search
main
0

Серебряные пеликаны, окрыленные студенты

Звезды педагогики растопили якутскую зиму раньше срока

563 километра из Ейска до Сочи на поезде, 4740 километров на самолете до Иркутска, еще один небольшой перелет в 1859 километров, и я в Республике Саха. Для меня якутская весна – это минус двадцать, солнечное гало, северное сияние и конкурс «Серебряный пеликан».

Эксперты и болельщики конкурса Серебряный пеликан

 

Клуб учителей года Якутии всегда удивляет необычными форматами. Первый раз я попал в край мамонтов и вечной мерзлоты на «Тумэр форум» (моя статья о форуме в «МП»: https://ug.ru/festival-vysokoj-pedagogiki). Мы проводили встречи с учителями в отдаленных улусах, до которых было непросто добраться. Затем было республиканское состязание среди учителей физики, куда мы с народным учителем СССР Петром Головиным были приглашены в качестве экспертов. Эта весна подарила еще одно открытие – профессиональный педагогический конкурс для студентов «Крылья педагогики».

Удивительным и прекрасным подарком гостям конкурса из регионов стали экскурсии в Музей мамонта и «Царство вечной мерзлоты».

Андрей Иоффе с зубом мамонта

 

Музей мамонта нам показал уникальный человек, энтузиаст, влюбленный в свое дело, Сергей Егорович Федоров. Он увлекательно рассказал о древнем зоологическом мире и о научных сенсациях. Мы смогли потрогать зубы древнего травоядного, узнали о том, как ученые впервые увидели кровь мамонта, как исследуют биологические ткани. Сергей Егорович байками и шутками, интересными историями вовлекал нас в научную сферу. Сетовал: зарубежные ученые сегодня активно занимаются клонированием мамонта, биоматериалы берут у нас, а в нашей стране на это нет средств. На мой взгляд, получение в лабораторных условиях ископаемого животного равносильно запуску первого искусственного спутника Земли. Вот бы всем миром собрать средства на проведение этих исследований! Получили же мы в Московской области первые древние растения из семян, найденных в экскрементах мамонтов.

Среди экспонатов музея такие уникальные находки последних лет, как неполная туша Верхоянской лошади (абсолютный возраст 4450 лет), целая мумия детеныша бизона из окрестностей поселка Батагай (8200 лет), туша лосенка с полуострова Буор-Хая (9000 лет), мумия ископаемого хищника из Усть-Янского района (12450 лет), голова лисицы с полностью сохранившимся кожным покровом и другими мягкими тканями из Абыйского района. Аналогов большинству этих находок в мире нет.

Что касается «Царства вечной мерзлоты»… Если вы когда-нибудь представляли себе дворец Снежной королевы, царство выглядит именно так. Длинные сверкающие нити инея окутали все пространство, словно паутина. Ниши заполнены ледяными скульп­ту­ра­ми, олицетворяющими героев мифов и сказок. Тонкая, изящная работа мастеров сохраняется годами и дарит радость посетителям. Здесь можно встретить фигуру бога охоты, духа и хозяина природы Байаная и побывать в резиденции Деда Мороза, полежать в опочивальне на волчьих шкурах и отведать угощения из ледяной посуды. Есть поле для игры в керлинг и даже горки, с которых можно прокатиться. Меня впечатлили скульптуры ворона, оленей, медведей, охотников и рыболовов – персонажей якутских мифов и сказаний. Это красивое место со своей таинственной аурой, атмосферой.

Но вернусь к «Серебряному пеликану» и «Крыльям педагогики». Конкурсные испытания – как отголоски программы «Учителя года России»: «Эссе» и «Метапредметная олимпиада», «Учебное занятие» и «Классная тема», «Расскажу за пять минут» – проект классного часа и «Мастер-класс».

Завершающим испытанием для конкурсантов стал круглый стол «Капитаны образовательного полета». Какие злободневные и важные темы были затронуты на нем! Говорили о мотивации учителя, от которой зависит мотивация ученика, о том, что требуется изменить в подготовке педагога в высших учебных заведениях, как возродить систему наставничества, какой будет школа через десять лет.

Пунктуальные, прагматичные, выверенные ответы учителей сменялись парадоксальными и неординарными посылами студентов. Тезисы дискуссии: школа должна не обучать, а развивать, выстраивать стратегическую линию воспитания личности; в учебную программу для студентов педвузов надо вводить больше практики; наставничество не должно прерываться, учитель учится всю жизнь; наставник – человек, у которого ты учишься, берешь с него пример, а не только тот, с кем решаешь проблемы.

От всей души поздравляем с триумфальным завершением большого, важного и нужного события Северо-Восточный федеральный университет и клуб «Учитель года Республики Саха (Якутия)», лично Юрия Кынатова, руководителя клуба (кстати, его фамилия переводится с якутского языка как «окрыленный»). Достигнута главная цель – мотивировать педагогов оставаться в школе, а студентов педагогических специальностей туда стремиться.

В качестве экспертов на конкурсных испытаниях выступили активисты клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия)» и приглашенные учителя года: Наталья Никифорова и Анна Стельмахович из Магнитогорска Челябинской области, Алексей Овчинников из Липецкой области, Юрий Клюев из Брянска, Екатерина Костылева из Тюмени, ваш покорный слуга, а также мэтр педагогики, большой ученый, член жюри конкурса «Учитель года России» Андрей Иоффе, редактор отдела политики и экономики образования «Учительской газеты» Вадим Мелешко, главный специалист Департамента общественных связей аппарата Общероссийского Профсоюза образования Оксана Родионова.

Хочется отметить потрясающую атмосферу церемонии награждения лауреатов и победителей профессиональных конкурсов, в которой приняли участие руководители институтов университета, улусов, общественных организаций, образовательных учреждений, предприниматели и бизнесмены. Каждый участник получил заслуженную награду, слова благодарности и объятия!

И кажется, что благодаря горячим конкурсным дням в Республике Саха раньше срока наступила весна, зажигая новые звезды на педагогическом олимпе!

Андрей СЁМКЕ, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, финалист конкурса «Учитель года России»-2000

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте