Недавно стало известно о результатах мониторинга общего образования, проведенного РАНХиГС, согласно которым 26% родителей в России нанимают ребенку репетитора, а 13% оплачивают дополнительные занятия в самой школе.
Примечательно, что даже среди семей, оценивших свой уровень дохода как низкий, 18,2% опрошенных прибегают к услугам репетиторов.
Одной из основных причин, почему родители нанимают детям репетиторов, оплачивают образовательные услуги в школе или организациях допобразования, является то, что они хотят сделать своих детей конкурентоспособнее в будущем, наращивают их капитализацию. Этому способствует и желание дать детям то, что им самим было недоступно в юные годы. Работает также советская традиция, восходящая еще к дореволюционной эпохе, давать детям разностороннее образование: например, учить несколько языков, заниматься музыкой, танцами.
Занятия с репетитором или в рамках дополнительных секций позволяют учесть индивидуальные особенности детей, среди которых с каждым годом становится все больше школьников с особыми потребностями или которые сильно отличаются друг от друга культурными особенностями. И это касается не только детей мигрантов, но и коренных жителей. Но, на мой взгляд, обучение с репетитором может быть справедливо только для академической подготовки к экзаменам, когда родители опасаются, что ребенок в силу своей успеваемости, результатов диагностики или отставания от программы не сможет получить достаточного количества баллов.
При этом стоит помнить и о так называемых “мягких” навыках, soft skills: навыках самопрезентации, работы в группе, эмоциональном интеллекте, креативности и т.п., которые репетитору не под силу развивать в ребенке. Это важные для карьеры сквозные навыки, которые не связаны с конкретной предметной областью, но важны в том числе для высокой производительности и успешного обучения. Например, для развития критического мышления важно уделять внимание дискуссиям с ребенком, развивать в нем любознательность, учить распознавать уловки и оценивать достоверность источника, мыслить гипотетически, высказывать и оценивать оценочные суждения, научить использовать полученные знания в различных ситуациях, а не только для решения конкретных задач в учебниках. Важно понимать, что это требует комплексного подхода в обучении школьников: через обсуждения, решения прикладных проблем и ролевые развивающие игры.
Сейчас для межпредметного обучения существуют различные ресурсы, например, страначитающая.рф, которая помогает не только восполнить пробелы в классической литературе, но и творчески переосмыслить любимые произведения, проявить артистизм и фантазию, научиться работать в команде.
Есть еще один очень важный навык в наш цифровой век – навык ручной работы, то есть овладение столярным, портновским и другим ремеслом. Мне кажется, сегодня этого не хватает в образовании.
Об авторе:
Сергей Агафонов – учитель истории и обществознания, ведущий методист по истории и обществознанию корпорации «Российский учебник».
Комментарии