Информация об участниках очередного всероссийского финала конкурса «Учитель года России» появляется на официальном сайте и в традиционной брошюре, которую каждый год делает оператор конкурса (уже четвертый год подряд «Учительская газета», инициатор и прародитель состязания). Листая бумажную цветную брошюру, гадаешь, какие они, конкурсанты, такие улыбчивые и красивые на глянце? Есть информация – возраст, стаж, регион, есть небольшое эссе – «дверка» в мир учителя. Но живой педагог, конечно, виден лишь при очной встрече на уроке. Ну, или в случайном интервью в коридоре сочинской школы №100.
Родные людиРазговорилась с филологом из Севастополя Еленой Анатольевной Бектургановой. Было интересно узнать ее мнение о последовательности двух испытаний первого очного тура. В этом году сначала идет «Методический семинар», затем «Урок». Елена Анатольевна говорит, что это правильно: сначала учитель рассказывает, чем занимается, какие у него «фишки», и жюри понимает, что надо посмотреть у него на уроке. «И надо постараться показать обещанное на занятии. У кого-то это получается, у кого-то нет». Рассуждаем, трудно или нет готовиться к семинару. И вдруг севастопольская участница высказывает то, что, видимо, лежит на душе: «Я благодарна судьбе, которая предоставила мне шанс побывать в конкурсной атмосфере. Это что-то! Я вот вам говорю сейчас, а у меня мурашки по коже… Учительство в такой ранг возвели, чувствуешь себя человеком. Здесь прежде всего звучит идея о престижности профессии. Это очень приятно».Конкурс перевалил за середину, мы беседуем с Еленой Бектургановой в день мастер-классов. Еще два испытания для лауреатов, объявление пятерки победителей и скоро – рейс на Москву, где назовут абсолютного. А потом расставание с друзьями, которые стали совершенно родными людьми!На следующий день, в перерыве между педагогическими советами для «пятнашки» лауреатов, разговариваю с Анной Едуновой из Рязанской области. И она о том же – о приятном сюрпризе, который преподнес конкурс, – общении с коллегами. «Когда на установочном семинаре нам рассказывали: «Вы подружитесь, у вас будет замечательная атмосфера, единение», мы слушали, кивали, но это не воспринималось так, как сейчас. Сердце замирает, как подумаю, что через несколько дней разъедемся…».Анна Размиковна тоже учитель русского языка и литературы. И она не столь пессимистично, как большинство ее коллег-филологов, относится к проблеме чтения, потому что понимает – многое зависит от нее лично. «У меня случай был. Проходили мы «Белый Бим Черное ухо». И выяснилось, что никто из учеников книгу не прочитал. Мне пришлось им рассказывать. Прошло два года, я забыла про этот урок. Готовимся к ОГЭ, я проверяю одно из тренировочных сочинений, которое написал мальчик, не очень любящий чтение… И он пишет о том, что учитель ему однажды рассказывал про Бима. Я провела и забыла, а у детей остается. Если ты это проживаешь, прочувствуешь, и у ребят будет такое же ощущение».Невероятно интересно разговаривать с участниками. И про работу нашего профсоюза на местах заодно узнаешь. Анна Едунова говорит, что у них профкомом руководит молодая учительница истории, что сама она состоит в профсоюзе четыре года, и как вступила, стала получать новогодние подарки для детей, это приятно. «У нас видна работа профсоюза. Областной профсоюз награждал деньгами, ценными подарками, вручил диплом, когда победила на региональном конкурсе. Отправляли меня на федеральный этап «Учителя года России» – профсоюз выделил материальную помощь».Удивительный подарокНа конкурсе 2017‑го, как и на предыдущих, был, можно сказать, истинно профсоюзный конкурсант – обладатель приза Общероссийского Профсоюза образования «За активную гражданскую позицию», математик из Саратовской области Наталья Екушева, лауреат «Учителя года России»-2017. В интервью после конкурса, когда все было позади и жизнь вошла в привычную колею, Наталья Анатольевна говорила о том же, о чем и остальные ее коллеги: «Эти 14 дней были одними из самых счастливых в моей жизни! Ни секунды не жалею, что участвовала. Я приобрела бесценный опыт, замечательных друзей, великолепные впечатления от конкурсной атмосферы!».Учительница призналась: «Про существование специального приза от профсоюза я не знала, не вникала в информацию о награждениях. Не рассчитывая ни на что, я транслировала свой опыт работы. Очень рада, что одним из членов жюри очного тура был Андрей Викторович Милехин, ученик Олега Семеновича Газмана, автора технологии, по которой я работаю. Для меня самой главной наградой была возможность пообщаться с Андреем Викторовичем после окончания второго очного этапа конкурса, задать ему интересующие меня вопросы, услышать от него слова поддержки. Конечно, когда Галина Ивановна Меркулова на церемонии закрытия конкурса стала зачитывать мое эссе, были смешанные чувства: испуг, волнение, непонимание, радость, ликование! Уже на сцене я четко знала, на что потрачу денежный приз. К сожалению, у меня в кабинете из средств обучения только мел и доска, поэтому я приобрету проектор и ноутбук. Путевка на стажировку и обмен опытом в проекте профсоюза и «Артека» «Другая школа» – это еще один удивительный подарок!».Спросила я Наталью Екушеву, конечно, и о школьном профкоме. И как же радостно было услышать: «В нашей школе №1 рабочего поселка Степное, в нашей профессиональной организации состоят все учителя. Профсоюз принимает активное участие в проведении конкурсов профессионального мастерства. Предоставляет путевки в санатории для детей педагогических работников по льготной стоимости. Есть прекрасная традиция чествования педагогов-юбиляров и молодых педагогов. В общем, всегда чувствуем поддержку профкома!».Кого выбираем?Наверное, тем, кто никогда не был на конкурсе «Учитель года России», трудно поверить, что каждый, буквально каждый участник – очень достойная личность. Да, определяется «пятнашка» лауреатов, пятерка победителей, абсолютный учитель года России. Но это не значит, что те, кто оказался «шестнадцатыми», как по давней традиции называют участников финала, не прошедших во второй тур, хуже, слабее и вообще двоечники. Идеологи, организаторы конкурса всегда подчеркивают, что «Учитель года России» определяет «яркого, талантливого лидера в образовании», как сказала на установочном семинаре для жюри первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова. Но при этом… не лучшего учителя среди многомиллионной армии педагогов России. Доктор педагогических наук, профессор кафедры профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования Московского городского педагогического университета Андрей Иоффе на том же семинаре обратил внимание на главный миф конкурса, который называется «Мы выбираем лучшего учителя». «Нет, награждается лучшая практика, которую конкурсант смог представить сегодня, в данном месте, в данных условиях. Это не значит, что он лучший учитель для каждого ученика». Естественная реакция тех, кто в миф поверил, – «А я, что, хуже?!». И еще об одном мифе сказал Андрей Наумович: «Возмущаются: как это, лучшим учителем стал молодой педагог, у него три года стажа… Многие знакомые мне говорят: «Что это у вас за учитель года, всего ничего работает в школе, а я – 20 лет». Я отвечаю: «Я тоже в школе проработал 15 лет, но когда смотрел урок этого молодого учителя, то сказал: «Как это было здорово!». И я учился у этого человека независимо от того, какой у него стаж. Некоторые считают: сколько лет ты проработал, такое у тебя и мастерство».Как выбираем?Вообще, мифы, стереотипы, опасности и риски конкурса «Учитель года России» – сложная тема для отдельного разговора. Всегда возникает страх ошибки, субъективного подхода, когда люди оценивают людей. С другой стороны, оценка как раз и должна быть человеческая, не тестовая, не компьютерная. Ведь педагог – не станок и не машина… Чтобы сделать процесс судейства максимально объективным, создаются четкие критерии и показатели, проводится установочный семинар для жюри. В этом году, кстати, «Учительская газета», оператор конкурса, даже специальные методические рекомендации для экспертов (членов жюри) федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» создала, где говорится и о таких, казалось бы, незначащих (но на самом деле очень важных) деталях: «Во время конкурсных испытаний настоятельно советуем свести к минимуму разговоры экспертов между собой, которые отвлекают конкурсантов, а также воздержаться от оценочных реплик или восклицаний. Просим также сохранять спокойное выражение лица, не вносить нервозность своей мимикой, жестами, эмоциональными реакциями…». Есть счетная комиссия, куда входят полпреды учредителей конкурса и которую возглавляет секретарь – завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина. Очень правильно, что именно представитель профсоюза отвечает за справедливость подсчета баллов – вот так же и в повседневной жизни профсоюз отслеживает, насколько справедливо власть относится к педагогам.Конечно, очень многое зависит от каждого отдельного члена жюри, его способности абстрагироваться от симпатий и антипатий, выработать личную тактику оценки. Победитель федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015 учитель физики и информатики гимназии №12 Липецка Алла Волкова уже имеет опыт работы в жюри и поняла, что к финалу должны готовиться не только участники, но и эксперты. Алла Александровна рассказала о своей идее, которая ей очень помогла на конкурсе: «Чтобы оптимизировать свою работу с технической точки зрения, я подготовила индивидуальные листы по каждому участнику, где есть краткая информация о результатах заочного испытания «Интернет-ресурс», где я тоже была в составе жюри, сведения о конкурсанте – его портрет, ФИО, школа, регион. Конечно, эти данные есть в буклете, но он достаточно объемный, и приходится его листать в поисках учителей из своей группы. У меня было 85 листочков на всех участников по приезде в Сочи. Когда узнала, в какой я группе жюри, то отобрала страницы о своих конкурсантах, расположила их в правильной последовательности в соответствии с жеребьевкой. В ходе «Методического семинара» делала заметки на листах, затем просматривала их на уроках. Это технологические мелочи, но они на самом деле облегчают работу. Очень важно хорошо подготовиться к работе в жюри, поскольку всего за два испытания надо найти людей, которые достойны звания лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России», конкурсный отбор достаточно серьезный».Закрома «изюма»И снова вернусь к утверждению, на котором настаиваю, – пристального внимания коллег, методистов, СМИ заслуживают не только лауреаты и победители конкурса, но и участники, которым, возможно, не удалось в полной мере проявить себя на финале, но пресловутый «изюм» в их работе есть. В непростой ситуации оказалась участница из Северной Осетии – Алании Илона Валиева. Илона Тенгизовна – учитель осетинского языка и литературы, и ей непросто было за один урок дать представление о незнакомом языке, культуре, о художественных произведениях, одно из которых сочинские ребята читали и разбирали. В конце занятия Илона Валиева обратилась к детям: «Я вам желаю, чтобы ваши родные языки жили, не исчезали. Берегите их!» А во время самоанализа конкурсантка рассуждала: «В любом человеке можно разбудить любовь к своему родному языку. Важно чувствовать свою идентичность, владеть своим родным языком – в нем столько сокровищ, еще неизвестных людям, о которых надо рассказывать». Жюри с большим интересом слушало участницу, хотя, казалось бы, то, что она говорила, прямого отношения к конкурсу не имело: «Я могу сказать: у нас есть проблема, но мы ее решаем – прививаем любовь к родному языку. Ведь сегодня я учу детей, родители которых не владеют языком. Они его проходили как факультатив. Родители мне не в помощь. Именно детей, душа которых еще открыта, я могу научить родному языку, чтобы они потом своим детям привили к нему любовь. В республике у нас в этом году открылись два садика, где с детьми будут говорить только на родном языке весь день. Мы часть России, но свое не должны забывать. Тем мы и интересны. Так составляется мозаика российских народов». Экспертов учительница пригласила в гости в Северную Осетию – Аланию, обещала сводить в горы и показать все красоты республики.Учитель физической культуры и ОБЖ из Приморского края Валерий Думлер стал самым популярным на конкурсе – дольше всех добирался до Сочи, самый опытный… На «Методическом семинаре» Валерий Владимирович рассказал о своей системе работы, и все поняли, что он настоящая находка для своих учеников. А все началось с того, что физкультурник понял – юноши выходят из школьных стен хилыми, потому что на уроках не развиваются их силовые способности. Вспомнив, что даже Лев Толстой в свои 70 лет развивал мышцы, Валерий Владимирович предложил парням-старшеклассникам гири. Гиревой спорт захватил всех, им занимаются даже ребята, освобожденные от других нагрузок по состоянию здоровья (конечно, под контролем врачей и по согласованию с родителями!). Педагог же всегда рядом, он даже называет себя с гордостью учителем полного дня.Кстати, Валерия Думлера заметили и по достоинству оценили корреспонденты молодежного пресс-центра, вручили ему награду – пеликаненка Junior в номинации «Владыка слова», за чувство юмора в интервью. Кстати, ребята с большим интересом ходили на уроки, беседовали с конкурсантами, снимали видеосюжеты. Юнкоры из Сочи Александра Ганьжина и Сергей Тихонов считают, что учителя года обладают качествами, которые их объединяют, например коммуникабельностью. «Многие из них многогранные личности, увлекаются чем-то помимо своего предмета. С ними интересно разговаривать».Конкурсантка, которая удивила меня своей страстью к биологии, – педагог 25‑й школы Брянска Светлана Жучкова. Светлана Владимировна с грустью говорит, что в школе ребята получают по большей части теоретические знания о предмете. А вот практические занятия бывают редко. Поэтому ее коронная тема – «Использование исследовательской и проектной деятельности в процессе обучения биологии». Уже в шестом классе она знакомит своих учеников с методикой исследования, а в 7, 8‑х классах рядом со Светланой Владимировной появляются единомышленники, которые готовы ездить с ней в вузы и встречаться с профессорами, оставаться после уроков и проводить исследовательскую работу, участвовать в школьных конференциях.Понятно, что старшеклассники готовятся к ЕГЭ, и все же по-настоящему увлеченные ребята находят время для занятий биологией, и не только практических, но и для чтения теории, потому что для исследовательской работы необходима глубокая проработка теоретического материала. Интервью наше со Светланой Жучковой превратилось в дружескую беседу – оказалось, что передо мной потенциальный участник Межрегиональной экологической экспедиции школьников России. Светлана была на презентации программы – плода усилий межрегионального клуба «Учитель года» и «Учительской газеты», а теперь и Профсоюза образования – и просто загорелась идеей поехать в летнюю школу. Только одно ее волнует: «Подойду ли я для экологической экспедиции?». Сомнений нет, что в экспедиции 2018 года появится еще один биолог.
Комментарии