Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Семейный бюджет. Программа элективного курса по экономике для 9-х классов

Учительская газета, №47 от 18 ноября 2003. Читать номер
Автор:

Цель курса: подготовка школьников к овладению элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний.

Задачи: формирование представления о семейном бюджете; создание условий для практического применения полученных на курсах знаний через занятия-практикумы и деловые игры; воспитание экономически грамотной личности. Объем: 12 часов.

Знание экономики необходимо не только экономисту и бизнесмену. Любой человек должен принимать простые экономические решения, понимая при этом, что за ними стоит. Программа курса «Семейный бюджет» относится к предметам по выбору в рамках предпрофильной подготовки учеников 9-х классов. Она является самостоятельным курсом, позволяющим детям овладевать навыками ведения домашнего хозяйства. Логика подачи материала подразумевает поэтапное раскрытие темы с последующей практической реализацией. Эффективность программы обеспечивается последовательностью изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный и легко восстанавливаемый в памяти учебный материал. Обучение предполагает использование активных форм работы, таких, как «деловая игра», занятия-практикумы, семинар и др. Содержание программы обеспечивает возможность в любой момент установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов обучения. Материал позволяет заполнить пробел в области реализации практических умений, необходимых для разумного ведения домашнего хозяйства.

Тема 1. Введение в курс «Семейный бюджет». Экономика домашнего хозяйства. (5 часов).

Лекция. «Человек в магазине». Что и как мы выбираем? Насколько выбор потребителя зависит от толщины его кошелька? Волшебная сила рекламы. Где и как мы покупаем товары и услуги.

Лекция. «Права потребителей».

Практикум. «Реклама товара»

Практикум. «Права потребителей».

Деловая игра. «Кто защитит права потребителя?».

Основные понятия: взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары, выбор потребителя, реклама, гарантия, права потребителей.

Тема 2. Семейный бюджет (3 часа).

Лекция. «Семья – экономическая единица общества». Бюджет семьи. Номинальные и реальные доходы. Источники семейных доходов. Заработная плата. Государственные пособия и пенсии. Рента. Дивиденды. Процентный доход. Трансфертные платежи.

Лекция. «Семейные расходы и закономерности их изменения». Закон Энгеля. Налоги. Прожиточный и социальный минимумы. Баланс доходов и расходов.

Практикум. «Бюджет моей семьи».

Тема 3. Сбережения и кредит (3 часа).

Лекция. «Сбережения и кредит». Зачем нужны сбережения? Кредитование. Проценты.

Основные понятия: сбережения, кредитор, заемщик, ставка процента, простой процент, сложный процент, номинальный и реальный процент.

Семинар. «Банки и финансовые посредники, ценные бумаги».

Содержание. Чем занимаются банки? Куда вложить деньги?

Основные понятия: облигации, инвестиционный портфель, доходность, надежность, ликвидность.

Деловая игра. «Как разместить сбережения, если есть такая возможность».

Тема 4. Страхование (2 часа).

Лекция. «Основы страхования». Страхование. Как выплачивают страховку? Какие риски нельзя застраховать?

Основные понятия: договор страхования, страховой полис, обязательное страхование, страховой случай, статистическая информация, стоимость страхования.

Деловая игра учащихся и родителей: «Семья в мире экономики».

А. ГАЛИУЛЛИНА, преподаватель экономики татарской средней школы №16

Зеленодольск, Республика Татарстан

. Чем занимаются банки? Куда вложить деньги?


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту