В прошлом выпуске мы говорили о том, как донести до подростка ценность романтических отношений. Логичным продолжением романтических отношений становится создание семьи. В этом выпуске мы обсудим, как донести до подростка ценность семейных отношений.
Естественное представление ребенка о том, что есть семья, складывается в современном обществе стихийно из обрывков моделей, наблюдаемых им по телевизору и в повседневной жизни.
Благополучных семей, в которых дети не нуждаются в дополнительном прояснении и воспитании семейных ценностей, статистически очень мало. Совсем нередкими как раз являются случаи, когда ребенок по телевизору видит натянутую и неестественную семейную идиллию, а в обычной жизни сталкивается с непониманием и ссорами близких ему взрослых людей – родителей. Подобные противоречивые наблюдения и тот небольшой личный опыт отношений, которым к этому моменту уже обладают подростки, как правило, оказываются недостаточными для формирования у подростка целостной и согласованной картины того, что называют семьей и что есть семейные ценности.
В школьной программе, часто перегруженной, сегодня нет места занятиям, на которых педагог смог бы затронуть столь непростую тему – тему семьи и семейных ценностей. У родителей в современном обществе времени на подобные беседы не остается и подавно. Вот и получается, что подросток оказывается в ситуации острого диссонанса (непонимания) относительно смысла и ценности семейных отношений.
Одновременно с этим на качестве формирования семейных ценностей сказывается и стиль современной жизни. Процесс постоянного потребления, стимулируемый в обществе, приводит к тому, что вещи теряют свою ценность, «душу». Ценность любой вещи сегодня равна ее стоимости, которая очень быстро обесценивается, потому устаревшую вещь принято выкидывать без сожаления и радоваться новой, более модной. Тот же процесс становится все более заметным и в отношениях между людьми – чем более партнер удовлетворяет потребностям, тем более он нужен, в противном случае необходимость сохранять отношения оказывается сомнительной. Зачастую современный подросток, впитавший в себя каноны постиндустриальной культуры, совершенно не в состоянии понять, зачем двум людям жить вместе, кроме как не для получения удовольствия.
В таком контексте терпение и ответственность, являющиеся основой построения семьи, не могут реализовываться, они противостоят комфорту, культ которого взращивается потребительской культурой. Зачем двум людям быть вместе?! Это же так утомительно! Куда проще поменять надоевшего партнера на нового, как сотовый телефон или пару кроссовок.
Важный вклад в трудности формирования семейных ценностей вносит «немодность» проповедей о семье и семейных ценностях. Обычно подростки реагируют на такие проповеди задорным протестом и хамством, в лучшем случае примут подобную лекцию за вынужденную необходимость и высидят ее со скучающими лицами.
Со всеми трудностями легко справиться, если организовать коллективное обсуждение. Начните урок, посвященный семейным ценностям, например, с ироничного упоминания о том, что сейчас детям будет прочитана классическая мораль о том, как правильно жить. Далее предложите обсудить, что для каждого из них есть семья, это поможет детям сформулировать свои представления о семье (как позитивные, так и негативные) и быть услышанными, что очень важно для подростка. После этого вам легко будет перейти к основной и завершающей стадии беседы об ответственности и красоте отношений, о преданности и близости, о героизме любящих людей и их способностях преодолевать препятствия на пути друг к другу длиной всю жизнь. Патетика в подобном рассказе просто необходима, как мы уже говорили, подростки в силу специфики своей эмоциональной сферы активно реагируют на преувеличенно пафосные речи.
Елена ЧЕРЕПКИНА, эксперт по психологии подростков академии «Always»
Комментарии