search
main
0

Сергей МОНАХОВ, ответственный секретарь Федерации Интернет Образования: В ФИО все работают на одну идею

– Почти пройден второй год существования ФИО. За это время цели и задачи федерации определились более четко?
– И в прошлом году задачи были ясны, цели поставлены. Было понятно, что необходимо создать инфраструктуру, потому что без этого невозможно реализовать главную задачу – массовый подход к обучению учителей по всей России. Мы поняли, что действуем правильно – возможен только интенсивный метод создания региональных центров. Еще в прошлом году, в августе-сентябре, когда я пришел в федерацию, мы определились, что не будем делить педагогов в процессе обучения по предметам, не станем делать на этом акцент. Тогда же нам стало понятно, что необходимо работать с управленцами. В сентябре 2000 года я встречался с группой управленцев из Новосибирской области, они мне посоветовали, и я согласился с тем, что надо обучать “образованцев”, как они сами себя называют. Ведь в среднем образовании, в отличие от высшего, работники комитетов, управлений, департаментов, областных министерств обладают реальным административным ресурсом. Чтобы проект пошел, необходимо работать с управленцами, объяснять им, о чем идет речь.

– Сужу по наблюдениям в московском центре ФИО: у вас создана необыкновенно комфортная атмосфера для учебы. За счет чего? Вы специально подбираете преподавателей, чтобы они были не просто профессионалами, но увлеченными людьми?
– Есть два момента. Первый – взаимная доброжелательность. Второе – творческая атмосфера. Наши преподаватели умеют ее создавать. Конечно, когда мы принимаем людей на работу в ФИО, никто не смотрит на то, как человек улыбается, как себя ведет, но, видимо, сама система выступает в качестве серьезного селекционного фактора. Я не могу назвать ни одного примера, когда мы с кем-то поругались, с кем-то расстались из наших сотрудников.

– Какие отношения между вами, “штабом” федерации, и региональными центрами? Это диктатура или демократия?
– Мы эту тему часто обсуждаем с нашими региональными коллегами. Говорили о ней и на сентябрьской конференции “Российская школа и интернет” в Петербурге, и в октябре на слете участников проекта “Поколение.ru” в Сочи. Основной вопрос – как построить систему управления нашей федерацией? На первом этапе она строилась спорадическим путем. У директоров наших первых центров были сомнения – пойдет, не пойдет проект. А сейчас эти первые директора – наши “ветераны”, не по возрасту, конечно, а по духу, по знаниям.
Наши центры работают по единым правилам. Везде одни и те же программы. Если в регионах разрабатывается какая-то новая программа, ее надо утвердить на методическом совете, и затем она распространяется как единая на все центры. У нас одни требования к штатному расписанию, к культуре проведения занятия. Например, совершенно исключается использование центров в коммерческих целях. Система, с одной стороны, должна быть хорошо отлажена, работать по одним правилам. С другой стороны, мы не можем допустить, чтобы она превратилась в административно-бюрократическую. В ФИО многое строится на том, что все делают одно дело, все работают на одну идею.

– По каким критериям вы отбираете регион, в котором открываете центр?
– Конечно, для нас приоритетом являются интересы ЮКОСа. Это те регионы, где ЮКОС уже обосновался либо собирается активизировать свою деятельность. При этом у нас есть четко рассчитанное количество организационных и финансовых усилий, которые мы можем позволить себе потратить на создание регионального центра. Отсюда вытекает все остальное – позиция региона, активность местных властей. Мало одного желания иметь такой центр, нужна реальная помощь в подборе партнера, решение проблем со связью, управленческая помощь. Кроме того, регион работает с местными строителями, связистами, с местными специалистами, которые занимаются техникой. В первую очередь центры возникают там, где это можно сделать примерно в те сроки, которые мы для себя установили, – максимум три месяца.

– Где будут открыты следующие центры?
– В этом году мы должны открыть центр в Минске на базе Белорусского госуниверситета. 29 ноября там уже начнутся занятия. В 2002 году в наших планах Ставрополь, Апатиты Мурманской области, Владикавказ, Пенза, Ульяновск, Орел.

– Основная часть программы обучения учителей – интернет. Почему такой приоритет? Или он временный?
– Приоритеты не меняются. Было бы безответственно замахиваться в целом на внедрение информационных технологий в образование. Эту глобальную проблему ЮКОС при всей своей мощи не сможет решить. Поэтому мы сконцентрировали усилия на интернет-технологиях.

– Федерация, центры интернет-образования отслеживают судьбу выпускников?
– Мы сейчас создаем базу данных. Я считаю, это надо было делать с самого начала. Но даже при хорошо организованной базе данных, хорошо отлаженной системе, невозможно иметь исчерпывающую информацию о судьбе каждого учителя. По большому счету это и не нужно – знать о каждом из 15 тысяч, из 100 тысяч человек… Главное – у нас работает обратная связь. Если нужно кому-то помочь, пожалуйста.
В любом случае нам необходимо работать с наиболее активной частью наших слушателей. Мы сейчас пытаемся это делать – создаем клубы, проводим фестивали, конференции, конкурсы.

– Кстати, о фестивалях. Почему возникла идея проводить интернет-фестивали молодых учителей?
– Нам было понятно, что необходимо работать с учительской молодежью. Еще одна важная причина – отношение общества к учительству. Педагоги в глазах общественности самые несчастные люди – сирые, убогие, забитые. Зарплаты нищенские, сидят они в неотапливаемых школах… На самом деле это совсем не так. Потому что все время, когда финансирование нашего образования было близко к нулю, образование держалось на энтузиазме учителей, на их профессионализме. И сейчас держится.
Интернет-фестивали проводятся для того, чтобы учителя могли общаться, обсуждать свои проблемы. А нам они нужны, чтобы создать в каждом регионе свой “актив”. Это хорошее слово. Фестиваль – это не танцы и пляски. Это в первую очередь несколько дней напряженной работы, когда из участников все соки выжимают на ролевых, ситуационных играх и других мероприятиях. Базовая проблема – кадровая. Мы пытаемся выявить не просто симпатичных учителей и учительниц, а ребят с хорошим потенциалом, которых можно потом использовать для организации наших проектов.

– Еще одно новшество этого года – общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов (ОЭР) для средней школы. Как вы собираетесь использовать полученные данные?
Проблема сетевых, локальных образовательных ресурсов по своим масштабам не уступает проблеме повышения квалификации учителей. Мы не претендуем на серьезное разрешение этой глобальной проблемы. С другой стороны, очевидно, что у нас есть возможносnь, которой нет ни у кого, – провести не экспертизу, а просто мониторинг мнения учителей по тем ресурсам, которые есть. Мы обобщаем, систематизируем мнения. Но не по принципу “плохой – хороший”. Вопросы составлены так, что учитель не оценивает напрямую, а делится опытом: “Этот ресурс я использую в своей работе”. Или – “Мне нравится этот ресурс, потому что он соответствует техническому оснащению моей школы, а оно сейчас не ахти”. Или “Этот ресурс хороший, я готов его использовать, но мне надо для этого поучиться”. Мы считаем, что эта информация в обобщенном и систематизированном виде должна быть интересна в первую очередь Министерству образования России. Во что это дальше выльется, я не знаю, потому что мы работаем в пилотном режиме. К концу года посмотрим уровень активности участников рейтинга, выясним, насколько та обобщенная информация, которую мы получаем, репрезентативна.

– Планирует ли ФИО охватить другие уровни образования – начальное, среднее профессиональное, дошкольное, дополнительное?
– Те знания, которые мы даем, универсальны для всех учителей – “дошкольников”, из среднего профобразования, из дополнительного. Хотя в основном мы ориентируемся на учителя средней школы. Но в будущем году мы планируем в московском центре обучить несколько потоков учителей разных категорий. Дефектологов, педагогов, которые преподают в школах для детей со специальными потребностями, работают с трудными детьми, учителей школ в исправительных учреждениях для несовершеннолетних, преподавателей кадетских корпусов.

– Когда начинался проект, было много сомнений, насколько он долговечный. Сейчас больше надежд на “долгое и счастливое” будущее?
– Я считаю, что, если на сегодняшний день есть какие-то тревожные ожидания, они связаны с настроением, характерным в целом для России. Нет каких-то серьезных предпосылок, что завтра наша деятельность свернется. Недавно на фестивале молодых учителей в Подмосковье Михаил Ходорковский отчетливо сказал: никакие потрясения на мировых рынках не заставят ЮКОС сворачивать производство и образовательные программы.

– Мне кажется, государство могло бы принять более активное участие в проекте “Поколение.ru” – в финансовом, организационном плане. Тогда можно было бы открыть больше центров по стране…
– Cейчас мы готовим соглашение о долгосрочном сотрудничестве ФИО и Минобразования в этой области. В любом случае мы до конца 2005 года сделаем 50 центров, обучим 250 тысяч учителей. Но этого недостаточно. По разным данным, в России, как минимум, полтора миллиона учителей. Если государство сделало для себя, что явствует из тех заявлений на высшем уровне, информатизацию приоритетной сферой, наш опыт должен быть востребован именно с точки зрения тиражирования. Мы готовы сделать не 50, а 150 центров. Мы считаем, что это должно быть интересно власти. Речь идет не о подмене финансирования со стороны бизнеса финансированием со стороны государства. Речь идет о выделении государственных средств на расширение того, что начато нами.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте