search
main
0

Сергей СНЕЖКИН: Скоро мы увидим новых Гоголей и Достоевских

Сергей Снежкин непростой собеседник. Потому что вдумчивый. Парадокс, скажете вы. Разве трудно беседовать с человеком, внимательно слушающим? И окажетесь не правы. Потому что трудно. Потому что современный темп жизни приучает говорить быстро, односложно, отвечать, не дослушав и даже недопоняв. Со Снежкиным такой номер не пройдет. Если вы ждете интересного ответа на свой вопрос, а он неизменно последует, то будьте внимательны, формулируя свою мысль. Ведь мысль – ваш знак собеседнику, что вы на одной волне, в одном культурном поле.Сергей Снежкин – режиссер многих ярких кинематографических работ: «ЧП районного масштаба», «Похороните меня за плинтусом», сериала «Белая гвардия». Сейчас он снимает ремейк знаменитого сериала по роману братьев Вайнеров «Визит к Минотавру». Практически во всех своих картинах он выступает и как автор сценариев. С этого, собственно, и начался наш разговор с известным режиссером об отечественном кино и его новых героях.

– Сергей Олегович, бытует мнение, что это хорошо, когда режиссер является автором сценария.- Нет, это неверно. Во всяком случае, так меня учили во ВГИКе. На первом курсе я познакомился и подружился с покойным Валентином Константиновичем Черных (советский киносценарист и драматург, педагог ВГИКа, продюсер, кинорежиссер. – Авт.). Это был настоящий сценарный расист, как и великий Евгений Габрилович, и прочие замечательные сценаристы. Они были против того, чтобы режиссер рвался в литературу, и, на мой взгляд, были правы.Но сейчас не лучшие времена у сценарного образования, великие сценаристы ушли, а на их место пока никто не пришел, поэтому приходится заниматься в том числе и литературным творчеством. Взялся я за работу над сценарием «Визита к Минотавру» только потому, что определил его для себя как историческое кино. Действие происходит в 1979 году, я в это время жил, был молод. Мне интересно вспоминать это время.Между прочим, недавно в Университете кино и телевидения, где преподаю, с удивлением услышал от одной из студенток, что при советской власти люди боялись выйти на улицу, потому что их сразу могли арестовать агенты КГБ. После этого я понял, что нужно брать какой-то чистящий порошок и как следует промывать эти затуманенные мозги. На мой вопрос «Если все сидели и боялись выйти на улицу, то как тогда появились Пастернак, Ахматова, Тарковский, а сейчас все на улицах, но таких имен пока нет?» ответа я от студентки не получил. Поэтому сама жизнь велела взяться за переэкранизацию произведения братьев Вайнеров, чтобы рассказать о том времени.- В свое время великие режиссеры говорили, что кинематограф зависит от сценарного цеха, и говорили о том, что было столько сценариев, что их не успевали читать. Приносят ли вам сегодня сценарии, достойные нашего времени?- Читать сейчас сценарии – это катастрофа. Современные авторы почти поголовно бездарны. Раньше на Ленфильме было наказанием читать сценарии, приходящие не от профессиональных сценаристов. На этот самотек обычно посылали девиц, каким-то образом проникших работать на студию. Сейчас все наказаны тотально. Педагоги уже выходят с предложением применить американскую систему сценарного творчества. Я не знаю, что такое американское системное сценарное образование, но единственное, чего не хочется, это чтобы трогали советскую систему подготовки режиссеров. Она не нуждается в изменениях.Почему нет сценаристов, хороших сценариев? Это всегда было зоной рискованного земледелия. У Черных была гигантская мастерская – 29 человек, а в профессии остался один. Я не знаю, почему так получается. Возможно, потому что мы попали в пересменку, растянувшуюся на 20 лет.- Недавно вы возглавили Санкт-Петербургское отделение Союза кинематографистов и в одном из интервью сообщили, что главная задача заключается в придании смысла существованию этой организации. В чем этот смысл?- Извините за тавтологию, но смысл именно в придании смысла этой организации. Сейчас она бессмысленна. Это не профсоюз, не политическая организация, а какое-то сообщество людей, которые что-то помнят о прошлом и у которых, к сожалению, нет ни настоящего, ни будущего. Люди собираются раз в год на отчетно-выборное собрание и расходятся потом по своим норкам. Поэтому во имя спасения союза нужно придать смысл этой организации. И в этом направлении мы будем работать. Предстоит много сделать, и я, честно сказать, боюсь этого объема. Одна надежда – на людей, которые согласились помогать в этом деле.Главный вопрос: на какой основе возрождать союз? Сможет ли эта общественная организация диктовать художественную политику в кинематографе, определять приоритеты, заниматься профессиональной ориентацией молодежи, чтобы та не угасала в сериалах, заниматься определением фестивальной политики, очищением кинематографа от скверны и т. д.? Это должна быть общественная организация, ответственная и совестливая.- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в российском кинематографе? Как относитесь к запретительным мерам: от нецензурной лексики до показа лиц с нетрадиционной ориентацией?- Я давно уже в кинематографе и ни разу в своих картинах не говорил о гомосексуалистах, потому что не было необходимости. У нас что, других проблем нет? Мне кажется, есть вещи поважнее. Например, кто позволил на половину экрана давать рекламные объявления, что будет следующим? А что за хамская традиция прогонять финальные титры за одну секунду? А где этот закон, который позволяет шпиговать картину рекламой с такой эпической силой, что действие останавливается? А что такое шестнадцатичасовой рабочий день? Рядом со мной в павильоне работает группа фильма «Екатерина», так там люди от усталости качаются. Никто не отслеживает права молодого режиссера, который работает за копейки. Вот о чем нужно говорить. Нужно определить систему ценностей, что нам дороже: художественные достоинства фильмов или судьба лиц нетрадиционной сексуальной ориентации?- Есть у вас личное представление о том, кто сейчас герой нашего времени?- Да, он работает у меня на площадке, Михаил Олегович Ефремов. Он играет героя. Следователя Станислава Александровича Тихонова, героя, который преодолевает обстоятельства, самого себя, для того чтобы бороться с преступностью, чтобы любить, чтобы жить.- Если провести параллель между театром и кино, то где сложнее ставить?- Я не работал в театре как режиссер, но я точно знаю, что это другая профессия, это другой способ работы с актерами. Меня всегда поражает смелость театральных режиссеров, которые приходят в кино. У них, как правило, ничего не получается. Я такую смелость на себя взять не могу. Я знаком с огромным количеством прекрасных театральных актеров, но я никогда не приду со своим кинематографическим опытом на театральную сцену, потому что не владею инструментарием. Но я всегда завидую тому, чего у меня нет. Завидую, например, яркому театральному дарованию Бутусова. То, что он делает, мне страшно интересно.- Как вы относитесь к фильмам, которые снимают музыканты, например Гарик Сукачев?- Никак к этому не отношусь, снимает и пусть снимает. Другое дело, если они развлекаются за государственные деньги. Для этого нужны предпосылки, как то: специальное образование, крепкий сценарий.- А талант?- Талант – это метафизическая вещь, поэтому о нем не нужно упоминать. Этим оправдывают даже преступления в искусстве: «Кино – гадость, но он талантлив».- Вы часто высказываете негативное отношение к кинофестивалям. Почему?- Каннский фестиваль – это огромный бизнес-проект, а все остальное – это бессмысленное времяпрепровождение, чужой праздник жизни. Один из великих режиссеров-оскароносцев говорил, что искусство – это не спорт. Это в спорте видно, кто дальше прыгнул или пробежал, в искусстве царит вкусовщина. К сожалению, часто видишь очевидно плохую картину, а она получает главный приз. Как это комментировать? Эти произведения нельзя называть отражением основных направлений кинематографа, тенденцией процессов, в нем происходящих.- Сергей Олегович, а как вы относитесь к госзаказу в кино?- Очень хорошо, потому что это спасение нашего кинематографа. Идеальная схема должна быть следующей: государство должно выступать как продюсер и заказчик. Например, ему нужно столько-то комедий, столько-то дебютов, столько-то фильмов про честность и т. д. Как было при советской власти. Но все благие намерения могут пропасть при отсутствии хорошей редактуры. Понимаете, сценарий, он высевается, то, что называется жемчужиной, проблеском идеи, долго вызревает. На киностудии «Ленфильм» были опытнейшие редакторы, которые годами работали с авторами и занимались созданием сценариев.- Вы обучаете будущих режиссеров. Насколько они будут потом востребованы на рынке труда?- Это зависит от их профессиональных, художественных и гражданских качеств. Сейчас они проходят практику в моей киногруппе на разных должностях. Причем периодически меняются местами, часть студентов прикреплена к художнику-постановщику, часть работает с оператором. Перед практикой я их собрал и сказал, что для них это последняя возможность поменять профессию, уйти в менеджеры, в спонсоры и т. д. Пока никто не ушел. У меня 13 студентов, и я поставил перед собой амбициозную задачу выпустить всех режиссерами-постановщиками. Все они должны остаться в кино.- В чем вы видите возрождение отечественного кинематографа? Делаете ли ставку на молодежь?- Да, возрождение начинается. Что касается сценаристов, то идет формирование новых Гоголей, Достоевских, Салтыковых-Щедриных. И это не связано ни с политикой, ни с экономикой, это поколенческие вещи. Потеряно поколение, и не одно. И мы ждем, занимаемся воспитанием и, я убежден, обязательно дождемся.Я сужу это по ребятам, с которыми работаю. Они совершенные разночинцы, приехали из разных регионов, но у них абсолютно четкие нравственные устои, они очень самостоятельные. Я доволен ими. Их уже держат на примете актеры и продюсеры. Разве это не счастье?- Вы отозвались о таланте как не об основополагающем критерии, а что тогда является главным при отборе ребят на режиссерскую специальность?- Я их отбираю по письменным работам объемом не менее 20 страниц, по итогам разговоров с ними и т. д.Мои студенты – это дети своей страны, и, хотя у них, конечно, разное отношение к истории, все они бесспорные патриоты. Мало того, они все ставят перед собой амбициозные задачи – улучшить качество жизни в стране своим творчеством.Досье «УГ»Сергей Олегович Снежкин – кинорежиссер, сценарист, художественный руководитель студии «Бармалей». Заслуженный деятель искусств России.Народный артист Российской Федерации. Окончил Всесоюзный Государственный институт кинематографии им. Герасимова. Обладатель престижных премий и наград: главный приз ВКФ «Молодость» в Киеве за фильм «Эй, на линкоре!» (1985), специальный приз жюри МКФ в Сан-Себастьяне за фильм «Невозвращенец» (1991), главный приз КФ «Окно в Европу» в Выборге за фильм «Цветы календулы» (1998), премия «ТЭФИ» за лучший телевизионный художественный фильм, мини-сериал, приз «Серебряный Витязь» за лучший телевизионный фильм «Брежнев» (2005), премия «Золотой Орел» за лучший игровой фильм «Дикое поле» (2008), приз общественного жюри КФ «Московская премьера», приз зрительских симпатий за лучший российский фильм МКФ «Pacific meridian» «Похороните меня за плинтусом» (2009), премия «Золотой Орел» за лучший мини-сериал 2012 года «Белая гвардия» (2013). Преподает режиссуру в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте