search
main
0

Серебряный звон. Умом и творчеством можно заработать

«Отступать некуда. За нами – Россия», – шутит Зоя Аркадьевна ХАЛЮТА, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, основатель Нововаршавской гимназии – одной из первых сельских в России.

Первая сельскаяНововаршавский район стоит на границе с Казахстаном – до него в два раза ближе, чем до областного центра. И именно здесь, на краю страны, началась перестройка российской сельской школы. Потому что с легкой руки Зои Халюты, ставшей одним из лидеров этого движения, нововаршавцы уверились, что с них начинается Россия. Девяностые годы, разруха и смятение – целинные земли зарастают бурьяном. Сельчане бегут в город в поисках лучшей доли для детей, на их место приходят беженцы из Казахстана и Узбекистана, для которых эта земля не родная. А Халюта добилась того, что Нововаршавская школа в 1992 году стала первой сельской гимназией. Настоящей – уже в 1998-м образовательное учреждение получило статус региональной, потом федеральной экспериментальной площадки. Бежать неизвестно куда, чтобы выучить детей, стало бессмысленно. А уж когда Зоя Аркадьевна с коллегами открыла на гимназической базе межуниверситетский комплекс, поток отъезжающих и вовсе превратился в ручеек. Окончив школу, ребята поступали в четыре омских вуза, филиалы которых были созданы в Нововаршавке, – педагогический, аграрный, технический, физкультурный. Это в селе с шестью с половиной тысячами жителей, две трети из которых составляли как раз школьники и их родители! Такого смелого эксперимента в России еще не было. 400 ребят получили высшее образование благодаря ему. Не все, но многие остались поднимать целину во второй раз. Гимназия стала фундаментом для восстановления района. Нововаршавка гордится тем, что ее земли взрастили пятерых кандидатов наук. Двое из них – директора Нововаршавской гимназии: ныне руководитель Комитета по образованию Зоя Аркадьевна Халюта и нынешний руководитель Елизавета Леонидовна Булгакова. Вузовский эксперимент закончился, гимназический продолжается. Если в начале своего пути гимназия работала над темой «Ориентация обучающихся на созидание как фактор стабильности и развития села», то сейчас реализует проект «Сельская школа как культурно-образовательный центр».- Традиции – это то, чем сильна наша гимназия, – говорит Елизавета Булгакова. – Главное, что они стали традициями всего села, всех школ района.Аист в рукахПарад знаний – главный праздник в поселке. 1 сентября на стадионе поселка собираются несколько тысяч человек – не по обязанности, по зову души. Над стадионом реет радужное знамя гимназии, а прямо в руки садятся аисты. Аисты нарисованные, вылепленные, вырезанные – это знак гимназии. И так уже к ним привыкли сельчане, что всерьез верят, будто живут в краю, где водятся эти редкие для Сибири крылатые символы семьи.С семьями своих учеников Нововаршавская гимназия не работает, скорее живет их заботами и радостями. Школа скрепляет домашний очаг – вот такую она взяла на себя удивительную миссию. Люди здесь живут очень разные, с разными обычаями, разным образом мыслей. И образовательное учреждение поставило себе задачу – сохранить особенности, но создать нечто всех объединяющее. Воспитательная работа нацелена на то, чтобы дети опирались на традиции предков, создавая при этом свои. Знает ли школа, чем живет семья, каковы ее жизненные ценности, традиции? И если от нее сегодня требуются открытость, публичная отчетность, взаимодействие с общественными институтами, то может ли семья «открыть» на суд подрастающего поколения свою нравственную кладовую? Семьи Нововаршавского района уже это сделали – сначала в гимназии, а потом и во всем районе стали популярны «Уроки в семейных гнездах». Два раза в год в течение недели все школьники приходят в гости в семьи своих одноклассников. Их встречают русскими пирогами или казахскими баурсаками, но главное – в устах мам и пап, бабушек и дедушек оживают учебники истории, географии, экономики, технологии. Вспоминают целину, годы репрессий, Великую Отечественную войну… Дают уроки житейской мудрости – как вести дом, как жить по средствам, как заботиться о старших. Такие уроки остаются не только в памяти, но и в сердце. А для детей, в чьих семьях не сложился свой добрый уклад, счастливые гнезда сверстников становятся прообразом своего будущего дома.Из этой идеи родилась другая – школьно-семейные подряды, в которых чаще участвуют совсем не те родители, что гордятся своей семьей. Зато летом безработные мамы и папы по инициативе педагогов и направлению службы занятости вместе со своим ребенком приходят работать на пришкольный участок – пускай временное дело, но совместное!Вместе с педагогами ребята задумали проект, который не оставил равнодушным ни одного земляка и стал победителем Всероссийской акции «Я – гражданин России» в номинации «Сохранение исторической памяти». Решили в честь 70-летия Великой Победы установить в поселке памятник детям военных лет.Школа победителейВ Нововаршавке гимназию называют школой победителей. Это тоже традиция – от олимпиады к олимпиаде увеличивается число призеров регионального уровня. В прошлом году по итогам участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по 9 предметам насчитали 1 победителя и 14 призеров!Впрочем, победы – дело наживное, складывающееся из ежедневного труда. В Нововаршавской гимназии труд этот в радость, ведь после будней всегда наступают события, которые случаются практически ежемесячно. Скучное слово «мероприятие» не для этих ребят. В первый же год работы гимназии было создано научное общество учащихся. С тех пор весна стала временем образовательных путешествий. Каждый год группа гимназистов отправляется на Всероссийские юношеские чтения имени Вернадского. За 12 лет гимназией представлено на конкурс 43 работы, 30 из которых участвовали в очном туре в Москве.Апрель традиционно ассоциируется с апрелиадой, появившейся в первый год существования Нововаршавской школы в статусе гимназии. Она ежегодна, ожидаема, традиционна по форме, но вместе с тем всегда нова содержательно. Участником апрелиады может стать каждый гимназист, которому предстоит пройти конкурсные испытания в двух турах – индивидуальном и командном. Команды состоят из ребят разных классов – их подбирают старшие, которые и организуют это событие.По итогам каждого дня апрелиады определяются победители в индивидуальном туре в каждой параллели, а также одна команда-победительница. На закрытии все победители… получают деньги. 150 рублей – за индивидуальный успех, 120 – за командный. Чтобы понимали – умом и творчеством можно зарабатывать! То, что можно зарабатывать руками, убедительно демонстрируют гимназические ярмарки-выставки продаж выращенной продукции: весной – это рассада, осенью – урожай. Сельские дети, как считают педагоги, должны не только уметь работать на земле, но и красиво преподносить выращенное, уметь выгодно реализовывать.Зимой тоже скучать некогда. Традиционно с 1 по 11 декабря проводится декабриада – декада созидательного проживания, в которой принимают участие все классы. Я спросила Володю Шульгина, победителя Всероссийского конкурса «Ученик года-2013», как ему удалось обойти старшеклассников из 23 регионов России. Он честно ответил:- Это не мне удалось, это наша команда победила. Просто у нас в гимназии работают лучшие на свете учителя и учатся замечательные ребята.И позвенел серебряным колокольчиком – в 2007 году в Кремлевском дворце его вручили Елизавете Булгаковой, директору провинциальной гимназии – единственной в Омской области, победившей в конкурсе «Лучшие школы России».«Серебряный звон» Нововаршавской гимназии слышен на всю Омскую область. А в гимназическом гимне есть такие слова: «Еще услышит мир о нас, узнает наши имена!»​Наталья ЯКОВЛЕВА, Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте