search
main
0

Сергей ЕФИМОВ, начальник Управления образования администрации Томского района: Нельзя жалеть инвестиций в образование!

В кабинете Сергея Ефимова, начальника Управления образования администрации Томского района, я встретила… священника.- Знакомьтесь, – сказал Сергей Николаевич, – это отец Алексей, благочинный церквей Томского района, настоятель Свято-Троицкого храма, директор воскресной школы. Мы сотрудничаем с епархией по районной программе «Духовно-нравственное воспитание граждан».- Второй год организуем уникальный лагерь для школьников «Юнга», – воодушевился отец Алексей. – Ребята отдыхают сельские, малообеспеченные, поэтому управление образования финансирует путевки. Учим мальчишек и девчонок управлять катерами, они есть при церкви, кататься на водных лыжах. А самое привлекательное – ночная рыбалка с неводом!

В лагере особый духовный мир:  проводятся обязательные богослужения,  исповеди. Тут ребята  бросают курить, сквернословить, получают прививку от алкоголизма и наркомании, а главное – начинают задумываться о том, как жить дальше.  Томский район самый большой в области: и по количеству населения – 70 тысяч человек, и по плотности – более сотни деревень и сел. И по проблемам: градообразующих предприятий  мало, а число асоциальных семей – 52 процента!  Нынче из 267 первоклассников 174 оказались с  нарушениями  речевого развития – родителям некогда с ними заниматься. Школа в таких условиях не второй дом, а главный. В планах создание муниципальной психолого-педагогической службы. Сергей Ефимов на посту всего два года, но многие его начинания реализуются успешно. Может, потому, что  руководитель он нестандартный. 33-летний начальник управления образования не имеет педагогического образования. После окончания медицинского университета защитил кандидатскую диссертацию и пошел учиться… в Сибирскую академию государственной службы по специальности  «государственное муниципальное управление». Его диплом посвящен проекту модернизации системы образования Томского района.  Недавно понял, что этого мало, чтобы общаться с педагогами, теперь  в Лучановской средней школе ведет уроки обществознания. Под руководством методиста и завуча. Команду Ефимов набрал себе под стать – молодую, инициативную. Начали с  оптимизации  образовательной сети после тщательного анализа, конечно, ведь на момент прихода Ефимова в отрасль часто в выпускных классах и выпускать-то было некого. Школьников в районе 6900, школ стало 34. Управление не закрывало школы,  а объединяло их, создавало  филиалы. И хоть шла оптимизация непросто,  уже понятно, что  повысила  качество образования за счет эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых ресурсов. Например,  Кандинская школа в 2010 году была на 22-м месте в районе по среднему баллу ЕГЭ, Калтайская –  на 7-м, а их объединение привело к 4-му месту объединенной школы в районном рейтинге!- И самое главное, – считает Сергей Николаевич, – жизнь теперь там кипит, дети увлечены, учителя не варятся в собственном соку! Молодость и действенность управленческой команды уже начали делать свое дело – в этом году в район пришли 19 выпускников вузов, тогда как в прошлом  всего 4.  Помогает федеральная программа по развитию села.  Как говорит Сергей Ефимов,  суммы средств, поступающие по ней, во многом зависят от позиции главы района. До прихода нынешнего главы Владимира Лукьянова район финансировался ничтожно мало. А в этом году выделено 5 миллионов рублей, в 2013-м должно быть уже 6. К этим деньгам, рассчитывает Ефимов, можно привлечь до 60 миллионов федеральных средств и  60-70 педагогов тем, что построят свое жилье. Думаю, от активной позиции начальника управления образования тоже зависит немало. Во всяком случае глава согласился с таким планом, более того, поддержка образования стала приоритетной в районе. Региональная мера  – молодые педагоги теперь получают ежемесячно 4, 5 и 6 тысяч рублей в зависимости от стажа работы –  тоже серьезно повлияла на желание работать в селе. Проблема кадров остра не только для Томского района, где средний возраст педагогов  46 лет, а работающих пенсионеров  21 процент.  Управление реализует  программу «Кадры системы образования Томского района». – Мы проанализировали ситуацию в школах, чтобы решить, на какие проблемы обратить особое внимание, – говорит Ирина  Дроздова, заместитель начальника по организации образовательной и воспитательной деятельности. – Задачи новые, а педагоги старые, и далеко не все работают от души. Есть активные школы, например Итатская. Но и там разброс зарплаты – от 8 до 50 тысяч рублей, потому что одни  заинтересованы, а другие просто отводят уроки. Стимулируем директоров, демонстрируя успехи школы и помогая им делиться опытом. Ввели практику, когда несколько специалистов управления  выезжают в школу, оценивая уроки, общую ситуацию, дают рекомендации. На мой взгляд, директора, став больше менеджерами, перестали контролировать образовательную часть работы, а завучи не всегда справляются со своим функционалом. Креативный потенциал  детей очень высок.  Но нужны педагоги,  способные привести их к победе, директора, умеющие выстроить и организовать работу в этом направлении.  Проблема ведь не только с квалифицированными педагогами, но и просто с предметниками, которым нужно  повышение квалификации. Ищем новые пути и формы  этой работы. Большие надежды на проект «Дистанционное образование», которым занимается наш сотрудник, преподаватель ТГПУ Лилия Пикалова. Запускаем пилотный проект.  Специалисты вуза будут дистанционно работать с нашими учителями,  те в свою очередь со своими детьми. Пока предполагается внеурочная деятельность – подготовка к олимпиадам, ЕГЭ, но это только начало. Еще одна наша программа сотрудничества с Томским педуниверситетом  начинает работать –  будем активно приглашать молодых на практику, назначая из наших педагогов наставников.  По работе с одаренными детьми  в районе наработан и  положительный опыт. Зональненская школа много лет выдает призеров, победителей олимпиад регионального уровня, организует олимпиады для начальной школы. Итатская СОШ задействует ресурс вузов для работы со способными учениками. Дело осложняется тем, что образовательные учреждения района ветхие, 70-х годов прошлого века.  Как говорит Сергей Ефимов, раньше деньги на ремонт просто «размазывались» по учреждениям. Управление взяло на вооружение новую технологию – определяет точки роста, куда требуется вброс средств. Новые методики и технологии – отличительная черта работы управленческой команды. Валерий Павлов, заместитель начальника по развитию материально-технической базы,  рассказал: – В этом году удалось поставить приборы учета, теперь экономим. Где-то реально, а где-то надо еще вкладывать – окна менять, проводить ремонт систем отопления. Программа «Школьное окно» рассчитана на три года, пока освоили 30 процентов, сразу стало и теплее, и светлее. У нас самый большой в области подвоз детей – более 1300 человек. В прошлом году купили пять современных автобусов, в 2013 году еще пять. Внедрили программу ГЛОНАСС –   можно контролировать пробег транспорта. Стараемся все делать капитально. Пришлось взять на содержание 11 котельных, которые отапливали не только школы, но и сельские учреждения. Зато не приходится воевать с коммунальщиками. Надеемся отопление изменить принципиально. На будущий год три учреждения переведем на тепловые насосы, которые используют  возобновляемые  источники энергии – недра земли. Начали устанавливать дорогое шведское оборудование, но оно быстро окупается. По  доступности дошкольного образования  Томский район второй после областного центра.  За прошедший год введено 508  мест. – Как правило, наша  управленческая схема выглядит так: «инициатива –  инвестиции – инновации», – рассказывает Сергей Николаевич. – Таким путем мы решили ряд застарелых проблем. Например, в двух селах – Лучаново и Кандинка – требовались дошкольные места, а  здания садов были аварийными,  кадровый состав,  обеспечение – неудовлетворительными. Решили участвовать в областной программе развития дошкольного образования, чтобы получить финансовую поддержку. И в Кандинке,  и в Лучанове мы открыли  группы не в существующих зданиях, а перенесли детсады на свободные площади школ. Убили сразу двух, а то и трех зайцев: решили проблему очередности, ушли от ветхих зданий детсадов и заняли пустующие площади в школах. Наверное, самое главное – совершили скачок в качестве подготовки малышей,  ведь их развитием теперь занимается более квалифицированный коллектив школы,  есть доступ к современному оборудованию. Для школы такое соседство тоже выгодно: за счет средств на  дошкольные места выполнили ремонт инженерной инфраструктуры теперь уже общего здания, заняли пустующие площади и снизили затраты на одного ребенка. Более эффективно используются средства на содержание здания и оплату труда, а оборудовав пищеблок за счет федеральной субсидии, мы кормим и школу, и детсад.  Если в городе Томске введение  одного дошкольного места стоит в среднем миллион, то мы обходимся  60 тысячами.Видимо, как раз управленческое образование дает Сергею Ефимову понимание: работать надо программно. По программе школьного питания область в 2013 году, кстати, выделяет 9 миллионов,  потому что своей программой Томский район сумел убедить власть в необходимости серьезных изменений.  Ефимов доказал и то, что району необходимы  системы очистки воды – на это из областного и местного бюджетов выделяют 2 миллиона рублей. Сергей Николаевич убежден:- Мы  растим людей, от которых в будущем зависит развитие района, региона, страны. Поэтому нельзя жалеть инвестиций в образование! Ведь даже один из главных инвесторов страны Роман Абрамович однажды сказал: «Надо было все-таки  вместо покупки футболиста Фернандо Торреса построить на Чукотке школу, детский сад и аквапарк. Стормозил».Томская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте