С проектом «Гражданин» я впервые познакомилась осенью 2004 года на семинаре в городе Барнауле, который был организован специалистами Самарского центра гражданского образования. Занятия произвели на меня сильное впечатление, а технология социального проектирования, казалось, открывает новые возможности в воспитании личности, востребованной в современном обществе. А потом я считаю, что мне повезло: была творческая командировка в Самару в составе делегации Алтайского края. Изучив более детально методику социального проектирования «Гражданин», убедилась, что это как раз то, что необходимо нынешнему подростку: активность, востребованность, реализация собственных идей, а значит, обретение чувства собственного достоинства, понимание своей роли в обществе.
Для того чтобы внедрить проект в систему образования нашего города, необходимо было научить других педагогов и самих детей находить проблемы, разносторонне исследовать их, а самое главное – их решать: путем привлечения органов власти, общественных объединений, путем собственного участия и трудового вклада, решать вместе, сообща.
В январе в нашем городе проведен семинар по проекту «Гражданин». Беспокоило одно: придут ли люди в дни каникул. Пришли: вместо сорока восьми – семьдесят восемь. Сорок педагогов и тридцать восемь старшеклассников. Думаю, не пожалели. Семинар помог им найти новое настоящее дело, его организаторам придал уверенности в себе, для всех – открыл новые возможности: сотрудничество ради решения не надуманных, а реально существующих проблем в нашем городе.
Первый день был теоретический, мы изучали технологию проекта «Гражданин», восемь этапов работы. На следующий день участники были разделены на четыре группы. «Мы пошли своим путем»; наша идея – психологический тренинг на сплоченность и сработанность групп удалась. Все активно включились в работу, не было ни трений, ни разногласий, шел совместный творческий процесс.
Учителя и ученики общались с представителями органов власти, консультировались с юристами, в том числе и с председателем суда, проводили социологический опрос. Получилось все, что было задумано. Наступило время защиты проектов. В жюри – компетентные люди: преподаватели, председатель городского комитета по образованию. Разработано четыре проблемных проекта: «Соберем друзей» – открытие детского клуба, «Если не я, то кто?» – благоустройство территории центральной районной больницы; «Учитель? Ученик» – проблема взаимоотношений и защита прав детей; «Твое здоровье в твоих руках» – оборудование спортивной площадки в школе №3.
Все проекты реальны. Пути их реализации найдены, старт взят. В последний день были занятия для педагогов, которым придется далее воплощать идеи в жизнь, помогать «ростку» прижиться в школе, пустить свои корни, дать плоды. Определены направления развития социального проектирования в нашем городе. В третьей четверти прошел конкурс «Школа – наш дом, и мы в нем живем!». Акция четвертой четверти будет посвящена 60-летию Великой Победы: «Город – наш дом, и мы в нем живем!».
В заключение семинара был проведен психологический тренинг «Я и мое Я», направленный на личностный рост педагогов и учащихся, формирование собственной Я – концепции. Педагоги и ученики, воодушевленные полученными в средней школе №4 знаниями, принялись за дело. Был создан новый проект: «Школа – творческое самовыражение личности».
Городской Центр детского творчества подготовил олимпиаду школьников «Здоровье будущего», в рамках которой – реализация социальных проектов.
Важно то, что начинания детей и подростков поддержаны взрослыми: городскими властями, органами управления образованием, руководителями предприятий города, советом предпринимателей. Взрослые поняли – это не игра, это реальное дело, дети – их помощники, ведь задачи и цели едины: сделать все, чтобы можно было гордиться своей школой, своим уютным и чистым городом, и значит, собой.
Семинар окончен, а след в душах его слушателей остался. Вот только некоторые из их отзывов:
«Я благодарна организаторам семинара за удачно выбранное время, за интересно построенную теоретическую часть. Несмотря на то, что были каникулы, пришло много педагогов и детей. Многие из них «загорелись» идеей создания социальных проектов. Почему же семинар имел такой успех? Мне кажется, что организаторы нашли пути к внутренним источникам активности ребенка…». Г. Ефанова, заместитель директора по воспитательной работе школы №3.
«Цель обучения была четкой и понятной, само обучение всеобъемлющим и эффективным, хорошо подготовлено и легко воспринималось. Это позволило нам самим разработать социальный проект. Мы готовы к реализации данной программы в школе». Коллектив педагогов и учащихся средней школы №7.
«Семинар по программе «Гражданин» оставил хорошее впечатление. Четкая организация, понятная цель, много эффективной информации. Обучение подготовленное и воспринималось легко и интересно. Хорошо, что были розданы отпечатанные материалы. Понравились психологические занятия-тренинги и в результате настрой всех участников». С. Тонких, учитель МОУ, средняя школа №4.
Надежда Ермолович, ведущий специалист городского Комитета администрации города Алейска по образованию, Алтайский край
Комментарии