search
main
0

Сердце, отданное учителям

В нынешнем году на принципиально ином уровне были проведены окружные этапы конкурса, где главную роль играли учебно-методические центры. О том, как прошел конкурс в Северо-Восточном округе, рассказывает директор Северо-Восточного окружного учебно-методического центра, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Елена Аврутина.

В нашем округе создана творческая образовательная среда, позволяющая целенаправленно готовить педагогические кадры к успешному участию в профессиональных конкурсах. Содержательная составляющая такой среды включает следующие блоки:

информационное обеспечение;

нормативно-правовое обеспечение;

мотивационный блок;

методическая поддержка;

психологическая поддержка.

Следует отметить, что все эти блоки образуют системное единство и не могут быть рассмотрены вне связи друг с другом. Каждый из них отражает часть единого процесса подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах.

Информационный блок – это прежде всего информирование педагогических и руководящих кадров о положениях профессиональных конкурсов окружного и городского уровней; формирование банков информации по различным аспектам организации и проведения, а также участия в профессиональных конкурсах; создание и постоянное обновление страницы, посвященной профессиональным конкурсам на сайте ОУМЦ СВУО.

Информационные банки постоянно создаются и пополняются различными материалами на бумажных и электронных носителях. Уже есть банк литературы по актуальным проблемам образования; банк инновационных методических разработок; банк данных о педагогических кадрах, которые потенциально могли бы участвовать в профессиональных конкурсах.

До начала конкурса на окружных совещаниях руководителей образовательных учреждений и их заместителей, на окружных научно-практических конференциях, предметных семинарах и секциях, педагогических советах выступают методисты, разъясняющие цели, задачи конкурсов, а также степень престижности участия в них. Выявление потенциальных конкурсантов происходит при собеседовании с руководителями образовательных учреждений, при экспертизе работы образовательных учреждений в режиме эксперимента, по рекомендации окружной аттестационной комиссии, при непосредственном взаимодействии методистов и педагогических кадров. Таким образом, в результате было создано целостное информационное поле, ориентированное на успешное участие педагогов в конкурсах.

Нормативно-правовой блок включает разработанные в округе окружные положения о профессиональных конкурсах, критерии оценки конкурсных испытаний. Уже сформированы окружной объединенный оргкомитет и предметные оргкомитеты, межпредметное и окружное жюри, жюри «дочерних конкурсов».

На мой взгляд, необходимое условие успешного выступления конкурсантов – формирование высококвалифицированного жюри на окружных этапах конкурсов, которое может с различных позиций оценить участников, а также работа психолога, которому члены жюри после просмотра открытых занятий, проводимых конкурсантами с детьми, давали обширную информацию, выделяя, во-первых, наиболее удачные и интересные моменты в проведении занятия, а во-вторых, рассказывая о проблемных моментах в каждом занятии и перспективах его развития в будущем как в плане содержания, так и с методической точки зрения.

Мотивационный блок принципиально важен, поскольку позволяет стимулировать участие педагогических кадров в профессиональных конкурсах, это и получение различных материальных и моральных вознаграждений: повышение квалификационной категории, премии, гранты, звания, грамоты различных уровней; и повышение профессионального статуса за счет привлечения к работе в качестве общественного методиста, члена аттестационной комиссии – эксперта на первую квалификационную категорию, руководителя творческих групп, члена жюри различных окружных конкурсов.

Методическая поддержка в СВАО выстраивается в соответствии с конкурсными испытаниями и состоит из профессиональной самопрезентации, демонстрационного занятия (урок, открытое занятие, психологическое занятие, классный час, мастер-класс), написания эссе, выполнения импровизационного задания и специфических заданий (план и анализ воспитательной работы с закрепленным классом).

Окружной мониторинг позволил выявить несколько проблем, которые связаны прежде всего с готовностью педагогических кадров к прохождению конкурсных испытаний. Во-первых, это недостаточная готовность учителей к обсуждению широких тем, которые выходят за рамки их собственного предмета и их образовательного учреждения и которые касаются развития столичного образования в целом (например, проект «Школа будущего»). Во-вторых, это все же недостаточный уровень понимания учителями того, что такое педагогическая концепция, педагогические инновации, каковы разные виды инноваций. Наконец, в-третьих, у учителей недостаточно развиты навыки в презентации себя и своих профессиональных достижений перед жюри и другими педагогами; при выполнении заданий по импровизации не все учителя могут сосредоточиться на вопросе и свободно, без волнения представить свое мнение. К сожалению, стало ясно, что между учителями-финалистами слабо развиты отношения поддержки друг друга. Между тем поддержка крайне важна, поскольку помогает снизить волнение при выполнении конкурсных заданий. Выяснив все эти проблемы, мы предлагали учителям-конкурсантам различные формы методической поддержки: семинары, мастер-классы, «круглые столы» и так далее.

Подготовку участников конкурса «Учитель года» ко второму туру окружного этапа по всем позициям конкурсных испытаний проводили методисты нашего центра, что, несомненно, способствовало развитию творческого потенциала и профессионализма учителей. Учителям прочитали лекцию «Подготовка и проведение публичного выступления», в которой были раскрыты структура и содержание конкурсного публичного выступления, критерии отбора материала; кроме того, был проведен психологический тренинг индивидуальной и групповой деятельности «Приобретение навыков публичных выступлений», состоялся семинар-практикум «Конструирование, анализ и самоанализ урока», на котором обсуждалось использование «Стандартов образования» в анализе и самоанализе урока; постановка триединой задачи, после чего конкурсанты проанализировали свои уроки с использованием «Стандартов образования».

На семинаре-практикуме «Особенности написания эссе» конкурсанты получили возможность познакомиться с особенностями стиля «эссе»; выполнили практическую работу по написанию эссе на заданную тему. В подготовке конкурсантов принимали активное участие победители городского конкурса прошлых лет. Например, мастер-класс «Организация и проведение конкурсных уроков», который позволил участникам посмотреть конкурсный урок; составить анализ модели урока; высказать свое мнение о видении конкурсного урока, дал победитель конкурса «Учитель года Москвы-2004», учитель материальных и информационных технологий ЦО №293 Глеб Мочалов.

Еще одним направлением методической поддержки в СВАО стала организация консалтинговой службы на базе ОУМЦ и образовательных учреждений, где есть победители конкурсов прошлых лет. Преимущество такой формы работы с учителями – адресность помощи учителям. На таких встречах учитель не пассивный слушатель, он не стесняется спросить то, что его интересует, так как в роли наставника выступает такой же учитель. В результате происходит взаимодействие в системе «учитель – учитель», имеющее положительный эффект для двух сторон: один учитель получает интересующую его информацию, другой – возможность самореализации и осознания значимости собственной деятельности. При такой организации методической поддержки, на наш взгляд, происходит всесторонняя поддержка педагогических кадров.

Психологическая поддержка на конкурсе становится чуть ли не ключевым условием успешного участия в нем учителя. Ключевой замысел окружного конкурса – создание условий для роста профессионального мастерства психологов, взаимный обмен опытом между конкурсантами, развитие их творческих возможностей. При выстраивании конкурсных испытаний организационный комитет стремится максимально преодолеть конфликтные моменты, связанные с ситуацией оценивания, в которой оказываются конкурсанты, а также возможными отношениями конкурентности между участниками. Мы ставим задачу – конкурс как соревнование максимально приблизить к конкурсу как фестивалю профессионального мастерства. В связи с этим каждое конкурсное испытание проектируется организационным комитетом как среда для профессионального роста. Кроме того, учитель на конкурсе защищает не только себя, но и свое образовательное учреждение, что подчас создает стрессовую ситуацию, так как учитель постоянно чувствует огромную ответственность и не всегда может справиться с волнением. Поддержать его уверенность в собственных силах, а иногда помочь и реально оценить свои возможности – все это, на мой взгляд, задачи психологической поддержки.

На базе ОУМЦ организованы модульные курсы «Психологические основы педагогического мастерства», которые имеют большую адаптивность к быстро изменяющимся условиям, носят личностно-ориентированный характер. При их организации используются ресурсы профессионального развития методистов структурного подразделения «Социально-психологические проблемы и охрана психического здоровья ребенка», привлеченных специалистов и опыт, накопленный в результате практической деятельности учителей округа.

Сотрудники лаборатории социально-психологических проблем и охраны психического здоровья ребенка ОУМЦ подготовили и провели два практических семинара для учителей-конкурсантов. Первый, однодневный, предназначался для вышедших во второй тур участников окружного конкурса «Учитель года». Второй, двухдневный, – для учителей, вышедших в финальный тур окружного конкурса и для победителей других окружных конкурсов («Педагог-психолог», «Педагог-внешкольник», «Сердце, отданное детям»).

Общие цели двух психологических семинаров состояли в раскрытии творческих возможностей педагогов, психологов, дефектологов, их сплочении, настрое на взаимную поддержку друг друга при подготовке и прохождении конкурсных испытаний; в ознакомлении учителей с теми темами, проблемами, вопросами, которые связаны с развитием столичного образования и широко обсуждаются сейчас в городском педагогическом сообществе; в помощи учителям в осмыслении таких понятий, как «педагогическая концепция», «педагогические инновации»; индивидуальных особенностей своего профессионального опыта и личных педагогических инноваций, в выстраивании своей профессиональной концепции; в отработке умений представлять перед аудиторией свою профессиональную концепцию и опыт; выступать при выполнении задания на импровизацию; в повышении стрессоустойчивости конкурсантов, развитии умений преодолевать негативные чувства, связанные с конкурсными испытаниями, настраиваться на успех.

Что же мы получили в результате всей этой важной, серьезной и очень ответственной работы? На мой взгляд, прежде всего произошло психологическое раскрепощение учителей; удалось помочь им справиться с волнением и психологическим напряжением в преддверии выступления на конкурсе, повысить уверенность в своих силах; в группе учителей-финалистов сложились отношения поддержки. Отрадно, что у учителей улучшилось понимание того, что такое педагогическая концепция, каковы разные виды педагогических инноваций, как их можно представлять перед жюри; сформировалось более четкое понятие об организации, проведении и сборе содержательного материала для демонстрационного занятия, мастер-класса. Немаловажно, что учителя стали осознавать то, насколько по-разному воспринимаются презентация и урок глазами самого учителя и членов жюри, насколько разными могут быть мнения у представителей жюри по поводу увиденного; началось осмысление инноваций в собственном педагогическом опыте, работа творческих групп (их было три: «Инновации в ценностях педагога», «Инновации в содержании образовательного процесса», «Инновации в организационных формах и методах образовательного процесса»), в ходе которой конкурсанты делились друг с другом своими инновациями, которая помогала им лучше понять и сформулировать, что же такое инновации. В ходе самопрезентации педагоги осознали, какие факторы влияют на восприятие презентации зрителями; а мы стали создавать необходимые условия для развития творческой уникальности конкурсантов.

Отзывы конкурсантов свидетельствуют о том, что в целом конкурс оказывается для них определенным «рубежным периодом», во время которого происходит, с одной стороны, целостное осмысление своей деятельности, а с другой – раскрытие в себе новых возможностей, и личностных, и профессиональных.

Вместе с тем остаются некоторые проблемы, которые могут быть решены на уровне города. Например, мы считаем, что Департаменту образования необходимо согласовывать сроки и конкурсные программы основного конкурса – «Учитель года Москвы» и «дочерних» конкурсов; проработать условия всех конкурсов, так как, например, в этом году решением городского оргкомитета в городском этапе конкурса «Педагог-внешкольник» отменена номинация «Социальный педагог». Кроме того, на мой взгляд, для каждого из конкурсов («Сердце, отданное детям», «Педагог-внешкольник», «Педагог-психолог», «Самый классный классный») необходимо разработать единые критерии оценки конкурсных заданий окружного и городского этапов конкурсов, как это сделано в конкурсе «Учитель года».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте