search
Топ 10

Серебряный век в Крыму: взгляд из XXI века

В Год науки и технологий гуманитарные науки тоже не стоят на месте. Только в минувшем сентябре в Крыму прошли три больших международных мероприятия под эгидой трёх знаковых имён Серебряного века русской культуры — Аделаиды Герцык, Максимилиана Волошина и Ивана Шмелёва.

Фото: Юлий Пустарнаков, могила Максимилиана Волошина на горе Кучук-Енишар

…Как знать, дождусь ли я ответа,
Прочтут ли эти письмена.
Но сладко мне перед рассветом
Будить родные имена.

Это отрывок из стихотворения Аделаиды Герцык, которая уже давно могла бы быть таким же гением места в крымском Судаке, как Максимилиан Волошин в Коктебеле. Почти одновременно с ним она поселилась в Крыму, и её дом в Судаке сыграл не меньшую роль в истории русской поэзии Серебряного века, чем волошинский — в Коктебеле.

В гостях у Аделаиды Казимировны и её мужа, издателя философской литературы Дмитрия Евгеньевича Жуковского, бывали поэты Максимилиан Волошин, Марина Цветаева, София Парнок, Анастасия Цветаева, литературовед Михаил Гершензон, философы Николай Бердяев, Иван Ильин, Сергей Булгаков, композитор Александр Спендиаров и многие другие.

Первый и единственный прижизненный сборник стихов Аделаиды Герцык вышел в 1910 году, одновременно с «Вечерним альбомом» Марины Цветаевой. Но к тому времени она была уже достаточно широко известна в литературных и философских кругах как автор эссе о Джоне Рёскине «Религия красоты» и переводов Фридриха Ницше, рецензент журнала московских символистов «Весы» (под псевдонимом Сирин). В 1906 году в журнале «Русская Школа» появилась её статья «Из мира детских игр», о которой Максимилиан Волошин писал: «Несколько страничек Аделаиды Герцык, затерявшихся среди листов педагогического журнала, представляют литературное и психологическое событие, поставившее новую грань в нашем самопознании, к которой всегда придётся возвращаться».

Революция и Гражданская война застали Аделаиду Герцык, как и Волошина, в Крыму. В 1921 году она написала «Подвальные очерки» и стихи «Подвальные». О судьбе большинства судакских интеллигентов, которые были в заточении вместе с Аделаидой Казимировной, можно узнать, подойдя к горе Алчак на восточной стороне Судакской бухты. Там, у подножия Алчака есть памятная доска: «Здесь, на горе Алчак, 18 января 1921 года, были расстреляны жители Судака, среди них граф Р. Р. Капнист. Вечная память невинно погибшим».

Фото: Юлий Пустарнаков, у горы Алчак

Эту доску открывали участники Международных Герцыковских чтений десять лет назад.

А в этом сентябре прошли юбилейные Чтения — исполнилось 25 лет со дня проведения первых Герцыковских чтений в Судаке — значимого события культурной жизни Крыма.

Традиционно в Чтениях участвуют потомки деятелей Серебряного века, чья жизнь и творчество связаны с Крымом, с Судаком. В этом году приехали: основательница и постоянная участница Чтений Татьяна Никитична Жуковская — внучка Аделаиды Герцык и Дмитрия Жуковского, Михаил Юрьевич Бальмонт — правнучатый племянник поэта Константина Бальмонта, Александр Евгеньевич Петров — внучатый племянник крымского этнографа, краеведа, друга Максимилиана Волошина Александры Петровой.

Благодаря наработанному за последний год опыту дистанционного общения на конференции смогли выступить учёные из Армении, Италии, Испании, Ирландии, Эстонии, Турции, Украины. Такая на удивление широкая география участников подтверждает огромный интерес не только российских исследователей к теме Серебряного века русской культуры в Крыму и в Судаке, в частности.

И есть надежда, что память об Аделаиде Герцык, о её современниках и собеседниках будет многое значить не только для участников Чтений, но и для всех судакчан и гостей Судака. А её дом станет таким же местом притяжения, как Дом поэта в Коктебеле.

Фото: Юлий Пустарнаков, дом Аделаиды Герцык и Дмитрия Жуковского в Судаке

А в Коктебеле, а также в Феодосии и Старом Крыму целых две недели проходил XIX Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь».

В этом году он был посвящён 90-летию образования на базе усадьбы Волошина Дома творчества писателей «Коктебель» и 110-летию приезда Марины Цветаевой в Коктебель и Феодосию.

Это исключительно длительное и разнообразное по форме и содержанию мероприятие вполне в духе Максимилиана Волошина. В рамках симпозиума проходили: Международный литературный фестиваль, Международный научно-творческий семинар «Школа сонета», Международная философско-культурологическая конференция «Киммерийский топос: мифы и реальность», музеологический семинар «Время и пространство “Genius loci” в музеях-заповедниках».

Был праздник детской литературы, посвящённый Году науки и технологий в России, литературные чтения и мастер-классы, творческие встречи и презентации книг.

Участники симпозиума посетили музей Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии, Константина Паустовского и Александра Грина — в Старом Крыму, увидели древний армянский монастырь Сурб-Хач, совершили восхождение на гору Кучук-Енишар к могиле Максимилиана Волошина, а на легендарном потухшем вулкане Карадаг провели литературные чтения «Поэзия древнего вулкана».

Более классической была сентябрьская научная конференция в Алуште в музее Ивана Сергеевича Шмелёва — XХVI Крымские международные Шмелёвские чтения «И. С. Шмелёв и писатели русского зарубежья».

«Самый русский писатель», — говорил об Иване Шмелёве Константин Бальмонт. Его дважды номинировали на Нобелевскую премию. Сейчас Шмелёв по праву считается одной из ключевых фигур в истории литературы русского зарубежья.

В этом году было три секции, на которых исследователи представили свои доклады: архивные исследования жизни и творчества писателя, религиозно-философский, православно-просветительский аспекты в творчестве Шмелёва и его современников и творчество писателя в лингвистическом аспекте.

В этот раз на Шмелёвских чтениях была межмузейная, совместно с Музеем-заповедником «Киммерия М. А. Волошина», выставка к 80-летию смерти Марины Цветаевой и Сергея Эфрона «Твоя душа моей душе близка».

Серебряный век русской культуры — часть крымской истории. Это был полуостров великого счастья и надежд поэтов и писателей того времени и место их великой трагедии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту