search
main
0

Семейный дух «двойки». Руководитель – младшая в команде, но отвечает за все

У каждого директорства есть своя история. Екатеринбургская гимназия №2 и Светлана ТРЕНИХИНА «встретились» три года назад. «Двойка», как нередко называют эту известную в областном центре школу, давно имеет статус элитного образовательного учреждения и входит в Топ-500 лучших школ страны. Светлана Юрьевна 17 лет проработала в лицее №110, тоже относящемся к когорте передовых. Опыт руководства у нее имелся, она была заместителем директора, а в минувшем году признана самым креативным директором – именно так называлась номинация, в которой Светлана Тренихина стала победителем на Всероссийском конкурсе «Директор школы-2014». Объединить две вещи – классическое образование и творческий подход – таково ее профессиональное кредо.

– Светлана Юрьевна, что для вас принципиально изменилось при переходе с уровня зам. директора на директорский?- Заместитель директора – царь и бог в том направлении, за которое отвечает. Я занималась информационно-аналитической деятельностью, логистикой, имиджем образовательного учреждения – тем, что связано с внешней стороной, представлением учебного заведения вовне. Директор же отвечает за все сразу. Нужно разбираться и в ремонтных работах, и в содержании образования, быть психологом – и взрослым, и детским и т. д.- Вам это удается? – С большим или меньшим успехом. Самый больной вопрос – это время, его всегда не хватает. Как бы грамотно ни был распланирован день, возникают нештатные ситуации.Приоритетом для меня являются вопросы, связанные с детьми. Это могут быть детские слезы – какой-то конфликт – или детская радость,  например, требуется срочно подготовить документы для участия в олимпиаде. Если быстро не нахожу человека, который может это выполнить, сажусь и делаю сама. Любое обращение ребенка должно быть удовлетворено.- Какие из перечисленных забот наиболее сложные для вас?- Вопросы экономики, финансирования – я этому не училась. Мое первое образование – философский факультет Уральского государственного университета, второе получено в Уральской юридической академии. Я кандидат социологических наук. Третье образование, обязательное для управленца, – менеджмент. Выручает сильная команда, на которую можно положиться.- Как вы вписались в уже сложившийся коллектив? Не секрет, что имидж гимназии №2 во многом был связан с личностью прежнего директора.- Да, Татьяна Бетчер – человек яркий, харизматичный, известный в образовательной среде региона. Когда после ее ухода из гимназии мне предложили возглавить учреждение, я думала не больше месяца. Слышала о коллективе разное: говорили даже о закрытости, высокомерии, нежелании идти на компромисс. Ни один из подобных комментариев не подтвердился. В меня поверили, мне помогают.Я младшая в административной команде. Но у нас много людей, которые десятилетиями работают в гимназии, прекрасно знают ее специфику. Интеллигентные люди высокого культурного уровня, я принимаю их покровительство и заимствую их опыт. Счастье быть руководителем такого коллектива. Здесь многие трудятся поколениями и учатся поколениями: родители, дети, внуки. В результате сложилась некая общность. Мало было только полюбить эту школу,  требовалось узнать ее историю, характер.- И вы полюбили гимназию?- Однозначно. Это уникальная школа с очень правильным чувством – чувством собственного достоинства. Оно присутствует и у детей, и у учителей, и у родителей. Господствует уважительное отношение друг к другу. Педагоги в массе своей обращаются к учащимся на вы. Когда учитель идет по коридору, мальчики встают…- Гимназия получила статус городского ресурсного центра и с 2012 года не ведет набор в первый класс. В чем суть проекта? Насколько безболезненно удается его реализовывать для учителей и для учеников?- Из-за несовершенства законодательства, предписывающего принимать детей по месту жительства, у нас случился бум прописки в близлежащем микрорайоне. Однако обеспечить углубленную языковую, общегуманитарную подготовку, чем всегда славилась гимназия, без конкурсного отбора невозможно. В результате на уровне городского управления образования родилась идея сетевого проекта: гимназия №9 и гимназия №2 осуществляют набор детей с 5-го класса и выше, а начальный уровень переводится в школу №69. Считаю это правильным решением. Но сложности, конечно, есть. Учителя, которые были вынуждены перейти в другое образовательное учреждение, до сих пор переживают. Но мы много общаемся, ведь у трех школ общая программа, общие мероприятия.- Учащиеся гимназии более мотивированы на учебу, чем в обычных школах?- Это так. Дети у нас замечательные. Но хочу отметить, как изменился современный ребенок: он раньше становится взрослым. Изменились его ценности, его мироощущение. В этом есть плюсы и минусы.- Изменения всегда происходят, и отнюдь не в худшую сторону…- Изменения всегда в лучшую сторону! Но и на проблемы не стоит закрывать глаза. Нарастает информационный обвал или завал. Сколько я работаю в системе образования, столько ведутся реформы: сейчас мы реформируем уже реформированное. В результате бесконечно разрастается отчетность, кто только не посылает запросы! Документальный поток огромен, иной раз полдня уходит на то, чтобы развести его по заместителям.- Что с этим делать? – Самодисциплина и тайм-менеджмент. С опытом, наверное, приходит умение делить этот поток на важное и второстепенное. У меня еще сохраняется юношеский максимализм, когда хочется сделать все и на пятерку. Хотя старшие товарищи советуют сортировать дела.Своим учителем в осуществлении директорских обязанностей я считаю Ирину Виноградову, директора лицея №110, где я раньше работала. Мне вообще очень везет на людей. Установились хорошие контакты с руководителями разных учебных заведений. Сложился своеобразный фонд директорской взаимопомощи. Не нужно сражаться с ветряными мельницами один на один, есть возможность позвонить кому-то из коллег, спросить совета или объединиться для решения какой-то задачи, распределить задания между собой, таким образом и сэкономить ресурсы, и выполнить требования на высоком уровне. Время жесткой директорской конкуренции, когда каждый сам за себя, миновало, сейчас более актуально взаимодействие.- Светлана Юрьевна, как выглядит финансовая составляющая существования гимназии?- Школа муниципальная, недавно был проведен качественный ремонт, так что серьезных хозяйственных проблем пока не возникает. Создан фонд содействия гимназии, 80% семей считают для себя возможным оплачивать небольшие по нынешним временам благотворительные взносы в размере 3 тысяч рублей в год. Есть достаточно мощное направление платных образовательных услуг: спортивные секции, танцевальные, театр моды, кулинарные курсы, планируем ввести к двум обязательным языкам на факультативной основе испанский, японский, китайский… И так далее на все вкусы и интересы – в дополнение к тем кружкам, которые реализуются за счет бюджета. Ребенок может находиться в школе до вечера.- На Всероссийском конкурсе «Директор года» вы были отмечены за креативность. Как данное качество проявляется в повседневной жизни гимназии?- Внутренняя жизнь гимназии насыщенна и разнообразна. У нас существуют, как в профессиональном театральном коллективе, открытие и закрытие сезона. Действуют пять рок-групп. Вместе с заместителем по воспитательной работе придумываем и проводим полосатый день, день теплых свитеров и объятий, день красных колпаков. Однажды на переменах ходили по всем этажам паровозиком дружбы – дети были в восторге. Такие мероприятия помогают чувствовать единение.Весна гимназии, День науки – все это тщательно готовится, проводится на сцене Дворца молодежи с профессиональным освещением, так что уровень задается очень высокий. Шикарный праздник «Династии». Все это позволяет отыскать в каждом изюминку: не просто учитель или ученик, а личности, индивидуальности. В сумме же –  одна семья. Так формируется сопричастность всему, что происходит в гимназии, ее дух.На сегодняшний день у нас в школе  мир. Мы  успешны. Мы слышим друг друга. Мы уважаем друг друга.Слагаемые успеха от Светланы ТРЕНИХИНОЙ    Следование базовым ценностям. Проявляя уважение друг к другу, мы демонстрируем определенный стиль отношений взрослых людей. Где еще дети этому научатся, как не в гимназии?    Системность. Сказав «а», нужно говорить «б», даже если уже не хочется. Выполнение собственных обещаний, данных и взрослым, и детям.    Принцип личного участия. Сама выступаю на различных совещаниях, участвую в мероприятиях. Нельзя все свои полномочия делегировать помощникам. Директор – публичный человек.    Постоянное саморазвитие. Успех ждет только того, кто постоянно движется вперед.    Чувство юмора. Серьезным быть нужно,  но в меру, легкость восприятия помогает преодолевать препятствия. Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте