Виктория БАРЦАЛКИНА, заведующая лабораторией «Медико-психологическая реабилитация» МГППУ: – Я была членом конкурсной комиссии, знакомилась с присланными на конкурс программами, писала рецензии. Конкурс дал возможность, с одной стороны, ознакомиться с реальными достижениями в области профилактики наркозависимости, с другой стороны, констатировать очень низкий уровень большинства программ, которые, к сожалению, бесконтрольно реализуются на практике.
Эта ситуация еще раз подтвердила наличие огромного дефицита в образовании психологов и педагогов в области превентологии. Но это не их вина, а наша общая беда. Они занимаются профилактикой, как умеют, не вполне понимая, что же такое сама профилактика и что такое создание профилактических программ. Подавляющее большинство программ – это «лоскутное одеяло», состоящее из набора где-либо взятых тренинговых упражнений. Именно этим объясняется тот факт, что ни в одной представленной на конкурс программе не был заложен механизм оценки ее эффективности, который бы опирался на научно обоснованное содержание. Не этим ли объясняется тот факт, что все школы занимаются профилактикой, а статистика не улучшается?
В ответ на сложившуюся ситуацию в МГППУ лаборатория «Медико-психологическая реабилитация» разработала в рамках приоритетного национального проекта «Образование» образовательные программы для подготовки специалистов нового поколения с высоким уровнем профессиональных компетенций, лидерскими способностями, приверженностью принципам здорового образа жизни – аддиктологов и превентологов. Мы считаем, что именно они должны взять на себя ответственность за начало очень сложной работы – по преодолению «двойного стандарта» («тебе нельзя то, что можно мне») в отношении употребления веществ, изменяющих сознание (сознательный отказ от употребления алкоголя и никотина), то есть стать ролевой моделью для подрастающего поколения.
Разрабатываемые в последнее десятилетие программы, ориентированные на личностный рост и профилактику отклоняющегося поведения у детей и подростков, особое внимание обращают на обязательное участие в них всей семьи и на сотрудничество ее со школой, тем самым обеспечивается возможность положительно влиять на социально-психологическую ситуацию развития детей и подростков, обеспечивая условия для формирования у них внутренних защитных факторов, которые удерживают их от употребления алкоголя и наркотиков и способствуют увеличению возраста, когда молодые люди впервые начинают употреблять алкоголь.
Программа «Семья и школа вместе» создана для поддержки семей, оптимизации отношений внутри семьи и построения сети поддержки по месту жительства и учебы детей. Цель программы – создание условий для успешной адаптации ребенка в семье, школе и обществе через усиление центрального защитного фактора – сплоченности семьи. Сплоченность семьи достигается через пять промежуточных целей, направленных на уменьшение факторов риска и усиление защитных факторов, это: эмоциональная поддержка родителей, развитие системы взаимодействия родителей в семье, между семьями, между семьями и социальными институтами, снижение факторов риска повседневного стресса, снижение факторов риска злоупотребления психоактивными веществами детьми и родителями, снижение факторов риска хронического конфликта в семье.
Программа включает сценарии восьми трехчасовых занятий-тренингов с семьями первоклассников. Форма этих занятий – тренинг: постоянный, основанный на технологиях семейной психотерапии, со структурированным общением между родителями и детьми, между всеми членами семьи, между родителями, между родителями разных семей, между родителями и профессиональными консультантами. Занятия проводятся специально подготовленной командой, которая включает двух представителей ПМС-центра этого района, учителя начальной школы, второго педагога (им может быть школьный психолог, заместитель директора по социальной защите или социальный педагог), двух родителей учащихся этой школы. Обязательное условие проведения программы – формирование и обучение команды на трехдневном семинаре-тренинге.
Эта программа может использоваться как для профилактической работы со всеми школьниками (универсальная профилактическая программа), так и для работы с детьми «группы риска» из дисфункциональных семей, поскольку в ней отработан механизм привлечения к занятиям родителей, которые обычно не посещают школу, не обращаются за консультативной помощью и не участвуют в школьных мероприятиях. Программа «Семья и школа вместе» для начальных классов адаптирована для России и апробирована в нескольких московских общеобразовательных школах. Уже в процессе проведения этой программы отмечались существенные положительные изменения как в поведении детей и успешной их адаптации к школе, так и в семьях в целом. Один из важнейших результатов работы программы – объединение родителей в группу самопомощи, которая продолжает работать и встречаться ежемесячно в школе для обсуждения актуальных проблем жизни школы и воспитания детей, помощи друг другу в решении разных проблем. Таким образом, программа способствует укреплению семейных взаимоотношений, а также отношений родителей со школой, обеспечивая условия для поддержания хорошего эмоционального самочувствия детей и их успешности.
Материалы программы оформлены в виде «Руководства программы «Семья и школа вместе», детально описывающего все компоненты программы, включая планирование, проведение занятий и оценку эффективности. Специалисты нашей лаборатории могут обучать команды тренеров для работы с материалами программы, а также по организации и проведению этой профилактической программы в образовательных учреждениях.
Комментарии