Новая форма дошкольного воспитания и образования – семейный детский сад на дому – появилась в столице в январе 2008 года, когда заработали постановление Правительства Москвы и примерное Положение об организации деятельности семейных детских садов, которое было принято еще в конце октября 2007 года. Семейные детские сады стали структурными подразделениями государственного образовательного учреждения. Они организуются в многодетных семьях, где воспитываются 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания семьи.
В марте 2008 года на базе нашего учреждения открылся один из первых на Северо-Востоке семейный детский сад. Мы познакомились с Ириной Валентиновной Автайкиной – мамой четырех восхитительных малышей, самой младшей на тот момент было всего 4 месяца. В семье Автайкиных четверо детей: два брата – 4 и 5 лет и две сестренки – 2 года и 4 месяца. Такой разновозрастный состав диктует соблюдение определенных условий для решения важнейших психолого-педагогических задач:
– осуществление педагогического процесса на основе личностно ориентированного подхода к личности ребенка;
– обеспечение физического, психического здоровья, эмоционального благополучия ребенка в условиях семейного воспитания;
– организация педагогической деятельности с соблюдением индивидуального режима для детей разного возраста;
– формирование у детей социально-личностных, духовно-нравственных качеств на основе традиций семейного воспитания;
– развитие интеллектуальных и художественно-творческих способностей детей через разнообразные виды продуктивной деятельности.
Внутренний уклад семьи строится в соответствии с религией. Все члены семьи – баптисты. Идея открытия семейного детского сада была для семьи очень привлекательна. Во-первых, это возможность обучения и воспитания детей в соответствии с религиозными требованиями, во-вторых, это достаточная прибавка к семейному бюджету. Но были у семьи и свои опасения – в первую очередь боязнь излишнего давления со стороны сотрудников детского сада.
Первая встреча состоялась в детском саду, когда мама принесла документы на оформление семейного детского сада. С первого взгляда стало ясно, что мама настроена на серьезную работу. Сложность заключалась только в том, что все занятия со специалистами мама просила проводить только дома.
Следующим шагом стало посещение квартиры, где проживает семья. Прежде всего мы должны были изучить условия, в которых будут проводиться занятия с детьми, определить, чем можем помочь в организации работы на дому. В процессе осмотра была создана зона для занятий и подвижных игр, в ДОУ мама смогла получить методические пособия и дидактические игрушки для организации и проведения занятий. По итогам посещения был составлен акт обследования.
Нам удалось составить режим работы семейного детского сада таким образом, чтобы он включал не только традиционные игры, прогулки и сон, но и ежедневные занятия со специалистами детского сада.
Особо ответственно мы подошли к организации питания семейного детского сада, разработали договор «О перечислении средств для организации питания воспитанников семейного детского сада». В этом договоре были определены сроки и порядок перечисления денежных средств семье, а также определен порядок отчета о расходовании этих средств. Приготовлением пищи в семье занимается бабушка. Медсестра по питанию не только ознакомила бабушку с рационом 20-дневного меню, но и тщательно проанализировала всю технологию приготовления блюд. Очень многие блюда были незнакомы, но пришлись по вкусу всем малышам. Контроль за расходованием средств, выделенных на питание, ведет главный бухгалтер детского сада. Это не просто просмотр ведомости приобретенных продуктов, но и консультирование на всех этапах. Благодаря электронной почте Ирина Автайкина имеет возможность своевременно получать необходимую информацию, отправлять предварительные отчеты.
С ноября 2008 года благодаря тесной работе и возросшему уровню доверия к специалистам ДОУ воспитанники семейного детского сада стали посещать занятия непосредственно в детском саду. Ребята охотно посещают занятия с логопедом и психологом, занятия в бассейне, физкультурном зале, изостудии. Ирина Валентиновна не только числится воспитателем, она стала активным участником всех процессов в детском саду, использует в своей повседневной работе методические материалы к пособию Ю.Куклачева «Школа доброты», разработанные в нашем детском саду в рамках городской экспериментальной площадки «Разработка модели психологически безопасной среды».
Весной 2009 года Ирина Валентиновна прошла профильные курсы повышения квалификации на базе Московского института открытого образования. В ноябре 2009 в семье Автайкиных родился пятый ребенок, а в декабре 2009 семья Автайкиных уже активно участвовала в выставке, организованной Департаментом образования «Рисуют семейные детские сады Москвы» в рамках совместного пилотного проекта Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».
В процессе становления работы семейного детского сада разрабатывалась документация, вносились изменения в уже существующие локальные акты – устав, Положение о структурном подразделении СДС, Правила внутреннего трудового распорядка структурного подразделения СДС, штатное расписание, тарификационный список, должностные инструкции сотрудников СДС, трудовые договора, номенклатуру дел структурного подразделения СДС, графики работ сотрудников СДС, родительский договор, личные дела детей, акт обследования жилищных условий, примерный режим дня для детей, воспитывающихся в структурном подразделении.
Накопленным опытом мы активно обмениваемся в рамках сетевого взаимодействия в Северо-Восточном округе. На базе нашего учреждения проводятся консультации как для руководителей учреждений, открывающих семейные детские сады, так и для семей, которые хотят участвовать в этом проекте. С октября 2009 года на базе нашего учреждения открыт второй семейный детский сад для 4 воспитанников.
Ирина ДЕРЮГИНА, заведующая детским садом комбинированного вида №1524
Комментарии