Многие местные инициативы, стартовав однажды и встретив дружное одобрение в массах, имеют обыкновение в дальнейшем трансформироваться в нечто великое. Не стал исключением и открытый конкурс профессионального педагогического мастерства и общественного признания «Серебряный пеликан». Еще несколько лет назад он позиционировался как «Учитель года Западной Якутии», а теперь стал частью грандиозного по своим масштабам Тумэр форума, объединившего педагогов целого ряда регионов России.
Добрая традиция
По словам председателя клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия)» Юрия Кынатова, форум задуман как серия рабочих площадок для обмена передовым педагогическим опытом и продуктивного общения учителей и учеников.
– Нам очень приятно, что «Учительская газета» совместно с Общероссийским профсоюзом образования стали учредителями этого форума, – подчеркнул Юрий Васильевич. – Благодаря вашей информационной поддержке на протяжении всех этих лет о наших инициативах знают люди во всех субъектах РФ. В этом году география форума значительно расширена, собралась очень представительная команда экспертов и членов жюри, куда входят люди, чьи имена известны всему педагогическому сообществу, – победители Всероссийского конкурса «Учитель года России», народные и заслуженные учителя, лауреаты премий и так далее. Особенность этих людей в том, что они способны давать открытые уроки и мастер-классы не только для коллег-предметников, но и для преподавателей других дисциплин, причем с неменьшим успехом. Они понимают, что хороший учитель – это не просто хороший преподаватель, но всегда нечто большее, особенно в плане личностных качеств.
И это поистине так! В чем смогли убедиться все, кто принял участие в работе площадок форума, организованных на огромных просторах Якутии – самой большой административно-территориальной единицы в мире.
Все флаги в гости
В Городской классической гимназии Якутска прошел авторский семинар «Организация работы с текстом на уроках филологического цикла как средство интеграции предметного и метапредметного содержания» Ирины Добротиной, заведующей лабораторией общего филологического образования Института стратегии развития образования РАО, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002, учителя русского языка московской школы №1310.
Намскую улусную гимназию имени Н.С.Охлопкова посетил Петр Головин, народный учитель СССР, преподаватель физики Ишеевского многопрофильного лицея имени Н.К.Джорджадзе Ульяновской области. Для коллег он провел содержательный мастер-класс «Из опыта организации проектной деятельности научно-технического профиля». А с детьми в течение двух рабочих дней работал над формированием практических электродинамических компетенций на базе авторских комплектов, решал задачи и делился секретами подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
В Ленском районе межпредметный семинар для учителей «Интерактивное обучение: методы и формы» провел Денис Рочев, преподаватель немецкого языка, директор Ленинградского областного центра развития одаренных детей и юношества, победитель конкурса «Лучший учитель немецкого языка России»-2012, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014.
Кандидат филологических наук, учитель английского языка, директор новосибирского лицея №9, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016 Екатерина Калинина пообщалась в Вилюйске с коллегами, рассказав им о роли языка в межкультурном общении, а также ответила на вопросы относительно грядущего введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку. А ее коллега, тоже учитель английского, директор гимназии №38 города Тольятти Самарской области, почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «Учитель года России»-2002 Юлия Мищенко встретилась с преподавателями и учащимися села Нюрба и стала членом жюри «Серебряного пеликана».
Школа №1 имени А.И.Софронова-Алампа в селе с замысловатым названием Ытык-Кюёль Таттинского улуса стала площадкой проведения мероприятий под руководством учителя физики московской школы №2095 «Покровский квартал», заслуженного учителя Кубани, финалиста Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2009 Андрея Семке. Он провел с коллегами занятия на темы «Проектная и исследовательская деятельность», «Метод активных вопросов», а также мастер-классы «Экологические экспедиции», «Музейная педагогика в преподавании учебных предметов», «Плагиат или соперничество».
В селе Майя Мегино-Кангаласского улуса преподаватель математики санкт-петербургского губернаторского физико-математического лицея №30, лауреат премии фонда «Династия» в номинации «Молодой учитель» и победитель конкурса «Петербургский урок» Олег Ренев прочел учителям лекцию на тему «Введение в механизмы эффективной реализации цифровизации образования» и показал мастер-класс «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики».
Очень необычным было выступление в Верхневилюйске Руслана Хоменко, руководителя тольяттинской Школы ораторского мастерства и речевой самообороны. Он поведал о секретах человеческого общения, с помощью которых можно избежать конфликтных ситуаций в разговоре с агрессивными и воинственно настроенными собеседниками.
Учителя начальных классов, педагоги и студенты педагогических учебных заведений, методисты, завучи и директора школ стали участниками авторского семинара-практикума «Использование современных технологий, методов и приемов в начальной школе», который провела методист столичного Центра технологической модернизации образования, финалист конкурса «Учитель года Москвы»-2016 Надежда Ладилова.
Будучи гостем Табагинской школы имени Р.А.Бурнашова Мегино-Кангаласского улуса, Александр Буханистов, учитель биологии маслянинской школы №1 Новосибирской области, заслуженный учитель РФ, заслуженный учитель Республики Южная Осетия, лауреат конкурса «Учитель года России»-2001, рассказал участникам форума о тайнах неизведанных пространств и необычных уроках, а также провел мастер-класс на тему «Вирусы – неклеточная форма жизни».
Параллельно с Тумэр форумом в Верхневилюйске также проходил Открытый кубок учителей математики имени Александра Ивановича Семенова, экспертом которого стал преподаватель информатики, руководитель отдела IT-сопровождения и дистанционного обучения Дагестанского института развития образования, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2010 Магомедшапи Дибиров. Он провел консультации с конкурсантами, подробно проанализировал их уроки, а также дал мастер-класс на тему использования ИКТ в образовании и жизни.
Дальше всех, пожалуй, занесло учителя истории, директора краснодарской школы №98 имени Героя Российской Федерации генерал-полковника Г.Н.Трошева, финалиста конкурса «Учитель года России»-2010, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Директор школы»-2016 Андрея Шевченко. После шестнадцатичасовой поездки к российскому полюсу холода – поселку Оймякон – у него хватило энергии провести несколько эмоционально и интеллектуально насыщенных встреч с педагогами и школьниками, а также поучаствовать в роли члена жюри на муниципальном этапе конкурса «Учитель года Якутии».
Повышаем и заряжаемся
– Конкурс – прекрасная возможность для учителей повысить квалификацию, – уверена Капитолина Ефимова, директор Нюрбинского технического лицея имени А.Н.Чусовского, Республика Саха (Якутия). – Обычно для этого наши педагоги выезжают в Якутск и центральные города России. Но сегодня непосредственно у нас собрались лучшие из лучших учителей России, и они приехали, чтобы пообщаться с коллегами и поделиться опытом. Каждый из нас обязательно использует то, что они нам рассказали и показали. Общение с опытными коллегами дает людям мощный заряд энергии, является стимулом к профессиональному развитию.
Как отметила начальник муниципального Управления образования Нюрбинского района Алевтина Аргунова, очень символично, что «серебряные пеликаны» съехались померяться силами именно сюда, в Нюрбу, за 700 километров от Якутска. Ведь исторически сложилось так, что здесь родились, жили и работали многие видные ученые Якутии, первые наркомы просвещения, Герои России, космонавты. И вообще Нюрбинский район своего рода интеллектуальный центр республики!
– Принимать гостей для нас очень почетно, – с гордостью заявила Алевтина Петровна. – Конечно, мероприятия такого рода – это большая ответственность и серьезные расходы. Но мы все предусмотрели, инициировав в прошлом году муниципальную целевую программу «Подготовка кадров для Нюрбинского района», где и было отдельной строкой прописано финансирование конкурса. Ведь это тоже повышение квалификации, стажировка педагогов!
Работа над ошибками
В прошлом году главный приз конкурса «Серебряный пеликан» достался Матрене Петровой, учителю русского языка и литературы Томторской школы имени Н.М.Заболоцкого-Чысхаана Оймяконского улуса. Теперь она член жюри конкурса, оценивает работу своих коллег, а параллельно сравнивает увиденное с тем, что было тогда, в 2018‑м.
– Если бы я выступала сейчас, то свой урок провела гораздо лучше, поменяла тему мастер-класса, больше бы работала с фокус-группой, – говорит Матрена Анатольевна. – И уж совершенно точно написала более качественное эссе. Я смотрела нынешние мастер-классы, в целом очень хорошо, но надо понимать, что большинство из всего этого можно использовать лишь при наличии хорошей интернет-связи. Пока же она у нас не очень качественная.
Людмила Замостина, учитель начальных классов Табагинской школы Якутска, своим выступлением довольна. Ведь цели, которые она ставила перед собой, достигнуты, детям было интересно, а в конце занятия они показали хорошие результаты усвоения материала.
– Конечно, если бы была возможность провести урок еще раз, я бы обязательно добавила туда что-то новое, – рассказала она по секрету. – Члены жюри подробно разобрали мой урок и рассказали, в чем были те или иные слабые стороны, что очень хорошо. И вообще за все эти дни я узнала очень много нового и полезного как от коллег, так и от экспертов. Это огромный массив чрезвычайно полезной информации! Мы все, несмотря на то что вроде бы соревновались друг с другом, стали одной семьей, помогали коллегам чем могли. Поэтому я до сих пор в эйфории!
Саха-лин forever!
Из всех участников конкурса с самого его начала и вплоть до завершения явно выделялась учитель английского языка гимназии №3 Южно-Сахалинска Ксения Бурова. Как можно догадаться, по причине того, что она единственная, кто приехал на состязание из другого субъекта РФ.
– На конкурс меня делегировало наше сахалинское министерство после получения официального приглашения от якутских властей, – поведала нам Ксения. – Правда, я думала, что поеду вместе с сопровождающим методистом, а в результате пришлось отправиться в путешествие одной. Зато это помогло мобилизоваться, собраться. Своим уроком довольна, хотя, конечно, можно было бы там что-то изменить. Мы с ребятами изучили возможность использования Instagram-блогов на уроках английского. Оказалось, это очень актуально, детям понравилось!
Первые среди равных
Наверное, учителю географии Нюрбинского технического лицея имени А.Н.Чусовского Алексею Афанасьеву было на конкурсе более комфортно, чем остальным, ведь он работает в той же школе, где и проходили испытания. С другой стороны, он просто не мог выступить плохо, потому что иначе ему было бы стыдно перед директором, коллегами и детьми.
– Свой урок я построил на требованиях ФГОС, в духе демократии, равенства и общения на равных, развивал детское творчество, – отметил Алексей Борисович. – Все вроде бы прошло хорошо, правда, Интернет немного подкачал. Но работой учащихся я доволен, они отвечали с огромным энтузиазмом и грамотно работали с гаджетами и компьютером. Да, я знаю, что многие мои коллеги этого не одобряют, но считаю, что конкретно на этом уроке это оправданно, потому что позволяет активизировать познавательные процессы. Что же касается эссе на тему «Учитель в эпоху стандартов», то, кажется, я там что-то не то написал, не полностью раскрыл тему. Я решил сравнить учителя прошлого века и современного времени. Раньше учитель учил всему сам, а теперь он только помогает детям учиться, организует процесс обучения. Это не плохо и не хорошо, это иначе, не так, как было. Однако в погоне за технологиями мы рискуем потерять душевную связь с ребенком. И я как раз об этом и сказал.
К счастью, тревоги Алексея Афанасьева оказались напрасными. Единодушным решением жюри он признан победителем конкурса «Серебряный пеликан»-2019. Второе место заняла учитель химии Томторской школы Ульяна Посельская, третье место досталось учителю начальных классов Намской улусной гимназии Надежде Игнатьевой. В номинации «Учитель ученических признаний» победу одержала педагог начальных классов Табагинской школы Людмила Замостина, в номинации «Учитель-лидер» – преподаватель истории и обществознания школы №4 имени Д.С.Спиридонова Мичилийэ Иванова, в номинации «Учитель-мастер» – Ирина Никанорова из Маинской школы, в номинации «Учитель-творец» – Изамира Винокурова из нюрбинской школы №3. Специальными педагогическими премиями также награждены Екатерина Слепцова из Городской классической гимназии Якутска, Иван Васильев из Первой Хомустахской школы и Ксения Бурова из гимназии №3 Южно-Сахалинска.
На одном языке
Как мы уже говорили, наряду с основными мероприятиями форума на местах проходили и другие интересные активности.
– Состязание учителей математики имени Александра Ивановича Семенова проводится у нас уже не первый год, – говорит Нина Федотова, директор Верхневилюйского республиканского лицея-интерната имени М.А.Алексеева. – Кубок посвящен нашему уважаемому учителю, аксакалу, который в 60‑е годы прошлого столетия помогал организовывать у нас физико-математические классы. Его ученики добились потрясающих успехов на республиканских и всероссийских олимпиадах по математике, несмотря на то что большинство из них проживали в отдаленных улусах. Для них были открыты сначала отдельные классы, а затем и целая школа. Александр Семенов работал у нас всю жизнь, у него была уникальная методика: он каждый урок и каждую тему проходил с детьми, словно впервые, вместе с ними открывал математику, основываясь на их уровне знаний и выводя детей на свой уровень. И в результате ребята сами подсказывали ему правильный ход решения, предлагали свои варианты, подчас весьма оригинальные и нестандартные. Впоследствии из его выпускников выросли более 40 докторов и более 100 кандидатов наук, которые составляют научно-техническую и преподавательскую интеллигенцию республики.
Заместитель директора по учебно-методической работе Верхневилюйского республиканского лицея-интерната имени М.А.Алексеева Туяра Блинова тоже училась у Александра Ивановича, правда, заочно. По ее словам, он обладал удивительной способностью самую сложную задачу предлагать так, чтобы дети ее не боялись и понимали, как ее решать. При этом он все объяснял нам на родном, якутском, языке, поэтому детям все было понятно, несмотря на термины.
Математика низких температур
Кстати, как заметила директор Физико-технического института СВФУ имени М.К.Аммосова доктор физико-математических наук Надежда Савинова, дочь основателя этой школы, у представителей народа саха присутствуют явные склонности к математике, хорошо развито логическое мышление, и это «медицинский факт».
– Математика – фундамент всего, – сказала Надежда Александровна. – У нас были очень сильные учителя, которые могли научить. А сегодня уровень преподавания сильно упал, чему виной 90‑е годы, когда из образования ушли очень многие талантливые педагоги. И этот провал до сих пор не ликвидирован. Возможно, сыграло свою роль и то, что в начале 90‑х был выбран курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования. С другой стороны, сейчас наблюдается возрождение интереса к математике, потому что ИКТ и программирование требуют соответствующей подготовки. Кроме того, педагогические конкурсы также способствуют повышению статуса учителя в целом и преподавателя математики в частности. У нас сейчас помимо Открытого кубка имени моего отца проходит конкурс «Математическая семья», в рамках которого ученики вместе с одним из своих родителей решают задачи. Уверена: мы еще напомним о себе!
К сведению: абсолютным победителем кубка и обладателем суперприза – телевизора LG UHD TV – от организатора мероприятия стала Мария Иванова, учитель математики Верхневилюйского республиканского лицея-интерната имени М.А.Алексеева. Первое место досталось Николаю Софронову, учителю математики и информатики Покровской улусной многопрофильной гимназии, второе – Алерите Ивановой, учителю математики Тасагарской школы имени Н.Н.Каратаева, третье – Федору Павлову, учителю математики верхневилюйской школы №4 имени Д.С.Спиридонова.
Фото автора
Комментарии