Шахматисту Сергею Карякину всего 29 лет, а он уже настоящая живая легенда. Все дело в том, что в возрасте 12 лет он стал самым молодым гроссмейстером в истории и был внесен в Книгу рекордов Гиннесса. В настоящий момент Карякин вице-чемпион мира по шахматам, чемпион мира по быстрым шахматам и блицу, двукратный победитель командного чемпионата мира в составе сборной России. Мы обсудили с гроссмейстером инициативу о внедрении шахмат в школьную программу в качестве обязательного предмета, поговорили о том, можно ли выучиться на шахматиста в вузе, а еще о том, есть ли у человека шансы в схватке с искусственным интеллектом.
– Сергей Александрович, существует такая легенда, что вы заинтересовались шахматами благодаря одной-единственной фразе, услышанной в телевизионной рекламе: «Пешка становится ферзем». А как все было на самом деле?
– Действительно, моя любовь к шахматам – с первого взгляда. С первой фразы. Когда мне было пять, я случайно услышал эти самые слова по телевизору. И меня это озадачило, мне было непонятно, что такое пешка и ферзь. Я, конечно, побежал к папе, и он мне все объяснил, показал шахматы, научил играть – и понеслось. Мы стали регулярно играть, я очень увлекся и сам попросился в шахматный клуб. Так что все это правда. Мне повезло окунуться с головой в шахматы с раннего детства и до сих пор продолжать играть с огромным удовольствием. Частично, потому что мне это нравится, частично – потому что мне удается показывать неплохие результаты. Это не только моя профессия, но и мое любимое времяпровождение. Определенно, мне нравится то, чем я занимаюсь.
– Вы начинали свой путь в шахматной школе имени А.В.Момота в украинском Краматорске. Из нее вышло множество знаменитых шахматистов. Помните своих педагогов?
– Да, это была на тот момент ведущая шахматная школа страны. Мы с родителями специально переехали в Донецкую область и жили там примерно два с половиной года. Здесь со мной занимались лучшие тренеры Украины – международные мастера и гроссмейстеры. К сожалению, многих уже нет с нами. Например, Владимир Андреевич Савон – международный гроссмейстер, который был когда-то чемпионом СССР. Те знания, которые он и другие мастера передали мне, были бесценными. Потом эта школа, к сожалению, развалилась, и в 12 лет я вернулся в родной Симферополь, но уже в статусе самого молодого в мире гроссмейстера.
– В большом спорте такие результаты достигаются только сверхусилиями, требующими полной отдачи. Насколько жесткой была дисциплина в вашем детстве, случались ли переутомления?
– С одной стороны, было иногда и тяжело, и жестко, с другой – я всегда сам к этому шел, никто меня не понуждал. Я не боялся трудностей, и поэтому изматывающие шахматные тренировки приносили мне удовольствие.
– Не было ли в вашей жизни таких переломных моментов, когда хотелось все бросить, а до вершины оставалось совсем чуть-чуть?
– Нет, я не помню такого. Понимаете, других возможностей, какие мне давали шахматы, чтобы как-то развиваться, у меня просто не было. Вообще, большая удача, что мне удалось так быстро достичь крупных результатов. Можно сказать, удалось воплотить мечту в жизнь.
– Как к этому относились ваши сверстники в школе? Завидовали, показывали пальцем или, наоборот, уважали?
– Поначалу удивлялись. Но когда я стал чемпионом мира и самым молодым гроссмейстером, все поняли, что моя жизнь складывается чуть более интересно, чем у них. Может, и завидовали, не знаю. Все-таки соревнования проходят по всему миру – это все время увлекательные путешествия по разным городам, странам. В общем, совершенно другие возможности…
– Как вам удавалось совмещать тренировки с учебой в школе?
– Я учился в обычной школе, но так как у меня не получалось регулярно посещать занятия, вместе с учителями была создана индивидуальная программа специально для меня. Я мог осваивать ее дома, потом сдавать определенные экзамены в школе. Конечно, мне пришлось прогулять немало занятий. Но на самом деле получилось так, что без ущерба обучению – как-то все успевал.
– Вы наверняка слышали, что с этого года по инициативе Министерства просвещения во многих школах в начальных классах шахматы стали обязательным предметом. Как вы считаете, насколько это целесообразно? Противники этого нововведения говорят о том, что шахматы – эмоционально тяжелый вид спорта и у детей могут возникать нежелательные психологические реакции.
– Дети, конечно же, расстраиваются из-за проигрыша. Но если подумать, в некотором смысле это школа жизни, в игровом варианте. Пусть они лучше научатся принимать поражение, преодолевать себя, самосовершенствоваться, играя в шахматы под руководством педагогов, чем те же самые неприятные «уроки» получат где-то в другом месте. Ведь это может быть не только не так продуктивно, но и, увы, даже опасно. Без поражений не бывает побед. А шахматы – это возможность для детей стать сильнее.
– Иными словами, вы поддерживаете эту инициативу?
– Да, потому что шахматы действительно для всех. Это здоровая конкуренция, это честный спорт. Перед началом игры все в равном положении.
– А может ли, на ваш взгляд, обязательное изучение чего-либо убить вдруг появившийся интерес?
– Слушайте, многие математику не любят, например. И в этом смысле, мне кажется, шахматы полюбить легче. Все-таки шахматы – это игра. А игры очень нравятся детям.
– Кто, по-вашему, должен учить шахматам? Ведь вряд ли наберется такое число профессиональных педагогов?
– Обучить шахматам могут и обычные учителя, прошедшие определенную подготовку. Ведь никто не ставит задачу сделать всех детей гроссмейстерами, так же как на уроках математики мы не ждем, что каждый станет великим ученым. Так что учить шахматам вполне могут и математики, и учителя физкультуры, и учителя начальных классов. Такой специальной подготовкой учителей занимается, например, мой соавтор по сборнику-задачнику «Медная книга» Екатерина Волкова (лицензированный тренер ФИДЕ, автор более 10 книг по шахматам, популяризатор шахмат. – Прим. «УГ»). К слову, у меня есть специальный курс в рамках Московской электронной школы (МЭШ), педагоги могут использовать его на уроках. Наш задачник тоже может стать полезным подспорьем на этом пути.
– А существуют ли вузы, где можно получить «корочку» шахматиста?
– Да, конечно, но, чтобы стать профессиональным шахматистом, надо заниматься с детства. Нельзя поступить в вуз и стать гроссмейстером. Есть, например, Российский государственный институт физкультуры, там готовят профессиональных шахматистов. Но и в некоторых других вузах, например в РГСУ, который окончил я, очень поддерживают шахматы. На юрфаке МГУ функционирует моя школа шахмат, она больше студенческая, но открыта для всех.
– Как вы считаете, может ли каждый стать гроссмейстером при определенной доле усердия или все-таки им нужно родиться?
– Гроссмейстерами как раз становятся. Просто необходимо понимать, что занятия отнимут очень много лет. Я начал играть в пять, гроссмейстером стал в двенадцать. И это не просто семь лет, это практически каждодневная очень серьезная подготовка. Многие становятся гроссмейстерами только к двадцати годам. Мне приходилось не только часто пропускать занятия в школе, но и упускать возможности досуга, общения с друзьями, максимально концентрироваться на шахматах. Это не каждому дано, но и не каждому нужно. Скорее мы говорим об общей популяризации шахмат. Шахматы полезны для интеллектуального развития детей, а стать гроссмейстером – это, как и во всех профессиональных видах спорта, тяжелый труд. Вообще говоря, профессиональный спорт вреден, и это ни для кого не секрет.
– Вы упомянули о своем пособии «Медная книга». Расскажите, пожалуйста, для кого вы написали эту книгу?
– Мы с Екатериной Волковой хотим создать серию книг-задачников по шахматам, чтобы можно было начать с малого, с любительских комбинаций, с «мата в один ход», и постепенно дойти до более серьезного уровня, до международного мастера. Чтобы дети и взрослые могли постепенно, год за годом, книга за книгой совершенствоваться. Дело в том, что за последние годы было создано не так много шахматных учебников. И потом, я думаю, эта книга поможет тем родителям, которые хотят научить своих детей играть в шахматы или которые сами вместе с ребенком хотят приобщиться к этой прекрасной игре.
– Как вы придумали такое необычное название?
– Мы руководствовались соревновательными ассоциациями, которые задают такую градацию. Медная, серебряная, золотая. Может, еще средневековые мотивы, рыцарские. Как и названия фигур – слон, ферзь…
– В СССР шахматы были очень популярны среди самых широких масс. А сейчас?
– В последнее время можно сказать, что популярность шахмат растет. Все больше детей начинают записываться в секции. Во многом это результат работы Российской и Московской шахматных федераций. Это также и вклад ведущих наших шахматистов, когда они добиваются каких-то успехов, которые приковывают общественное внимание. Например, когда я играл матч за титул чемпиона мира, после этого, естественно, популярность шахмат в России значительно выросла.
– Сейчас порой и телевидение подключается к популяризации шахмат. Так, например, вы поучаствовали в одном из таких шоу на спортивном телеканале. Как вы оцениваете этот опыт?
– Мне понравился сам формат и особенно тот факт, что мне удалось там победить! Этот проект был организован при поддержке World Chess – партнера ФИДЕ, занимающегося популяризацией шахмат во всем мире. Кстати, возвращаясь к теме популярности шахмат. Вы посмотрите, сколько людей сейчас стали играть в шахматы через разнообразные приложения на своих гаджетах! Я знаю крупных бизнесменов, которые сильно мучают своих сотрудников таким увлечением. Идет какое-нибудь совещание, а они отвлекаются на шахматы, полностью погружаются в игру, и подчиненным приходится повторять доклад.
– А профессионалы играют в таких приложениях?
– Да, там участвуют все. Вплоть до чемпионов мира. Магнус Карлсен там играет, я тоже иногда захожу…
– А какие шахматы, на ваш взгляд, лучше – электронные или все-таки традиционные, что называется аналоговые?
– Должны быть и те и другие. Нельзя полностью отказаться от настоящих фигур и шахматной доски. Надо чувствовать фигуры на кинестетическом уровне. Это же особое удовольствие – держать их в руках, когда делаешь ход. И потом это разное восприятие позиции – на обычной доске и на электронной. Есть люди, которые на компьютере плохо понимают игру. Бывает, конечно, и наоборот. Одно же из явных преимуществ электронных шахмат – возможность найти соперника в течение минуты, если даже не меньше. Это здорово!
– А что касается игр с виртуальным соперником – уступает ли сегодня человек искусственному интеллекту?
– Двадцать пять лет назад, наверное, еще можно было обыграть компьютер. Сейчас соревноваться с ним бесполезно, можно иногда делать ничьи, но в целом компьютер будет выигрывать с большим преимуществом. Год назад даже среди игроков-программ случилась революция. Появилась программа, которая не пытается просчитать все возможные ходы алгоритмически, она самообучается у соперника.
– Поразительно… Кстати, у вас двое сыновей. Одному из них почти четыре. Уже научили их играть в шахматы?
– Пока еще не совсем. Но меня радует, что у старшего есть к этому интерес. Он знает, что папа играет в шахматы, иногда видит меня по телевизору и поэтому периодически сам просит: «Папа, давай сыграем». Пока, конечно, серьезной игры не получается: я делаю ход, он делает ход, а потом начинается какой-то бардак. Но заинтересованность у него есть, и я думаю, он еще научится играть.
– Сергей Александрович, а что вы посоветуете родителям, учителям и детям, которые еще не только не умеют играть в шахматы, но и, может быть, даже не планируют начинать?
Комментарии