Федерация Интернет Образования (ФИО), созданная в апреле 2000 года по инициативе Нефтяной компании ЮКОС, работает над тем, чтобы потенциальные пользователи, которыми, безусловно, являются все школьники и учителя, могли выбирать из всего, что предлагает Интернет, самое полезное и нужное – для образовательного процесса и для себя лично. Сегодня проект “Поколение.ru” – единственный столь масштабный некоммерческий образовательный проект, реализация которого направлена на обновление профессионализма российского учительства, оказание безвозмездной помощи педагогам в освоении новой для многих из них области – информационных технологий в образовании. Вот уже более двух лет Федерацию Интернет Образования возглавляет Сергей МОНАХОВ. Ответственный секретарь ФИО, вице-президент ЮКОСа, кандидат психологических наук Сергей Монахов не считает себя “начальником ФИО”. Свою главную задачу Сергей Владимирович видит в организации совместной работы высоких профессионалов московского офиса и региональных центров ФИО для достижения стратегической цели – содействуя внедрению информационных технологий в российское образование, помочь России стать ведущей державой в использовании, развитии и создании высоких технологий.
– В настоящее время в мировом сообществе активизируются процессы глобальной информатизации общественной жизни. В связи с этим, в соответствии с поручением Президента РФ, правительство разработало федеральную целевую программу “Развитие единой образовательной среды на 2001-2005 годы”. По-вашему мнению, способны ли подобные программы кардинально повлиять на жизнь россиян в столь краткие сроки?
– В названии программы вы не назвали очень важное слово – “информационной”.
Образовательная среда в нашей стране была, есть и будет. Программа же направлена на развитие, а по большому счету на создание единого информационного пространства в российском образовании. При этом речь идет о внедрении и использовании новейших информационных технологий. Программа предусматривает все основные компоненты информатизации: оснащение образовательных учреждений компьютерами и сетевым оборудованием, развитие телекоммуникаций и электронного образовательного контента, обучение педагогических кадров. Успешная реализация программы, безусловно, будет означать прорыв в информатизации нашего образования. Но при этом хотелось бы обратить внимание на довольно серьезный момент – необходим постоянный мониторинг выполнения и периодическая актуализация самой программы. Основная причина – информационные технологии динамично развиваются, и пятилетний срок программы здесь, скорее, не короткий, а достаточно продолжительный. Немаловажный, мягко говоря, вопрос – устойчивое финансирование программы, но пока, насколько нам известно, здесь все нормально. Если же говорить о динамике выполнения программы, то пока она, скорее, набирает обороты, нежели вышла на проектную мощность.
– Федерация Интернет Образования 2,5 года обучает учителей работе с компьютером и применению новых информационных технологий. Сколько центров ФИО уже открыто по России? С какими трудностями вам приходится сталкиваться в регионах?
– Сегодня на территории России работают 28 центров и еще один центр в Минске. Нам предстоит открыть центры еще в 21 российском регионе. Мы это сделаем к концу 2004 года, может быть, раньше. Особых проблем в регионах мы не встречаем ни при создании центров, ни при их дальнейшей работе. Что мы встречаем во всех регионах, так это большую заинтересованность в деятельности ФИО. Сегодня у нас более 20 писем от глав региональных администраций с предложениями сотрудничества.
Очень важным является то, что каждый наш региональный центр создается совместными усилиями ФИО и администрации республики, края или области. Конечно, ЮКОС несет основную часть затрат, но при создании каждого центра обязательно часть расходов берет на себя региональный бюджет. Повторю, для нас это очень важно и подтверждает справедливость тезиса, провозглашенного ФИО еще в начале пути: “Партнерство власти, общественности и бизнеса – основа развития российского образования”.
– Скажите, пожалуйста, ведется ли учет статистики в ФИО, например: какое процентное соотношение городских и сельских учителей, уже прошедших обучение в региональных центрах?..
– Основные статистические показатели следующие (это данные на 4 ноября) – в наших центрах прошло обучение более 40 тысяч работников среднего образования, если точнее – 40219 человек. Почти 80 процентов наших выпускников – женщины. По возрасту деление следующее: до 25 лет – 11 процентов, более 60 процентов – учителя в возрасте 25-45 лет, около 20 процентов – в возрасте 45-55 лет. Каждый второй наш выпускник – учитель-предметник, каждый шестой – учитель информатики. 20 процентов наших выпускников – работники органов управления образованием, включая директоров школ и их заместителей.
Если говорить о сельских учителях, то их около 30 процентов.
– Известно, что для обучения детей в российских школах далеко не всегда используется новейшая техника, встречаются даже устаревшие компьютеры типа “БК” и “Электроник”. А какая техника используется в центрах ФИО для подготовки учителей? И по каким программам ведется обучение в ФИО?
– Используется самая современная техника – компьютеры, сетевое и мультимедиа оборудование.
Все программы, по которым идет обучение, типовые, разработаны специалистами московского и региональных центров ФИО, согласованы с Министерством образования РФ. Основные программы для учителей – “Интернет-технологии для учителя-предметника” и “Тьютор Интернет-образования”. Есть еще программа “Интернет-технологии для администратора образовательного учреждения” – это программа для управленцев. Всего ФИО разработано 15 учебных программ.
– Проблема ограничения доступа детей к сайтам, содержащим информацию о насилии и разврате, в данный момент является общемировой. Какие меры, на ваш взгляд, могли бы исправить ситуацию?
– Я против любых запретов и цензуры в интернете. За исключением тех случаев, когда это определено законом. К сожалению, российское законодательство в этой части несовершенно и не позволяет с законных позиций бороться с пропагандой в интернете насилия, наркотиков, национальной розни и прочей дряни. Что касается методов борьбы, для этого существуют технические методы, в том числе специальные компьютерные программы. Но при этом нужно помнить, что интернет – это мощный носитель информации. Как любой такой носитель – он обоюдоострый, при этом бурно технологически развивающийся. И его существующие и новые возможности могут быть использованы как в позитивном, так и негативном плане. Это я к тому, что технологии защиты от негативной информации, как правило, отстают от технологий ее демонстрации в Сети. Поэтому основной способ защиты наших детей от вредной информации – это воспитание у них “с младых ногтей” информационной культуры, культуры поиска, использования и создания информации. Эту культуру необходимо воспитывать и в школе, и дома. Мы считаем, что в школе носителем информационной культуры может и должен быть школьный учитель. Но для этого учитель сам должен быть “на ты” и с интернетом, и с интернет-технологиями. Эта мысль является одной из основных, которыми мы руководствуемся в своей работе.
– В настоящее время в СМИ много говорится о создании мультимедийных учебников, принципах их построения и критериях. Как вы думаете, насколько такие учебники могли бы быть полезными и востребованными для наших учителей?
– Я убежден, что будущее за электронными образовательными ресурсами. Но их эффективное использование возможно в том случае, если они размещены в интернете и в школе есть к ним доступ. Другой, “безынтернетный” вариант – когда в школе есть локальная сеть и грамотный системный администратор, тот, кто размещает ресурсы в этой сети. Поэтому, до тех пор пока в наших школах есть проблемы с интернетом, важны и нужны локальные образовательные ресурсы на дисках (к слову, я считаю, что локальные ресурсы сохранят свою значимость и после полной “интернетизации” нашего образования). Главное, при формировании школьных медиатек ( мне больше нравится – “электронная библиотека”) – использовать продукты, удобные и понятные учителю с точки зрения их использования в учебном процессе. К сожалению, таких локальных ресурсов пока не очень много.
– ФИО уже не первый год участвует во Всероссийском конкурсе “Учитель года России”. Но в этом году на 13-м конкурсе ФИО выступила с новой инициативой – на конкурсе появилась особая, можно сказать, фирменная номинация – “Информационные технологии”. Какое участие вы приняли в судьбе победителя? Какой приз он получил?
– Мы предложили оргкомитету конкурса ввести новую номинацию “Информационные технологии” и получили полную поддержку. Конечно, мы переживали: как пойдет, примут ли эту номинацию финалисты конкурса, будут ли в ней участвовать? Как оказалось, переживали мы напрасно, номинация состоялась. Поэтому я слегка возразил бы против определения “фирменная номинация”: уж если “фирменная”, то “фирмой”, в самом положительном смысле этого слова, стало само российское образование. Победил в номинации учитель начальных классов Ветвеницкой начальной школы Псковской области Максим Константинов. В качестве приза мы оборудуем Максиму Александровичу автоматизированное рабочее место учителя с выходом в интернет.
– Обучение участников Всероссийского финала конкурса “Учитель года России” в центрах ФИО уже стало традицией. В Кремлевском дворце, где в этом году состоялось праздничное закрытие и награждение лучших из лучших, было сказано, что уже в третий раз финалисты конкурса смогут повысить свой уровень образования в области информационных технологий на базе ваших центров. Когда в Федерацию Интернет Образования приедут учиться финалисты 2002 года?
– И в 2000-м, и в 2001 году в нашем Московском центре проходили обучение финалисты конкурса “Учитель года России”. В этом году мы предложили следующее – каждый из “пятнашек” (пятнадцать победителей в номинациях) может обратиться в ближайший наш центр, и там будет организовано обучение всех учителей его школы. Ну и традиционно все финалисты пройдут обучение в Московском центре интернет-образования. Мы их ждем в марте 2003 года.
Ольга МАКСИМОВИЧ
Комментарии