search
main
0

Сердца, где обида не живет. «Солнечным» детям нравится общаться со сверстниками

​В специальной (коррекционной) школе №482 обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и дети с синдромом Дауна. Опытом работы с этой категорией учащихся мы и хотели бы поделиться.

Специальная (коррекционная) школа №482 работает с разными категориями детей, имеющих нарушение интеллекта разной степени выраженности.Одним из приоритетных направлений специальной (коррекционной) школы №482 является работа с детьми с синдромом Дауна. Школа решает практические вопросы образования и интеграции таких детей, развития навыков их социализации и коррекции поведения, обучения математике, чтению, письму и развитию речи.Только узкий круг специалистов знает о проблемах детей с синдромом Дауна и особенностях их обучения и воспитания. Эта генетическая патология приводит к тому, что у них по-особому протекают процессы физического развития, формирования познавательной деятельности и речи. У детей данной категории отмечается наличие как проблемных областей, так и областей с хорошими показателями развития. Степень задержки в каждой области – социальной, когнитивной и речевой – различна. Проблемой развития и обучения детей с синдромом Дауна начали заниматься в 70-80 гг. XX века. Ранее эта категория детей считалась необучаемой. У большинства детей с синдромом Дауна имеются отклонения интеллектуального развития – от легкой до тяжелой степени выраженности. Усвоение программного материала дается таким ученикам нелегко. Они с трудом включаются в работу. Восприятие предметов и явлений окружающей действительности отличается неточностью и фрагментарностью, нет целостного образа. Низкий объем памяти мешает воспринять, переработать и запомнить материал. Рассеянность, отвлекаемость, быстрая истощаемость и неустойчивость внимания также мешают учебному процессу. Мышление также имеет свои особенности. Сделать вывод, обобщить, построить логическую цепочку вызывает у них большие трудности. У большинства детей с данной генетической патологией отмечаются различные нарушения зрения. Но информацию такие ученики все-таки лучше воспринимают через зрительный канал. Кроме того, у этой категории детей отмечаются проблемы со слухом, поэтому восприятие материала через слуховой анализатор затруднено. Учителя и специалисты школы, зная все эти особенности, грамотно выбирают место в классе таким ученикам. Уделяется большое внимание оформлению рабочего места ученика. Особым образом размечается парта. Разметка помогает ученику выполнять действия (писать, читать, считать, выкладывать узоры) слева направо. В школе №482 все дети с синдромом Дауна посещают индивидуальные занятия логопеда и дефектолога.Занятия логопеда направлены на развитие всех аспектов речи – от планирования высказывания до артикуляции и фонетики. Активно используется система жестов для работы с «безречевыми» детьми. Логопед обучает детей чтению, в том числе глобальному.Занятия дефектолога проходят по следующим направлениям: формирование пространственно-временных представлений, графомоторных навыков, навыков самообслуживания, помощь в усвоении программного материала. «Солнечным» детям нравится общаться со сверстниками, поэтому в школе включают таких учеников в групповые занятия. Благодаря групповым занятиям лучше развиваются внимание, умение соблюдать очередность, появляются навыки взаимодействия. Кроме того, у нас практикуются формы надомного обучения для тех учеников, которые не могут посещать школу в обычном режиме.В нашей работе каждый специалист идет от индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка, поэтому в школе уже много лет нет неуспешных учеников. Как руководство к действию для нас звучат слова Януша Корчака «не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания». Только так можно получить желаемый результат.Светлана ГУБАНОВА, учитель-логопед специальной (коррекционной) школы №482;Екатерина ГАМОЛЬСКАЯ, учитель-дефектолог специальной (коррекционной) школы №482

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте