search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования
0

Семейный детский сад – сад для многодетных родителей

За последние пять лет в Москве открылось более 660 семейных детских садов для многодетных семей. Сегодня в них воспитываются 2100 детей от рождения до семи лет. Процесс выстраивания образовательного процесса в каждом детском саду на дому уникален и окрашен личностью тех родителей, которые выбрали эту специфичную форму семейно-общественного образования своих малолетних детей до поступления их в школу.

П​оскольку открыть семейный детский сад сегодня имеет право только многодетная семья, логично посмотреть на содержательные аспекты его работы с точки зрения специфики воспитания детей в условиях многодетности. В интегративной профессии воспитателя семейного детского сада соединяются и тесно переплетаются две социальные роли. Одна связана с самореализацией взрослого в компетентном родительстве своего семейства, другая – с реализацией себя в социальной роли педагога как представителя структурного подразделения государственного образовательного учреждения. Для мамы-воспитательницы открывается пространство приумножения и реализации своего дидактического дара не только в родительской роли, но и в профессионально-педагогической. Достижение баланса между этими двумя ролями выступает, с одной стороны, важным механизмом иного качества реализации себя в материнской, отцовской и других семейных ролях, с другой – способствует постепенному проникновению в семейное воспитание духа профессионализации. По мере того как родитель в роли воспитателя открывает для себя возможности творческого применения в семье общеобразовательных программ дошкольного образования, он создает свой вариант семейно-общественного воспитания детей разного возраста и включения своей семьи в традиции жизни детско-взрослого сообщества коллектива образовательного учреждения.На ресурсы домашнего воспитания интересно посмотреть через призму многодетности как демографического типа семьи. Специалисты, как правило, выделяют воспитательные преимущества такого типа семьи в сравнении с малодетными семьями. Это более высокая стабильность и прочность семьи с тремя и более детьми, в таких условиях жизни дети успешнее усваивают ценности семейного очага, формируя представление, что семья – это навечно, навсегда. Современные же дети, в семье единственные в своем большинстве, нередко наблюдая на примере своих родителей способ решения семейных проблем путем развода, уже в дошкольном возрасте начинают усваивать, что брак и семья – дело временное, что жизнь может быть счастливой только вне брака. Другое преимущество большой семьи состоит в том, что в ней естественным образом происходит развитие у детей навыков общения с братьями и сестрами разного пола, возраста и с разными характерами. Не случайно именно многодетную семью считают «школой» обучения социальным навыкам. Сильнее и разнообразнее возможности многодетной семьи для развития у детей опыта принадлежности к семье, своим корням, навыкам жизни во взаимной поддержке друг друга, что помогает детям осваивать опыт поддержки как существующую реальность: всегда может появиться кто-то или что-то, на что можно опереться. Наконец, более естественны в многодетном коллективе условия для развития у детей активной жизненной позиции как баланса в проявлении качеств лидера и подчиненного интересам большинства, что объективно выступает потенциалом к адаптации в мире людей.Однако объективно обозначенные воспитательные преимущества реализуют в каждой конкретной семье в статусе детского сада не без участия таких субъективных факторов, как личность родителей, характер складывающихся внутрисемейных отношений, в том числе детско-родительских. Родитель в роли воспитателя семейного детского сада осуществляет воспитание и образование детей не автономно, а во взаимосвязи со вторым родителем, поскольку в семье каждый ребенок формируется своеобразной комбинацией отношений матери и отца в их родительских и супружеских ролях. В этом состоит универсальность влияния на развитие ребенка института родительства, а кровнородственный фундамент родительской любви – природная основа отношений между взрослыми и детьми. Трудно переоценить для качества семейного воспитания значение солидарности родителей друг с другом и их равный вклад в семейное благополучие. Солидарные родители, как позвоночный столб семьи, выступают базисным условием безопасности жизни и развития детей в семье. Согласие родителей друг с другом по поводу различных повседневных наставлений детям может значительно сократить всевозможные противоречия и разногласия в отношениях с детьми и детей между собой. Рефлексия всех этих граней базисных основ семейного воспитания в работе семейного детского сада работает на увеличение и образовательного потенциала семьи как садика на дому.Известная поговорка гласит: «Из одной печи, да не одинаковы калачи», так и в многодетной семье всякий раз запускается процесс изменений ее структуры с рождением каждого следующего ребенка. Каждый из детей оказывается в своей особой жизненной ситуации, поэтому индивидуальный подход к детям в семейном детском саду целесообразно продумывать с учетом складывающегося спектра позиций старшего, среднего и младшего из детей в зависимости от пола и разницы в возрасте, так как все они по-разному принимают и переживают необходимость делить родительскую любовь со своими сестрами и братьями. Каждый из детей по-разному добивается от родителей «доказательств» их любви к себе. Более того, с рождением детей меняются и сами родители, их опыт, способы восприятия и обращения с детьми, перестраиваются отношения с ними.Важное условие реализации воспитательного потенциала многодетной семьи – уважение границ жизни каждого члена семьи – и детей, и взрослых. При этом термин «установление границ» понимается как способность человека ясно различать то, «что есть я» и «что не я», например, на телесном уровне это ощущение поддерживается кожей и некоторыми мышцами тела. С плечами и движениями рук связана эмоциональная функция «занятие своего места, заполнение пространства вокруг себя». Еще младенцем ребенок создает пространство, протягивая ручки в попытках дотянуться до чего-либо. Он тянется к контакту, пище, близости. По мере взросления ребенку важно занимать какое-то место в большом и увлекательном мире, поначалу в мире своей семьи ему важно ощущать себя видимым и заметным для своих близких.Хорошо, если родитель в роли воспитателя семейного детского сада исходит в своих педагогических воздействиях на детей из представления о формировании границ жизни ребенка (физических, энергетических, территориальных и социальных). Тогда лучше понимается и осознается то, что происходит в процессе взросления каждого из детей и почему это происходит, к примеру, раньше всего ребенок начинает чувствовать кожей свои физические границы. Это базовое телесное знание, сообщающее нам: «Я есть, я отделен от внешней реальности, которая не есть Я». В раннем возрасте начинают развиваться границы личного пространства, или энергетические. С их развитием к ребенку приходит способность разделять свое энергетическое поле и поля других людей, что меняет форму взаимодействия с матерью и другими близкими с «контакта-слияния» на контакт с ясным ощущением границ. С трех лет (а это, как известно, возраст «самоуверенности и защиты своих прав») развиваются территориальные границы, в это время дети начинают строить для игры домики, объявляют право собственности на какие-то вещи и объекты в доме, готовы сражаться за свои владения. Ребенок может топать ногой, чтобы стать более видимым и сильным в пространстве квартиры. Важно обращать внимание даже на то, какой ногой его топанье более сильное! Скорее всего, именно с этой стороны более надежное ощущение права на владение территорией. С четырех-пяти лет у ребенка начинают развиваться социальные границы, они связаны с принадлежностью к группе, с осознанием «Я – это часть Мы». Таким образом, эти специфические знания весьма полезно интегрировать во внутреннюю жизнь семейного детского сада.Актуальная задача для практики работы семейного детского сада заключается в понимании родителем-воспитателем психологического смысла телесных проявлений каждого ребенка в логике их психомоторного развития еще до рождения, в период вынашивания ребенка, и по мере его взросления. Ведь детско-материнское общение разворачивается именно с внутриутробного развития ребенка как постоянный и непрекращающийся контакт, как «общение ради общения», как тесная взаимосвязь на «короткой дистанции». Современные исследования в области соматической психологии развития показывают: чем более здоровые у человека реакции мышц, тем более он здоров психологически. В ходе психомоторного развития, когда развиваются разные группы мышц и ребенок овладевает двигательными навыками, одновременно идет формирование отношений родителя с ребенком с фокусировкой этих отношений на определенной теме или праве ребенка. Предоставление ребенку того или иного права составляет главный воспитательный фокус благополучного развития детско-родительских отношений. Например, с третьего месяца внутриутробного развития до нескольких месяцев жизни, когда закладывается основа здорового существования, фокус отношений матери с ребенком можно сформулировать так: «Имеет ли ребенок право существовать, имеет ли он право быть?» Для родителя нет более важной задачи в это время, чем обеспечить здоровое существование младенца без физических и психологических травм. С 1 месяца до 1,5 лет в отношениях матери к ребенку начинает доминировать тема: «Есть ли у ребенка право иметь потребности, выражать их и быть услышанным своими близкими?» Мудрые родители понимают ценность того, чтобы помогать ребенку учиться быть в контакте со своими потребностями. Порой ребенку бывает достаточно даже того, чтобы его потребность была услышана близкими и признана.Примерно с 8 месяцев до 2,5 лет в отношения родителя с ребенком привносится тема: «Имеет ли ребенок право быть отдельным от других, со своими эмоциями и со своими границами?», то есть речь начинает идти о праве ребенка получить от родителей опыт быть автономным, ведь, начав ползать, стоять, а затем ходить, ребенок развивает ощущение своих личных границ, начинает проявлять самостоятельность. Родителям в это время важно поддержать любопытство ребенка в исследовании мира, но так, чтобы он не чувствовал, что его контролируют или ожидают от него больше, чем он в состоянии сделать. Хвалить ребенка в это время лучше всего за то, что у него есть чувство, возникающее в процессе делания чего-либо, – тогда появляется больше шансов, что никто из детей не окажется в зависимости от своих действий и не станет развивать в себе деструктивные черты перфекциониста. К сожалению, сегодня чаще можно наблюдать, как подрастающее поколение буквально захлестывают самые разные формы зависимого и созависимого поведения.Примерно с двух до четырех лет ребенок начинает выражать себя и проявлять волю, следуя своему намерению. В фокусе отношений родителя с ребенком актуализируется тема: «Имеет ли ребенок право выражать сильные эмоции, говорить «нет» и выбирать: делать для себя или для других?» В это время ребенок учится планировать, осуществлять и завершать свои маленькие дела и ощущать силу в своих действиях, учится говорить «нет». Взрослым членам семьи важно не упустить время, чтобы поддержать ребенка в проявлении первых чувств альтруизма – сделать что-то для других, временно откладывая свое желание. Если в это время родители много критикуют ребенка за действия, он накапливает опыт, что «недостаточно хорош». Поэтому для родителей двух-четырехлетних детишек самое подходящее время позаботиться о собственной способности выдерживать накал эмоций своих малышей. И главное, не спутать способность ребенка говорить «нет» с борьбой за власть, чтобы не подавить потребность малыша развивать зачатки будущей воли. Также неразумно «загружать» ребенка чувством вины, так как с этим чувством приходит ощущение бессилия и, как следствие, капризы и упрямство.Каковы же ключевые тезисы семейного воспитания ребенка от года до трех лет как внутрисемейной программы созидания родителями своих отношений с самыми маленькими членами своей семьи?    В моторике – ключ к развитию ребенка.    В поддержке и поощрении автономности ребенок успешнее учится творчески приспосабливаться к реальности.    В балансе «хочу» и «надо» происходит первоначальное рождение воли.    Самостоятельность приходит к ребенку через способность быть в контакте со своими потребностями и право ребенка на автономность.С младшего дошкольного возраста дети впервые начинают учиться выражать чувства сначала по отношению к родителю противоположного пола, позже – в более широком контексте социальных связей. В фокусе отношений родителя с ребенком после трех лет появляется деликатная тема: «Имеет ли ребенок право проявлять чувства?», а перед родителями неизбежно встают задачи с пониманием реагировать на проявление чувств своих взрослеющих детей, поддерживать гендерную роль ребенка в игровой и других видах деятельности, стимулировать личную инициативу детей устанавливать дружбу со сверстниками своего и противоположного пола, поддерживать их навыки дружить и содействовать первому детскому опыту полоролевых взаимоотношений. Получаемый детьми в это время первый семейный опыт выступает предпосылками становления у ребенка качеств будущего семьянина. С каждым из родителей у ребенка устанавливаются свои уникальные отношения, это не без юмора было подмечено еще К.И.Чуковским в его книге «От двух до пяти»: ребенок плачет, к нему обращается один из родителей со словами утешения, но ребенок ему заявляет: «Я плачу не для тебя, а для мамы».Как ключевые тезисы домашнего воспитания ребенка от трех до пяти лет можно сформулировать такие:    Разумный подход в поддержке свободы выражения воли – профилактика капризов, упрямства.    В способности родителя принимать сильные чувства своего малыша и стремлении к контакту сосредоточен потенциал душевного равновесия ребенка.    Жизненная энергия ребенка развивается в движении, занятиях спортом, танцами, пением.    Источник энергии для развития ребенка – традиции семьи, с опорой на игру, шутку, мудрость природы.    Трех-пятилетние дети начинают копировать в семье гендерную роль.После пяти и примерно до девяти лет в отношениях родителя и ребенка особо выступает тема: «Имеет ли ребенок право выражать собственное мнение?» Ребенок активно учится выражать или подавлять свое мнение, отстаивать свою точку зрения или отказывается от этого, а задача родителей – помогать ребенку учиться ладить с другими, несмотря на разницу во взглядах, усваивать социальные правила общения. К концу старшего дошкольного возраста в отношениях родителя с ребенком актуализируется еще одна важная тема: «Имеет ли ребенок право отличаться от других и в чем-то конкурировать, но при этом чувствовать себя частью группы?» В это время ребенку необходимо родительское внимание в его поддержке как в проживании социального успеха, так и разочарований. В случаях неудач для ребенка важно, чтобы он не чувствовал себя исключенным из группы, а в ситуации проигрыша важно найти возможность сказать ему, что это еще не жизненная катастрофа и близкие по-прежнему любят его и верят в его силы.Мудрость воспитателя семейного детского сада будет проявляться в помощи каждому ребенку всегда оставаться в контакте, так как развитие происходит только в контакте, о чем говорил еще Л.Выготский. Если какой-то опыт ребенка не проговорен с ним, он может не узнать своих ресурсов и этот опыт останется вне его осознания. Поэтому от точности и целостности родительского воздействия зависит степень продвижения в собственном развитии каждого ребенка в семье. Контакт с детьми заключается в способности родителя с пониманием относиться к соперничеству и конкуренции между детьми, в справедливом распределении обязанностей между ними, мере свободы и дисциплины для каждого ребенка, мере в требовании от старших детей помощи младшим. Например, если на старших все время лежит ответственность за поступки младших, то это скорее путь к нарушению общения между детьми, а не к созиданию контактов между ними; иногда в семье младшему ребенку дают право находиться среди подруг своей старшей сестры (брата), но при этом ребенка лишают права быть проявляющимся в этих ситуациях, быть услышанным и увиденным: «Оставайся, но только не мешай, чтоб мы тебя не видели (не слышали)». Нередко ребенок такой опыт «неуютного» неопределенного положения в контакте с близкими несет во взрослую жизнь. Контакт с детьми будет проявляться в возможности родителя находить время вникать в характер складывающихся между детьми отношений, чтобы младшие не оказывались под давлением со стороны старшего. Ведь дружба детей связана с уважением своего достоинства и достоинства другого.Среди ключевых тезисов домашнего воспитания детей пяти-семи лет можно выделить такие:    Играющие дети успешнее адаптируются в школе.    Семья – эмоциональный тыл детей, и в ненапряженной атмосфере они успешнее учатся и развиваются.    Эмоциональная поддержка и контакт – базисная основа отношений родителей с детьми и качества жизни каждого ребенка в семье.    День, прожитый без семейного чтения, – потерянный день.    Дружба детей проявляется не в слиянии границ, но в их уважении и в уважении своего достоинства и достоинства другого.    Право каждого ребенка – чувствовать себя желанным, любимым, равноправным и лично причастным к делам семьи, традициям ее жизни.    Путь к развитию индивидуальности каждого из детей многодетной семьи – всякий раз замечать и поддерживать малейший импульс ребенка к познанию и исследованию, интерес одних – к литературе, других – к искусству; поддерживать «молчуна» и «спорщика», одобрять детей в достижениях и неудачах.Таким образом, находя ответы в воспитательной и образовательной практике семейного детского сада на калейдоскоп вопросов, родители в роли воспитателей и своей родительской роли мудро помогают каждому ребенку взрослеть, не лишая возможности наслаждаться детством. Пожелаем всем многодетным родителям семейных детских садов успехов в реализации своего дидактического и душевного дара не только в родительской роли, но и в профессионально-педагогической.Е.АРНАУТОВА, ведущий научный сотрудник лаборатории методологии работы с семьей и семейного консультирования МИРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте