшена, финансирование образования значительно, в разы было улучшено, вместо 3,5 тысячи разрозненных образовательных учреждений создано около тысячи крупных современных образовательных комплексов. Можно спорить о том, правильно это было сделано или неправильно, есть критики, которые говорят: не нужно было так делать, нужно было делать по-другому, но, слава богу, все больше и больше дается объективных оценок деятельности образования, деятельности школ в нашей стране. Давайте посмотрим, чего мы добились в прошедшем учебном году. По количеству победителей Всероссийской олимпиады школьников, где сложно что-либо подтасовать или подделать, итоги этих олимпиад, количество московских ребят-школьников, которые стали победителями, увеличилось по сравнению даже с хорошим уже 2013 годом ровно в два раза – на 50 процентов, треть всех победителей всероссийских олимпиад составили москвичи. Это, конечно, такой серьезный результат с учетом и того, что количество школ, которые подготовили этих ребят, стало тоже значительно больше. Вообще количество школ, которые дают хорошее, добротное образование, в Москве в разы увеличилось. Если мы в начале нашего пути имели несколько десятков первоклассных школ в Москве, несколько десятков хороших школ и огромное количество посредственных, то сегодня больше половины московских школ находится на очень высоком уровне. Среди Топ-500 российских школ 89 – московские школы. Я думаю, с учетом тех преобразований, которые мы заканчиваем в этом году, потенциал вхождения в Топ-500 российских школ есть еще, уверен, что мы увидим эту динамику. Мы не гонимся за этим, не натаскиваем наши школы, не работаем специально над этими рейтингами, но потенциал московских школ сам за себя показывает уровень подготовки наших школьников и уровень московского образования. В предыдущие годы было достаточно много дебатов по единому госэкзамену – справедливый он, несправедливый, отстает Москва в оценках по ЕГЭ или не отстает. В этом году был введен самый жесткий контроль за результатами единого госэкзамена за всю историю этой системы экзаменации. В Москве уровень сдачи ЕГЭ в результате этого жесткого контроля даже несколько снизился по сравнению с прошедшим годом, но мы впервые за все годы получили объективную картину того, что происходит в стране и какой уровень московского образования по сравнению с другими школами страны. Последние экзамены показали, что уровень образования по единому госэкзамену, по количеству отличников почти в два раза в удельном весе превосходит уровень образования в стране, а по количество высокобалльников – более чем в три раза. Это уже серьезные объективные оценки тех процессов, которые происходят в московском образовании, позитивные оценки. Это, конечно, огромная заслуга тех, кто сегодня находится в этом зале, тех, кто нас слушает, всего педагогического сообщества Москвы, конечно, наших замечательных учащихся, учеников, которые трудолюбиво постигают те знания, которые мы им предлагаем. Немаловажно то, что помимо развития общего образования выделяется система дошкольного образования, которая, по сути дела, стала частью общеобразовательной системы. С учетом того что в Москве ежегодно поступают вновь в систему образования около 100 тысяч ребятишек, конечно, требуется и подготовка, строительство новых детских дошкольных учреждений, новых школ. Мы в этом году введем около 90 зданий и сооружений в области дошкольного, школьного образования. Это нам помогает решить проблему, связанную с очередями и в школы, и в дошкольные учреждения. Впервые мы в этом году практически на 100 процентов обеспечим не только желающих привести своих детей с трех до семи лет в дошкольные учреждения, но в этом году практически все желающие привести своих детишек с двух с половиной лет будут обеспечены местами в детских дошкольных учреждениях с 1 сентября. Конечно, можно говорить, что требования к нашим школьникам избыточные, может быть, не стоит их так нагружать знаниями, но мы живем с вами в конкурентном мире, от того, какие знания мы с вами даем нашим школьникам, выпускникам наших школ, зависит – в самом конкретном смысле этого слова – их дальнейшая судьба, то, в какие вузы, в какие университеты они смогут поступить, какие специальности могут получить, насколько они будут конкурентными в этой жизни. Насколько будут конкурентными выпускники наших школ, настолько конкурентной будет Москва и страна в целом. Поэтому это, конечно, очень важный и нужный труд, очень важные задачи, которые мы будем впредь перед собой ставить. Какие задачи мы будем решать в текущем году? Могу сказать, что Правительство Москвы будет по-прежнему уделять первоочередное внимание развитию образования. Мы по-прежнему будем вкладывать сотни миллиардов в развитие образования, по-прежнему будем открывать новые детские сады, школы, по-прежнему будем укреплять материально-техническую базу. Завершатся в этом году интеграционные внутренние процессы, которые, уверен, дадут еще большую синергию развития образования. Будут внедряться новые образовательные технологии, электронные учебники, будут создаваться школы новых технологий, мы год от года будем в эту систему включать больше и больше наших школ. Я уверен, что мы с каждым годом должны наращивать взаимодействие с московскими вузами. Порядка 90 процентов выпускников наших школ так или иначе поступают в вузы, взаимодействие с ними в профессиональной ориентации школьников, конечно, крайне необходимо для системы образования. Те эксперименты, которые мы начали проводить в последние годы, должны быть не экспериментами, а системой отношений вузовского сообщества, лучших университетов Москвы и системой образования. Конечно, мы должны и наши планы образовательные, наши стандарты приводить к тем ожиданиям, которых ждут от нас родительское сообщество и учащиеся. Буквально не так давно мы с помощью нашего интерактивного взаимодействия с городской общественностью провели опросы по таким важным направлениям, как, например, внедрение пятидневки в школах, создание единых планов обучения, введение единого дня каникул школьников. Мы получили поддержку москвичей. Поэтому, я думаю, будет правильно, если в этом году практически все школы перейдут на пятидневную систему обучения с сохранением, конечно, качества знаний, качества преподавания и на единые дни проведения школьных каникул, так, чтобы родители могли спланировать свой отдых вместе с детьми, несмотря на то что они могут учиться в различных учебных заведениях. Конечно, все эти требования, все эти новшества и продолжение нашей большой кропотливой работы необходимы, для того чтобы мы по-прежнему были конкурентными, для того чтобы наши дети получали качественное образование в Москве, для того чтобы они были конкурентны в жизни. Разумеется, помимо спроса с учителей, педагогов, с наших школ мы должны не забывать и о поощрениях. Поэтому я принял решение об увеличении грантовой поддержки, суммы грантов почти в полтора раза и доведении ее до миллиарда рублей. 14 сентября в Москве произойдет еще одно большое событие: на пять лет мы избирем Московскую городскую Думу в составе 45 человек, это самый большой состав за последние годы. Конечно, для системы образования и для всего города чрезвычайно важно, какой качественный состав будет у этой Московской городской Думы, насколько он будет понимать, знать и чувствовать проблемы московского образования, насколько он будет умело решать те проблемы, которые стоят перед городом и перед вами. Поэтому я прошу проявить активную гражданскую позицию, прийти на выборы и отдать голоса за лучших кандидатов.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту