search
main
0

Семья и школа: как должно складываться их сотрудничество?

​В последнее время тема государственно-общественного управления стала актуальной и широко обсуждаемой в обществе. Она непривычна для общества, которое долгое время считало, что воспитанием ребенка и его обучением должна заниматься школа. Да и теперь некоторые убеждены, что поскольку школа оказывает образовательные услуги, то и отвечает за все. Однако сегодня такая позиция понемногу уходит, об этом можно судить по высказываниям, которые звучат в СМИ.

Исак ФРУМИН, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ:- Наша система образования изначально формировалась как государственная, в то время как, например, на Западе государство лишь брало на себя функции поддержки этих школ, но изначально ответственность за образование возлагалась на местное сообщество и на семью. В Советском Союзе сформировалась патерналистская система образования, которая работала с массами необразованных родителей – они в лучшем случае могли выполнять какие-то поручения школы, но не имели собственных ресурсов для развития детей. В России нынче невероятно увеличились образовательные ресурсы семей. Образованные, любящие родители теперь должны значительно больше участвовать в жизни школы, поэтому нужно искать разные подходы, поддерживать инициативы, возникающие среди родительской общественности, – ассоциации родителей, сообщества в Интернете. Один из моих коллег предложил идею: развивать школьное портфолио, которое необходимо было бы пополнять каждый год, устраивать олимпиады, конкурсы, тогда родители, возможно, станут активнее. Но мы несколько лет не можем принять закон об общественно-государственном управлении в образовании, который дал бы большие полномочия общественным органам управления с участием родителей.Юлия ТЮМЕНЕВА, руководитель магистерской программы НИУ ВШЭ «Измерения в психологии и образовании»:- Французские социологи Бурдье и Пассрон ввели понятие «культурный капитал» и доказали, что студенты из семей верхней страты среднего класса и высшего класса успевают лучше сверстников, так как эти навыки они получили от родителей. Один кипрский исследователь объединил данные TIMSS за все годы по всем странам-участницам и пришел к выводу: единственная мера, стабильно имеющая значимую связь с достижениями, – участие и вовлеченность родителей в школьную жизнь детей. Исследования НИУ ВШЭ показывают, что достижения наших детей в PIRLS (оценка качества чтения) объясняются прежде всего семейным влиянием; характеристики, связанные со школой и учителями, гораздо менее значимы. То есть сила воздействия семьи такова, что школе ее не перекрыть, даже если это очень хорошая школа. Для детей, которым семья не способна дать много, школа остается приоритетной, она способна смягчить негативное влияние семьи. При анализе результатов PISA были случаи, когда школы, где ожидались низкие результаты (там учатся дети мигрантов, безработных), вдруг оказывались на высоте. Причина в активной позиции директоров, считающих, что нужно не просто «передержать» детей в школе, а вывести их в люди, дать им старт в жизни.Когда родители участвуют в школьной жизни, ребенок чувствует исходящий от них сигнал, даже если ему прямо не говорят: «Учись хорошо, будешь много зарабатывать, хорошо устроишься в жизни». И это, несомненно, отражается на результатах учебы.Виктор ФЕРТМАН, директор Государственной столичной гимназии:- Мой опыт сотрудничества с родителями показывает: финансовая помощь школе – наименее больной вопрос. Семьи готовы оплачивать дополнительные занятия своих детей, если все грамотно оформлено юридически и качество их устраивает. Спонсорскую помощь они тоже готовы оказывать – нужно лишь четко объяснить, на что уходят деньги. Другая разновидность родительской инициативы – решение организационных вопросов. Недавно управляющий совет нашей гимназии принял решение о введении школьной формы. После этого родители (и те, кто входит в управляющий совет, и те, кто не входит в него) нашли варианты школьной формы. Другой пример: родители выступили с инициативой перейти на пятидневку. Я представил управляющему совету расчеты: как изменится финансирование школы, насколько придется сократить дополнительные занятия. После этого было решено, что на пятидневку переходить не будем. Большой интерес родители проявляют к здоровью детей. Недавно возникла инициатива завести второй комплект учебников, который ребенок оставлял бы в школе, чтобы не носить тяжелый портфель. Однако идея не прошла: гимназия такой комплект купить не может, а родители решили, что для них это дороговато. Еще родители готовы контролировать качество школьного питания – у нас они постоянно интересуются, как обстоят дела в столовой. Вопросы, связанные с содержанием обучения, родители склонны полностью отдавать на откуп школе, а я хочу, чтобы они больше этим интересовались, разбирались в этом, однако пока такого желания у них нет.Недавно у нас появилась группа продленного дня. Уже когда она заработала, некоторые родители вдруг начали задавать вопросы: а почему детей водят гулять именно в такое время, почему моего ребенка не выпускают одного на улицу? Когда я сказал, что все это было написано в договоре, выяснилось, что договор читали не все. На мое предложение – разработать детям другой режим дня самостоятельно – родители предложили нам поменять его таким образом, чтобы им понравилось. И к сожалению, это не единичный случай. В гимназии учатся дети разных родителей, в том числе и вузовских преподавателей. Почему бы им не преподавать нашим детям отдельные курсы? Но пока никто не соглашается, все очень заняты. С другой стороны, когда возникла тема новых образовательных стандартов, родители приняли активное участие в дискуссии. Обсуждение стандарта продемонстрировало самую большую проблему нашего образования – отсутствие информации. Мои гимназисты-гуманитарии были счастливы, когда вместо физики, химии и биологии мы ввели интегрированный курс естествознания, в старшей школе дети по-настоящему изучают даже не шесть, а всего три-четыре предмета. Однако часть педагогической общественности, недовольная проектом стандарта, распространяла страшилки, отголоски которых слышны до сих пор. Отчасти в этом есть вина и Минобрнауки, и разработчиков стандарта, не сумевших внятно объяснить общественности суть проекта. Главные заинтересованные лица – родители старшеклассников – просто не разобрались в ситуации, но отрицательный результат – тоже результат. Традиция общественных обсуждений в нашей стране только формируется, главное – доносить до общественности проверенные и понятные сведения.Думаю, родители должны больше времени проводить с детьми, а не ждать, что школа заменит их полностью. Те же «культурные походы» – в театр, кино, музеи, на выставки – я считаю делом родителей, но они ссылаются на отсутствие времени. Сейчас у нас как раз идет небольшая позиционная война: родители школьников хотят, чтобы мы устраивали коллективные посещения театров, концертов, а я пытаюсь им объяснить, что это их дело, никак не наше.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте