Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Семья – наш союзник

УГ - Москва, №17 от 27 апреля 2010. Читать номер
Автор:

Работая под руководством кандидата педагогических наук Елены Арнаутовой, детский сад №403 проводит экспериментальную работу по теме «Экологическая культура как фактор повышения стрессоустойчивости московской семьи». Семья – наш союзник в гражданско-патриотическом воспитании детей. В этот юбилейный год в детском саду был дан старт детско-родительскому проекту о жизни семей воспитанников в годы Великой Отечественной войны «Гордимся боевыми подвигами своих предков!».

Эта работа заставила молодых родителей обратиться к боевому прошлому своих отцов и дедов, вместе с детьми рассматривать семейные фотоальбомы и отбирать нужные фотографии, вспоминать историю своего рода. Оформленные проекты позволили дошкольникам увидеть себя вместе со своими прадедами, что вызывало у них чувство гордости за свою семью.

Мы узнали, что прапрабабушка нашего воспитанника Никиты Зубатюка Наталья Николаенкова была снайпером, уничтожила большое количество фашистов, воевала в отряде Дмитрия Медведева, была знакома с легендарным разведчиком Николаем Кузнецовом, имела много правительственных наград и свой первый орден получила лично из рук Михаила Калинина. Прадедушка Насти Королевой Павел Подстригич был военным летчиком, воевал всю войну, имел ранение в голову, получил много боевых наград и был лично знаком с первым космонавтом Юрием Гагариным, о чем свидетельствуют фотографии из семейного альбома.

Углубленная работа над детско-родительскими проектами и подготовка к празднованию 65-летия Дня Победы натолкнула наш педагогический коллектив на мысль о создании в ДОУ мини-музея Победы, объединив при этом педагогов, детей и родителей единой целью сохранения памяти о героях войны и их боевых подвигах, воспитания чувства гордости за своих родных, приобщения детей к истории своей семьи и рода.

Музей природы детского сада также используется как одно из средств гражданско-патриотического воспитания детей и взрослых на основе познания природного наследия своего города.

Развитие активной жизненной позиции и творческого созидательного отношения к природным ресурсам родного края – неотъемлемая часть формирования гражданственности нынешнего поколения детей и родителей. Виртуальная природа не может заменить красоты естественного природного ландшафта. Порой она приводит человека к отчуждению с природным и социальным миром, провоцирует потребительское отношение к природным ресурсам. Приоритетная просветительская задача в деятельности музея – пропаганда самоценности природы. Поэтому мы развиваем инновационные подходы в работе с детьми и взрослыми, направленные на дружественное, доброжелательное отношение детей к природным объектам сообразно возможностям. Такая работа – важная профилактика против агрессии и насилия над природой.

Инновационный характер деятельности музея обеспечивается благодаря активному использованию интерактивных методов. Среди них:

природоведческие и экологические игры, викторины;

инсценирование детьми с участием взрослых экологических сказок авторского сочинения;

игровые экологические тренинги с родителями и педагогами;

практикумы толерантного отношения к природе;

вернисажи природоведческих детско-взрослых проектов;

экологические праздники для детей с участием родителей и жителей района;

природоохранные акции.

В лаборатории музея дети овладевают практическими навыками элементарной опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности на примере общения с объектами живой и неживой природы. Педагоги, опираясь на естественное любопытство малышей, развивают у них любознательность и устойчивый интерес к познанию природы и ее тайн, учат беречь природные ресурсы. Педагог-эколог Г.Куркова разработала серию занятий по бережному отношению к электроэнергии и воде. С детьми старшего возраста мы проводим занятия по электротехнике, к этой работе активно привлекаем родителей воспитанников, которые подключаются к акции «Берегиня», проводимой в дошкольном учреждении. В результате углубленной работы в детском саду был создан мини-музей электричества, где дети вместе с родителями имеют возможность ознакомиться с историей создания лампочки, попробовать самостоятельно с помощью батарейки включить звонок и вентилятор, зажечь и выключить лампочки. У них есть возможность увидеть, как электричество приходит к нам в дом, какие есть электростанции и как следует экономно расходовать электроэнергию.

Создание природоведческих мини-музеев во всех возрастных группах детского сада, например: «Лошадка Зорька», «Наши любимые питомцы» (кошки и собаки), «Лягушонок Ква-Ква», «Коровка Буренушка», «Цветы в жизни человека», «Птицы – наши друзья», способствовало дальнейшему приобщению родителей к работе ДОУ.

Педагоги групп разработали планы работы мини-музеев, целью создания которых стало расширение знаний детей об окружающем природном мире, формирование положительного эмоционального отношения к родной природе, воспитание бережного, заботливого отношения к природе и ее обитателям, активное вовлечение родителей в работу ДОУ по музейной педагогике. Дети вместе с родителями подбирали экспонаты для мини-музеев, обсуждали разделы выставок в музее, приносили детские книги, фотографии, связанные с тематикой музея. Дошкольники с гордостью рассказывают родителям и гостям детского сада о своих музеях, показывают выполненные совместно с родителями работы по рисованию, лепке, аппликации, оригами по обитателям мини-музея. Конкурсы и викторины, которые постоянно проходят в ДОУ, позволили активно привлечь родителей к работе в мини-музеях и повышать их компетентность в вопросах экологического воспитания дошкольников, а также обогатили их родительских опыт в общении с ребенком. Например, темы для совместного досуга «Я люблю свою лошадку» в группе раннего возраста предложила воспитатель А.Гусейнова, в старшей группе «Удивительный мир кошек и собак» – воспитатель Е.Головачева, «Сохранить природу в наших силах» – воспитатель Г.Куркова, «В мире цветов» – воспитатель подготовительной группы Т.Рубова.

Традиционными в детском саду стали такие праздники, как День матери, День отца, День семьи. В этом учебном году были проведены такие праздники, как «Татьянин день», «Праздник пожарной безопасности», «Уроки здоровья», «Юный пешеход». Все эти праздники объединяют и сплачивают детей, педагогов, родителей, так как все они принимают в них активное участие и подпитываются положительными эмоциями, а родители узнают много новых и интересных игр, которые можно применять в практике семейного воспитания.

В детском саду сложилась практика постановки экологических спектаклей с активным участием в них педагогов, детей и их родителей. Экологический театр используется как одно из средств экологического воспитания дошкольников, которое осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу личности ребенка. Экологические сказки расширяют представления детей о животном и растительном мире, учат детей бережно относиться к родной природе и любить ее. Участие детей в театрализованной деятельности способствует приобщению их к сценическому искусству, совершенствованию движений и мимики, выразительности и эмоциональности речи, проявлению индивидуальности каждого ребенка. Родители, становясь участниками спектаклей, открывают для себя своих детей в новом качестве, сближаются с ними, обогащаются их детско-родительские отношения. Руководит работой нашего театра учитель-логопед Мирясова Валентина Ивановна, которая и пишет эти сказки.

В рамках экспериментальной работы разрабатываются и апробируются образовательно-игровые программы родительского роста «Секреты гармоничной жизни семьи в дружбе с природой» на основе использования игрового общения с ребенком в семье, понимания родителями языка движений.

Родители стали активными участниками образовательно-игровых семинаров. Мы вовлекаем семьи в экологическое образование детей как возможность открыть для себя дополнительное средство гармонизации жизни и насыщения эмоциональных внутрисемейных связей. Главным методом общения на этих встречах стали игра и активное участие каждого родителя в обсуждении предложенных проблем. В этом году мы апробировали такие игровые практикумы, как «Вредные привычки и их профилактика», «О любви и ласке, которые дарят нам домашние животные», «О здоровье всерьез», «Знакомство с лекарственной силой растений».

На базе дошкольного учреждения постоянно проводятся различные мероприятия для округа и города. Детский сад открыт для сотрудничества и обмена опытом.

Татьяна ЗЕНИНА, заведующая ДОУ №403


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту