Август. Усадьба Захарово. Фестиваль «Традиция». Седьмой год подряд место, где прошло детство Пушкина, превращается на день в большой пикник с презентациями книг, спектаклями, музыкой, беседами, хороводами, мастер-классами для детей, встречами и пересечениями. Мы приезжали сюда семьей. Для нас это стало традицией.
– Чем сегодняшний фестиваль отличается от предыдущего? – на одной из площадок автор фестиваля Эдуард Бояков повторил вопрос журналиста. – Тем, что он ничем не отличается.
И это прекрасно. Пусть ничего не меняется, но меняемся мы. Мой семилетний сын, к примеру, еще несколько лет назад рыдал на фестивале из-за того, что ему обязательно нужно было ударить кузнечным молотом (который ему не поднять) по наковальне (до которой ему не дотянуться), в этом году впервые спокойно сидел и слушал разговор двух поэтов – Марии Ватутиной и Дмитрия Воденникова.
20 августа. Час дня. Дождь. Площадка «Лесная». Все собравшиеся (и, конечно, поэты) спрятались в шатре. Пахло травой. Вообще-то разговор людей искусства был больше спором, но понять это можно, лишь переслушав запись дома.
– В 23.00 положил ребенка – и ты поэт. Может быть, несчастный, может быть, счастливый. Семейное счастье или несчастье для поэта – все. Это его кормушка. И даже горе – это счастье, – отмечает Мария Ватутина.
– Ловушка. Не кормушка. Кормушка – это там, где ты стучишь своим хитрым и сытым носом. А ты не хочешь стучать, ты хочешь быть счастливым и богатым. Но ты стучишь, потому что не можешь по-другому. Стихи – это ловушка, – парирует Дмитрий Воденников.
Поэтам предложили поспорить на тему «Можно ли научиться писать стихи?», а у них вышел спор «Можно ли научить жить?».
– Человек должен пройти школу и хорошо освоить теорию стихосложения. Если бы не было правил стихосложения в традиционной поэтике, то не было бы такого искусства, потому что искусство – это система норм, и либо ты соблюдаешь эти правила, либо нет. Для меня главное в стихотворении – это смысл. Высшая виртуозность – соблюдение норм искусства при нахождении своих смыслов, своего взгляда, – заявляет Мария Ватутина.
– Ничего не держится на правильности. Человек может начать с верлибра, перейти на пятистопный ямб, а потом уйти непонятно куда. Человека нужно научить открывать свои двери, подбирать свои ключи, – резюмирует Дмитрий Воденников. – Есть стихи Елены Ширман. Это лучшие из текстов, написаны верлибром в 1941 году. Обязательно прочтите.
В конце разговора, то ли примиряясь, то ли примиряя, Мария Ватутина добавляет:
– Мы (Мария Ватутина и Дмитрий Воденников. – Прим. авт.) очень похожи ранними годами: периодическая тоска по отсутствию материнской любви, материнской ласки, нежности, теплоты.
Само Захарово пропитано этой тоской, потому и символично, что «Традиция» проходит именно здесь.
Василий Осокин в эссе «Мое Захарово» пишет: «Какое доброе дело сделала для него (Пушкина. – Прим. авт.) бабушка Мария Алексеевна Ганнибал! Ведь и купила она сельцо с думой о дорогом ее внуке Сашеньке, бывшем совсем не любимым своими родителями за непоседливость, вспыльчивость и обидчивость, за то, что смуглый и курчавый, он слишком походил на арапчонка».
Александра Пушкина привезли впервые в Захарово, когда ему было шесть лет. А в 1830 году, перед женитьбой, он неожиданно посетил село сам. Об этом осталось воспоминание его матери Надежды Осиповны в письме к дочери: «Вообрази, 22 июля 1830 года он совершил сентиментальное путешествие в Захарово, отправился туда один, лишь бы увидеть места, где провел несколько лет своего детства».
Захарово для Пушкина – это место силы. Захарово для «Традиции» – место, где искусство независимо от мнений и взглядов становится доступным всем.
На встречу «Артисты на Донбассе» (площадка «Главная усадьба») мы опоздали на пару минут, и было уже не пробиться. Имена Прилепина, Боякова, Пускепалиса и Маховикова оказались основной причиной для аншлага.
Так, Сергей Пускепалис, актер, режиссер, художественный руководитель Ярославского театра драмы имени Волкова, поделился с аудиторией, как в 2021 году повез на Донбасс спектакль «Предстоящее событие». Донецк и Горловка – города, где впервые его сыграли.
Присоединяясь к коллеге, заслуженный артист Российской Федерации Сергей Маховиков, известный по ролям в таких фильмах, как «Новая жизнь сыщика Гурова» и «Дом с лилиями», рассказывал о проведенных в 2014 году концертах для жителей и военнослужащих республики. Актера в первую очередь волновали гуманитарная и культурная миссии. «Надо, и все», – сказал себе Маховиков, рефлексируя на тему поездки.
Захар Прилепин, автор фестиваля «Традиция», писатель и публицист, также не остался в стороне. По мнению писателя, всех артистов и музыкантов на Донбассе запоминают как самых родных. Ведь именно они «первые опознаваемые люди в любой среде».
Кто из известных артистов еще ездил на Донбасс? Оркестр «Вивальди» (в его составе только женщины), заслуженная артистка Российской Федерации Полина Агуреева, скрипач Петр Лундстрем. Последний тоже был на «Традиции» 20 августа. Музыкант действительно выступал на Донбассе под обстрелами.
– Там видишь людей таких же, как ты сам, – говорит Петр. – Только я перед ними стою со скрипкой в руках, а они – с оружием. А так они ничем от меня не отличаются. Те же самые музыканты, люди, которые никакого отношения не имели к войне.
Эдуард Бояков, тоже побывавший на Донбассе, делится, что на фронт ушел весь донецкий оркестр – пятьдесят человек, а вот театр продолжает жить.
На «Большой поляне» выступал ансамбль древнерусской духовой музыки «Сирин». «Музыка, которую мы исполняем, говорит о вечном. Послушайте, о чем все эти песни! В них размышления о рождении, смерти, существовании Бога и первопричине мироздания», – пишет на официальном сайте руководитель ансамбля Андрей Котов.
Казалось, что ансамбль с помощью уникального народного и церковного вокала стремился окутать слушателей любовью. Нам всем оставалось лишь закрыть глаза, вслушаться и просто стать ближе. Ближе к традициям и друг к другу.
Удивительно переплетается все на «Традиции»: ты можешь выбрать музыку главным источником, а разговоры будут фоном, можешь и наоборот – выбрать разговоры, а музыку оставить приятным шумом где-то вдалеке.
На одной площадке выступает фолк-группа «Партизан FM» с народными, казачьими и авторскими песнями, на другой проходит презентация первого тома собрания поэтических сочинений Эдуарда Лимонова. И не возникает противоречия.
Интервью с Лимоновым, как и многие другие важные разговоры на общую сквозную тему образования в России, вошло в представленную на «Традиции» книгу Арслана Хасавова, главного редактора «Учительской газеты». Встреча прошла в рамках реализации проекта АНО «Школьный пресс-центр» «Первое медиа», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив.
– Эдуард Лимонов хотел с учительской аудиторией и учениками поговорить на их языке, он сказал: «Самые революционные сегодня – школьники». Если в царской России студенты были лидерами оппозиционного общественного мнения, создавали кружки, в рамках которых делились своими мыслями о дальнейшем развитии страны, то сегодня многое изменилось. Писатель считал, что его воспринимают однобоко, в массовом сознании он революционер, вечный оппозиционер, политический деятель, хотя Эдуард Вениаминович является автором нескольких отчасти философских книг, которые касаются взаимоотношений с Богом и загробным миром, – сказал Арслан Хасавов.
В книгу «Диалоги о главном» вошли интервью Арслана Хасавова, публиковавшиеся в «Учительской газете». Среди героев – Герман Стерлигов («Его дети ни одного дня не ходили в школу»), Сергей Шаргунов, Александр Архангельский и даже Баста («Мы вышли на него через родную школу музыканта»), руководители профильных ведомств, ректоры ведущих вузов, академики и ученые.
Диалоги о главном, споры о вечном; учителя, врачи, артисты, музыканты, повара, сыровары, охранники, драматурги, студенты, пенсионеры, наше прошлое, настоящее и будущее – все перекликается на «Традиции», сплетается в один канат. Мы все отражаемся друг в друге, цитируем и цитируемся, сами того не ожидая.
Не ожидаем, а после, во время танцев, сталкиваемся нос к носу на большом гала-концерте, который закрывает фестиваль. Под песни и стихи Дарьи Фрей, Маши Макаровой («Маша и медведи»), группы «Зверобой», скрипача Петра Лундстрема и многих других мы полностью растворяемся в этой атмосфере. Сегодня мы все вместе, а это значит, что «Традиция» вновь объединила времена и поколения.
Комментарии