search
main
0

Семинар. Философия выбора

В Каменск-Уральском состоялся семинар для преподавателей общественных дисциплин Южно-Уральского округа. Среди участников были учителя начальных классов, учителя истории, обществознания, граждановедения, заместители директоров по воспитательной работе.

: фломастеры, бумага, скотч, таблица принципов и ценностей демократии, схема перехода в демократию, словарь понятий.Например: выбор, свобода, ответственность, право, , . Ведущий распределяет понятие среди групп и предлагает выполнить задание, прописанное в карточках. к урокуСегодня к ученику предъявляются новые требования. Он должен не только обладать знаниями (о правах человека, демократии, праве, тенденциях развития экономики, политических системах, механизмах функционирования государства и др.), умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать с другими людьми), ценностями (уважение к правам другого, миролюбие, ) и желанием участвовать в общественно-политической жизни. 1. Тесты « Делана».5. пути.?II. III.

Тренинг «Знакомство»

В ходе тренинга участники смогут: рассказать о своих достижениях и успехах в гражданском образовании учащихся; сформулировать проблемы и трудности гражданского образования учащихся; оценить уровень своих достижений в сравнении с достижениями других участников семинара; определить свои цели и интересы в работе на семинаре.

Материалы

1. Программа семинара на каждого участника (желательно на бумаге разных цветов).

2. Листы бумаги, маркеры.

Ход тренинга

1. Участникам семинара ведущий выдает программу семинара.

Цвет бумаги, на которой напечатана программа, будет служить основанием для деления на группы, необходимо рассчитать количество программ одного цвета, чтобы в группе было не более 6-7 человек. На одной программе каждого цвета можно сделать какое-либо условное обозначение. Владелец этой программы будет выполнять роль капитана.

2. Предлагается познакомиться с капитаном: представиться каждому (назвать ФИО, место работы, преподаваемые предметы, стаж работы по гражданскому образованию); рассказать о самом значительном успехе в области гражданского образования и сформулировать проблему, с которой столкнулись в этой сфере; поделиться своими ожиданиями от предстоящего семинара; обобщить все сказанное и подготовиться к презентации группы (на листах записать название группы, проблемы, с которыми столкнулись члены группы в работе по гражданскому образованию, ожидания от семинара).

3. По ходу выступления групп на доске оформляются материалы.

4. Обобщая все выступления, ведущий предлагает возвращаться к этим формулировкам после каждого занятия.

Тема «Ценности

и принципы демократии»

Время: 90 минут.

Материалы: фломастеры, бумага, скотч, таблица принципов и ценностей демократии, схема перехода в демократию, словарь понятий.

Цели данного занятия

В ходе данного занятия слушатели смогут:

1. Познакомиться с основными понятиями гражданского образования.

2. Выделить приоритетные ценности и принципы в гражданском образовании.

3. Выразить свое отношение к демократическим принципам и ценностям.

I. Мотивация

Слова ведущего:

Первая статья Конституции РФ гласит: «РФ – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

В Конституции РФ в основном продекларировано, что в России создано демократическое государство. В данном случае существуют различные точки зрения. Мы с вами, занимаясь гражданским образованием, воспитываем гражданина демократического государства.

К этому нас призывают и документы, определяющие воспитательную деятельность образовательного учреждения. Один из таких документов – минимальный социальный стандарт РФ. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования.

Настоящий стандарт разработан с целью создания нормативно-правовой базы воспитания детей для обеспечения их прав, предусмотренных законом РФ №124 от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В пункте 5 данного закона прописаны Основные виды услуг гарантированного воспитания.

5.1. Учреждение гарантирует воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества. Задача воспитания гражданина актуальна для всего мира. Но особенно она важна для России, которая находится на переходной стадии исторического развития. Мы жили много лет в недемократическом обществе и скорее всего находимся в пути к демократическому образу жизни. Какие принципы и ценности демократии должны мы воспитывать у себя, учащихся, об этом наше занятие (схема «Дом демократии»).

Вопрос: С какими понятиями ассоциируется слово демократия?

II. Ведущий работает фронтально с аудиторией, записывая те понятия, которые слушатели называют:

Свобода

Ответственность

Выбор

толерантность

компромисс

выборы

равноправие

патриотизм

право.

Теперь давайте проголосуем за те понятия, которые, на ваш взгляд, наиболее значимы при изучении демократии. Голосованием выбираем шесть основных понятий (по количеству групп).

Например: выбор, свобода, ответственность, право, патриотизм, выборы. Ведущий распределяет понятие среди групп и предлагает выполнить задание, прописанное в карточках.

Задание для групп

1. Познакомьтесь с определениями понятий в словаре.

2. Докажите приоритетность выбранной ценности в гражданском образовании.

3. Выразите собственное отношение к данной ценности (при желании изобразите символ ценности). Принимаете ли вы данную ценность. С какими трудностями столкнетесь при ее изучении.

III. Обмен мнениями (результаты труда)

Каждая группа представляет результаты своего труда, отвечая на вопросы в карточке.

Результатом работы может стать своя формулировка демократии или вывод о том, что данная ценность очень важна в изучении демократии. Одновременно ведущий в схему «Дом демократии» вводит ценности, использованные при работе в группе. Идет заполнение «Дома».

Ведущий подводит итог, что все перечисленные понятия важны для гражданского образования. И, упуская те или иные ценности, мы с вами упускаем возможность жить в демократическом обществе. Мы с вами познакомились с частью ценностей и принципов демократии, их, конечно же, больше. Для этого подготовлена таблица принципа и ценности демократии (раздаем в группы).

Вопрос: Чего не хватает в данной схеме или, вернее, кого? Конечно же, человека. Ведь торжество демократии – это торжество основной ценности – ЧЕЛОВЕКА.

IV. Применение

Задание: Расскажите историю или эпизод, рассказывающие о торжестве человека. Что вы добились в своей жизни, чем гордитесь?

Работа в круге со слушателями.

V. Подведение итогов

Возвращение к целям урока. Выполнены ли цели урока? Вопросы методики и содержания занятий по гражданскому образованию вам представят мои коллеги.

Представление литературы.

Тема «Интерактивные

методы обучения»

В ходе занятия слушатели смогут: узнать о классификации методик обучения в граждановедении; оценить эффективность интерактивных методов обучения для работы по гражданскому образованию учащихся; задуматься о важности объединения усилий группы людей для обеспечения собственной безопасности.

Материалы к уроку

1. Схемы, отображающие суть пассивных, активных, интерактивных методик.

2. Цитаты: «Мы запоминаем», «Просто делай это».

3. Карточки с позициями.

4. Карточки с информацией об эффективности каждого способа.

5. Листы критериальной оценки.

6. Бумага, маркеры, магнит.

Гражданское образование на современном этапе является одним из приоритетных направлений реформирования и модернизации российской системы образования. Задача воспитания гражданина с активной жизненной позицией весьма актуальна во всем мире, но еще более важна она для России, которая строит новое демократическое, правовое государство.

Сегодня к ученику предъявляются новые требования. Он должен не только обладать знаниями (о правах человека, демократии, праве, тенденциях развития экономики, политических системах, механизмах функционирования государства и др.), умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать с другими людьми), ценностями (уважение к правам другого, миролюбие, толерантность) и желанием участвовать в общественно-политической жизни.

Областные контрольные работы, которые наши учащиеся выполняют уже несколько лет, определяют уровень социальной компетентности учащихся как основной показатель образованности. Учащиеся и учителя столкнулись с трудностями. От нас требуется новое содержание образования. Можем ли мы, используя старые традиционные методы, давать новое содержание, готовить школьников к жизни в новом демократическом обществе?

На доске три схемы:

пассивные методы обучения;

активные методы обучения;

интерактивные методы обучения.

В основе предложенной классификации лежит взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Рассматриваются и комментируются схемы.

Слушатели говорят о том, что, гражданское образование должно основываться на интерактивной методике, когда роль преподавателя резко меняется – перестает быть центральной. Он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации.

Готов ли учитель к новой роли, какие трудности могут у него возникнуть?

Чтобы ответить, нужно оценить эффективность интерактивных методик – самим принять участие в занятии.

На доске две цитаты: «Мы запоминаем», «Просто делай это».

II. Преподаватель предлагает слушателям проблему, которая коснулась многих, – квартирные кражи или нападения в подъезде.

Слушателям зачитывается ситуация «Случай в подъезде» и предлагается занять собственную позицию в решении возникшего спора.

После прочтения ситуации слушатели занимают одну из предложенных позиций, образуя тем самым группу для проведения оценки эффективности выбранного способа самозащиты.

Группы:

кодовый замок;

камера видеонаблюдения;

охранник;

дежурный по подъезду;

железная дверь;

затрудняюсь с выбором.

Работа в малых группах

1. Слушатели анализируют предложенную им информацию о стоимости выбранного способа и временных затрат на реализацию выбранного способа.

2. Результаты работы заносятся в лист критериальной оценки.

3. Готовят агитационные материалы в защиту своей позиции (аргументы «за» свою позицию и «против» других позиций).

После заслушивания выступлений от каждой группы преподаватель акцентирует внимание на важности объединения усилий группы людей для обеспечения собственной безопасности.

Рефлексия

Слушателям предлагается оценить занятие с а) позиции ученика; б) позиции учителя.

После высказывания всех желающих преподаватель еще раз говорит о значимости интерактивных методик в преподавании граждановедения, в формировании демократических ценностей.

Метод «Займи позицию» позволяет продемонстрировать разнообразие мнений, дает возможность учащимся выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения.

В дверь каждой квартиры одного дома постучал Николай Иванович Бердников со второго этажа и пригласил жильцов выйти на собрание в подъезд.

Многим идти не хотелось, но интерес и любопытство взяли верх, т.к. подобных встреч никогда не происходило и некоторые даже не знали своих соседей в лицо.

Николай Иванович сообщил собравшимся, что на прошлой неделе в их подъезде произошла квартирная кража, ущерб от которой составил 53 тысячи рублей. Сын его соседей Костровых, возвращаясь 10 сентября из школы, не смог попасть в квартиру, т.к. на лестничной клетке собралась группа подвыпивших подростков. Мальчик испугался и бродил около подъезда до прихода взрослых.

С жалобой на эти ситуации Николай Иванович обращался к участковому милиционеру, который в ответ предложил жильцам самим подумать над способами самозащиты.

Присутствующие на собрании жильцы не остались равнодушными и стали активно предлагать различные способы защиты от квартирных краж и нападений в подъезде.

Костров предложил нанять охранника, который не пропустит ни одного постороннего.

Виноградова, заявив, что охранник обойдется жильцам очень дорого, предложила установить на двери подъезда кодовый замок.

Слепнев возразил и сказал, что кодовый замок – вчерашний день. Уж если бороться с преступниками, то современными средствами, и предложил установить камеру видеонаблюдения.

Пенсионерка Петрова сказала, что в подъезде есть несколько неработающих жильцов и жильцы, работающие по сменам. Поэтому можно организовать их ежедневное дежурство в подъезде.

Солнцев высмеял пенсионерку и сказал, что хотел бы на нее посмотреть ночью, и предложил установить обыкновенную железную дверь.

Среди собравшихся нашлись критики и этой позиции, начался спор, который был остановлен Н. Бердниковым.

Он предложил соседям определить свою позицию, оценив их эффективность и, собравшись через 20 минут, высказать свое мнение.

10% того, что мы читаем;

20% того, что мы слышим;

30% того, что мы видим;

50% того, что мы видим и слышим;

70% того, что мы говорим;

90% того, что мы говорим и делаем.

Ты учишься говорить, когда разговариваешь.

Ты учишься ходить, когда ходишь.

Ты учишься играть в гольф, когда играешь в гольф.

Ты учишься печатать, когда печатаешь.

Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!

Дело Роберта

Тема «Алгоритм выбора»

В ходе занятия слушатели смогут: познакомиться с алгоритмом выбора, определениями понятий «свобода», «выбор», «ответственность», обсудить значимость ценности выбора в гражданском образовании.

1. Тесты «Дело Роберта Делана».

«Философия выбора».

«Алгоритм сознательного выбора».

«Дилемма Глеба».

2. Листы ватмана (по 1 на 1 группу).

3. Стихотворение.

4. Магнитофон.

Ход занятия

Мотивация: Участникам предлагается принять участие в игре «Ручеек» и ответить на вопросы: каков главный принцип игры «Ручеек»? Чем вы руководствовались, делая выбор? Можно ли этот выбор назвать осознанным?

Умение делать выбор очень значимо в нашей жизни. Участникам предлагается продолжить работу в группах и поработать с «Делом Роберта Делана».

Участники заслушивают отрывок из «Дела Роберта Делана» и выбирают меру наказания.

Слушатели высказывают свое мнение, аргументируют его. Для проверки выбора слушателям предлагается дочитать до конца дело, сделать выбор наказания повторно и объяснить причину изменения выбора. Обобщая ответы, преподаватель предлагает познакомиться с философией и алгоритмом выбора.

Работа в группах

Слушателям предлагается на основе вышеназванных материалов оценить значимость умения выбирать для достижения успеха в жизни.

Обмен информацией

Обобщая ответы, делается вывод, что для достижения успеха в работе необходимо научить детей делать сознательный выбор.

Слушателям предлагается применить алгоритм (сознательного) выбора в решении дилеммы Глеба.

Аргументы в защиту своего выбора необходимо оформить в виде схемы на листах. После заслушивания ответов звучит стихотворение «Каждый выбирает по себе».

Моя свобода – это защищенность от нежелательного действия, насилия. Я свободен настолько, насколько защищен.

«У меня как у свободного человека есть выбор».

Я выбираю – значит отдаю предпочтение кому-либо или чему-либо. В результате моего выбора я должен стать свободным, то есть защищенным.

«Я имею право и могу узнать все имеющиеся варианты выбора и их последствия».

Мой выбор возможен только в том случае, когда я могу детально изучить каждый вариант, включая его положительные и отрицательные последствия. Причем при изложении того или иного варианта я не должен уходить от негативной информации. Только такое значение – основа для верного выбора.

«Я несу ответственность за свой выбор». Мне как свободному человеку, сделавшему самостоятельный выбор, предстоит нести личную ответственность, то есть отвечать за свой выбор, не перекладывая это на других.

1. Формулировка проблемы или цели.

2. Определение путей решения.

3. Сбор информации о путях решения проблемы.

4. Определение меры свободы и ответственности.

5. Выбор пути.

Роберт Делан

Роберт был задержан полицейскими, когда он выходил из магазина. Полицейский попросил Роберта зайти вместе с ним в служебное помещение. В присутствии владельца магазина был произведен обыск, и в сумке у Роберта обнаружили украденный кассетный магнитофон, а также другие вещи, украденные в соседних магазинах, – две книги, коробку шоколада, несколько шариковых ручек.

Шесть недель спустя дело слушалось районным судом. В суде Роберт не признал себя виновным в совершении преступления. Он утверждал, что не понимает, как найденные вещи оказались у него в сумке. Он не работает уже четыре года.

Сделайте выбор наказания из предложенных:

а) лишение свободы с отбыванием наказания в ИТК;

б) условное осуждение;

в) штраф.

Прочитайте новые сведения внимательно и решите, не нужно ли изменить наказание, которое вы выбрали, или можно оставить прежнее. Если вы измените наказание, объясните причину.

Роберту Делану 64 года. Его жена умерла два года назад. Сын женился и уехал жить в другой город. После службы в армии Роберт многие годы работал на местной фабрике. Он ушел на пенсию в 60 лет и теперь живет один.

В марте он почувствовал сильную боль в желудке. Нельзя сказать, что он чувствовал себя больным человеком, но боль постоянно ощущалась, создавая определенный дискомфорт. Наконец он решил обратиться к врачу.

Доктор обследовал Роберта и подробно расспросил его о том, как он себя чувствует, какой ведет образ жизни, чем и как питается. Поговорив с Робертом, доктор попросил его подождать и вышел в соседний кабинет, где долго беседовал с коллегой.

Роберт не мог разобрать как следует, о чем они говорили. так как дверь была закрыта, но он ясно расслышал, что в их разговоре несколько раз упоминалось слово «рак». Вернувшись, доктор написал рецепт и предложил Роберту ненадолго лечь в местную больницу для более подробного обследования.

Роберта задержали как раз в этот день. Он шел из поликлиники с твердым убеждением, что у него рак. Он практически ничего не помнил из того, что произошло с ним в магазине, когда его задержал полицейский. Одна из книг, которую у него нашли, была Библия, шоколад был диабетический (хотя Роберт никогда не был диабетиком).

13-летний Борис возвращался вечером из библиотеки, где он работал на компьютере. Недалеко от своего дома он увидел, что за ним следуют несколько ребят более старшего возраста, среди них Артем – одноклассник Бориса. В школе Артем всегда приставал к Борису со своими злыми насмешками, а иногда мог ударить или оскорбить его. В классе все предпочитали не связываться с Артемом, т.к. знали, что у него во дворе были знакомые старшие ребята, и в случае конфликта Артем, не задумываясь, воспользуется их помощью.

Борису дома мама всегда говорила, чтобы он ни с кем не связывался, поэтому он считал, что лучше стерпеть обиды, чем попадать в конфликт. Но сегодня днем после одной из насмешек Борис не выдержал и назвал Артема дураком. Дело бы кончилось дракой, если бы не вмешалась классная руководительница. Однако Артем пообещал разобраться с Борисом позднее. И вот, видимо, этот момент наступил.

Борис решил забежать в ближайший подъезд и там отсидеться, надеясь, что его не заметят. Однако группа ребят зашла в этот же подъезд и стала подниматься наверх, вслед за ним. Борис вынужден был идти наверх.

Он уже начал паниковать, понимая, что ему сейчас достанется от своих преследователей, как вдруг он вспомнил, что на восьмом этаже живет его одноклассник Глеб. Борис стал звонить в дверь его квартиры. Глеб оказался дома один. Борис рассказал ему, что случилось, и попросил временно побыть в квартире Глеба. Глеб задумался… Он прекрасно понимал, чем ему это грозит, если преследователи узнают об этом. Вопрос: какой бы выбор на месте Глеба сделали вы?

1. О каких демократических ценностях шла речь?

2. Какие интерактивные методы использовались в ходе занятия?

Слушателям предлагается сформулировать правила для выполнения упражнения «Кто первый?» и записать их на отдельных листах бумаги (5-7 минут).

Выступления групп

Представление группами своих вариантов правил. Ведущий комментирует, вывешивает на доску отдельные критерии, если выступающие говорят о них в своих выступлениях.

Оценка выбора

Ведущий предлагает проверить действие правил в следующих ситуациях:

– В одной из команд больше (меньше) участников;

– У одного из участников повреждена левая рука;

– Во время передачи скрепки падают на пол.

Карточки с ситуациями раздаются в группы, после короткого обсуждения представители от групп (один, два) дают оценку составленным ранее правилам (правила требуют доработки).

Давайте познакомимся с критериями хорошего правила (закона).

Открывается доска с подзаголовком «Критерии хорошего правила (закона)»:

1. Закон (правило) должен соответствовать Конституции, нормам права и нравственности.

2. Закон (правило) должен быть написан ясным и понятным языком.

3. Правила должны быть известны.

4. Правила должны быть реально исполнимы.

5. Каждое правило должно состоять из трех частей:

диспозиции – это само правило поведения;

гипотезы – это те условия, при которых правило действует, и те исключения, когда правило не действует;

санкции – это разумное наказание за нарушение этого правила.

Слушателям предлагается определить, что есть, а чего не хватает в разработанных правилах, и внести дополнения. Ведущий может предложить свой вариант правил. Обсудить действующие в их школах правила. При резерве времени можно предложить слушателям проанализировать выписку из школьных правил.

Заключение

Слушателям предлагается мысленно возвратиться к вопросу занятия.

Каким должно быть хорошее правило (закон)?

Можем ли мы сейчас ответить на данный вопрос?

– Что нового вы для себя открыли, работая над этой темой?

– Принимаете ли вы это или вам хочется возразить?

Какими должны быть правила (законы)

Цели. В ходе занятия слушатели:

– познакомятся с критериями хорошего правила (закона);

– примут участие в разработке правил;

– смогут высказать свое мнение о качестве действующих школьных правил.

Канцелярские скрепки (5 шт. на группу, 8 групп – 40 шт.);

карточки с ситуациями (10 шт.);

листы бумаги А3, маркеры, магниты, скотч;

карточки с критериями хорошего правила;

выдержки из школьных правил;

карточки с названием и вопросом занятия.

Власть закона. Приходилось ли вам нарушать законы? Почему?

В демократическом обществе никто, даже король или всенародно избранный президент, не может быть выше закона. Это называется властью закона и означает, что все граждане государства должны подчиняться закону и отвечать перед законом, если они нарушают его нормы. Демократические принципы также требуют, чтобы закон в случае необходимости применялся справедливо и без исключений ко всем гражданам. Свое знакомство с правом у школьников часто начинается со школьных правил, которые зачастую нарушаются, и у ребят вместо правовой культуры развивается правовой нигилизм. Какими же должны быть школьные правила, чтобы они способствовали развитию правовой культуры?

Какими же должны быть хорошие правила (законы)?

Ответ на этот вопрос мы постараемся с вами дать в ходе нашего занятия.

Исследование

1. Упражнение «Кто первый?»

Каждой группе выдается пакетик с пятью скрепками и предлагается по команде ведущего передать скрепки по цепочке от первого до последнего члена группы. Победит группа, которая сделает это быстрее всех.

При выполнении упражнения командами ведущий останавливает игру, делая замечания:

– Нельзя передавать все скрепки вместе.

– Скрепки можно передавать только левой рукой.

– Скрепки нужно передавать только по часовой стрелке.

Останавливая слушателей в очередной раз, ведущий предлагает им поделиться чувствами, возникшими в ходе выполнения упражнения.

– Как вы думаете, почему вам не удалось выполнить упражнение? (Не были оглашены все правила).

– Что необходимо сделать, чтобы удалось выполнить упражнение? (Составить и огласить правила).

Каким должно быть хорошее правило (закон)?

Какими должны быть правила (законы)?

– В одной из команд больше (меньше) участников.

– У одного из участников повреждена левая рука.

Критерии хорошего правила (закона):

Правила выполнения упражнения «Кто первый?»

1. В игре принимают участие не менее двух команд с одинаковым количеством участников.

2. Игра начинается одновременно по команде ведущего.

3. Скрепки передаются по одной от первого до последнего участника команды.

4. При падении скрепки команда начинает игру сначала.

5. Последний участник команды после получения всех скрепок поднимает руку это сигнал окончания игры.

6. Выигравшей считается команда, передавшая все скрепки за максимально короткое время.

7. При нарушении правил игры, конфликтах с другими игроками или ведущим команда выбывает из игры.

Критерии хорошего закона (правила)

1. Законы (правила) должны соответствовать нормам нравственности.

2. Законы (правила) должны быть написаны ясным и понятным языком.

3. Правила должны быть реально исполнимы.

4. Каждое правило должно состоять из трех частей:

Тема «Социальная переписка»

1. Слушатели смогут познакомиться с рекомендациями по составлению письменных обращений граждан к власти.

2. Слушатели смогут оценить недостатки переписки М.М.Зощенко как социальной переписки.

3. Слушатели смогут выразить свое отношение к социальной переписке как возможности влияния на власть.

Ход занятий

На доске оформлены высказывания, поговорки:

Вера без дела – мертва

Помоги себе сам

На бога надейся, а сам не плошай.

Что объединяет эти высказывания, поговорки?

Форма защиты себя – социальная переписка – письменное обращение граждан к власти.

Понятия социальной переписки:

Социальная переписка – переписка между гражданами и представителями государства по общественно значимым проблемам;

Социальная переписка – форма письменной деятельности, осуществляемая гражданами в процессе демократического самоуправления.

Кто имеет опыт обращения к власти в демократическом обществе?

По какому поводу было обращение?

Чем закончился этот опыт?

От чего зависит положительное решение вашего письменного обращения?

II. Исследование

1. Слушателям предлагается сравнить два текста, две претензии потребителя, и предположить, какая из них будет удовлетворена и почему.

III. Применение

Группы знакомятся с социальной перепиской М. Зощенко и отвечают на вопрос: почему обращения М.Зощенко оставались без ответа?

Ответ на вопрос занятия: От чего зависит положительный ответ на письменное обращение?

Может ли влиять на власть социальная переписка?

Как оптимально составить письменное обращение?

О какой ценности гражданского общества мы говорим?

Приложение №1

Из письма М.М.Зощенко И.В.Сталину

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Я никогда не был антисоветским человеком. В 1918 г. я добровольцем пошел в Красную Армию и полгода пробыл на фронте, сражаясь против белогвардейских войск.

Я происходил из дворянской семьи, но никогда у меня не было двух мнений – с кем мне идти – с народом или с помещиками. Я всегда шел с народом. И этого у меня никто не отнимет…

Однако меня самого никогда не удовлетворяла моя сатирическая позиция в литературе. И я всегда стремился к изображению положительных сторон жизни. Но это было нелегко сделать – так же трудно, как комическому актеру играть героические образы…

Прошу мне поверить – я ничего не ищу и не прошу никаких улучшений в моей судьбе. А если и пишу вам, то с единственной целью несколько облегчить свою боль. Я никогда не был литературным пройдохой или низким человеком, или человеком, который отдавал свой труд на благо помещиков и банкиров. Это ошибка. Уверяю вас.

Приложение №2

Из постановления ВКП(б) от 14 августа 1946 г. О журналах «Звезда» и «Ленинград»

Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции «Звезды» известно, что Зощенко давно специализировался на написании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Последний из опубликованных рассказов Зощенко «Приключения обезьяны» («Звезда» №5-6 за 1946 г.) представляет пошлый пасквиль на советский быт и на советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами…

Ирина ГОРЕВА, Полина ДАМИНОВА, директора школ, Новоуральск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте