Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Проблемы негородского образования обсудили в Карелии Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
Равные возможности

Сердцебиение эмоций

УГ - Москва, №04 от 26 января 2021. Читать номер
Автор:

С февраля по ноябрь 2020 года проходил I Всероссийский конкурс молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии, организованный Институтом коррекционной педагогики. Мне как молодому специалисту в этой области выпала уникальная возможность поучаствовать в конкурсе и представить свое исследование в области клинико-психолого-педагогического изучения особого ребенка.

В рамках проводимого исследования мной рассматривалась актуальная в настоящее время проблема – эмоциональное развитие глухих и слабослышащих детей, которое является важнейшим параметром их успешной социализации.

Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе обучающимся предлагались наборы картинок с изображениями девяти эмоциональных состояний, вспомогательные таблички с названиями эмоций.

Цель этапа – определить возможности различения эмоциональных состояний и сопоставления картинок с названиями эмоций. При различении и опознавании эмоций на первом этапе удалось выяснить, что самыми сложными для детей оказались эмоции, сходные по своим внешним характеристикам (злость, обида, стыд, страх, грусть).

В большинстве случаев дети не смогли выделить значимые детали, мимические особенности проявления эмоций. На этом же этапе при выполнении заданий с самостоятельным показом эмоций по образцу более качественно продемонстрировали их школьники из семей глухих родителей.

На втором этапе анализировалась возможность понимать чувства и эмоции участников конкретных ситуаций, а также прогнозировать дальнейшие действия героев. В качестве стимулирующего материала использовались пять картинок с изображением ситуаций и пять видеофрагментов.

На этом этапе эксперимента все школьники в большинстве случаев правильно определяли эмоции героев, которых видели на картинках и в видеофрагментах. Но многие нуждались в побуждающей помощи в виде уточняющих вопросов. Интересно отметить, что все обучающиеся эмоционально не включались в ситуацию, не проявляли эмпатию по отношению к персонажам, не выражали сочувствия.

Большая часть детей в ходе выполнения задания показали, что их возможности предугадать события очень схожи между собой, достаточно однообразны, что можно объяснить ограниченным социальным опытом. Но даже при оказании помощи не все дети смогли определить эмоции героев в конкретных ситуациях, дети не определяли причинно-следственные связи в наблюдаемых ситуациях, не понимали природу эмоций и не могли дать ответ на вопросы.

Глухие и слабослышащие дети правильно понимают и различают эмоции, которые являются яркими и полярными, такие как радость, грусть, злость, страх. Более точно и правильно дети опознают базовые, часто встречающиеся эмоции. Успешнее справлялись с заданиями дети, речевой и жизненный опыт которых более объемный и широкий. Это говорит о необходимости развития эмоционального опыта ребенка в условиях коммуникации с помощью прежде всего устной речи, в том числе и в условиях семьи.

Недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей приводит к тому, что ребенок испытывает трудности в понимании эмоций и чувств другого человека, не понимает причин появления той или иной эмоции, что ведет к появлению проблем в процессе взаимодействия и социализации.

По итогам исследования можно сказать, что важным аспектом в работе учителей-дефектологов, направленной на развитие эмоциональной сферы и формирование навыков понимания и различения эмоций собеседников в разных ситуациях, является целенаправленное изучение новых, не знакомых детям эмоциональных состояний, их проявлений и характерных черт.

При этом работа может строиться на основе имеющихся у детей интересов и предпочтений. Например, можно использовать фрагменты мультфильмов и фильмов для изучения эмоций и причин их возникновения. Также в процессе игр и занимательных упражнений мы можем научить детей внимательно рассматривать лицо собеседника, обращать внимание на особенности мимики. В ходе проведения цикла таких игровых занятий у обучающихся успешнее формируются навыки различения эмоций и понимания чувств других людей.

К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих и слабослышащих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

Формирование и развитие социальных эмоций глухих и слабослышащих детей – важная практическая задача, выполнению которой необходимо уделять большое внимание. Процесс обучения детей пониманию и воспроизведению эмоциональных состояний должен носить постепенно усложняющийся характер, должны прослеживаться определенная иерархия и переход от более простого вида деятельности к более сложному.

И педагоги, и родители должны простроить определенную систему, которая поможет им пройти путь развития эмоционального интеллекта ребенка и научит его определять, понимать и выражать эмоции для успешного взаимодействия с обществом.

Дарья РВАНЦЕВА, учитель специальной (коррекционной) школы-интерната №65


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt