search
main
0

Семейному образованию – бой! У родителей, обучающих детей вне школы, могут отобрать компенсации

Десятки омских мам и пап написали президенту и депутатам Госдумы письма с просьбой не разрушать систему семейного образования.

Плюсы и минусыВ конце апреля омское областное Министерство образования обратилось в Законодательное собрание с предложением отменить выплаты родителям, занимающимся семейным обучением детей. Сегодня такая выплата в Омской области составляет ежемесячно: на ученика начальных классов – 7816 рублей, на  школьника средних классов – 9770 рублей, на старшеклассника – 11724 рубля. Компенсации были введены в 2013 году вместе с новым законом об образовании. И если до этого «семейники» были исключением, то теперь их количество растет год от года. Так, в 2010 году родителей, получающих выплаты, было всего 11, в 2013-м – 60, сейчас – 407.Суть семейного образования заключается в том, что ребенок самостоятельно изучает предметы дома, сдавая экзамены в конце каждого года. Руководители образовательных учреждений склоняются к мысли, что семейное образование сейчас становится популярным из-за нехватки денег. Говорят, что деньги, предназначенные для оплаты репетиторов и кружков, родители тратят куда хотят. По словам директора гимназии №26 Тамары Синичниковой, эта форма обучения слишком часто используется для пополнения семейного бюджета. Родители, по ее мнению, не всегда понимают, что обрекают себя на титанический труд, в противном случае у их детей просто нет будущего.Сергей Канунников, министр образования Омской области, предложивший отменить выплаты, сильно обеспокоен высокой популярностью надомной формы обучения. По его словам, необходимо руководствоваться в первую очередь интересами ребенка:- У семейной формы обучения есть и плюсы, и очевидные минусы. Одна из трудностей, которые возникают у детей, обучающихся на дому, – социализация и развитие коммуникативных навыков. Это возможно только в коллективе. Кроме того, в процессе образования и становления личности одну из ключевых ролей играет воспитание культурологических и патриотических ценностей, гражданской позиции. Я убежден, формирование гражданской идентичности и ответственности, позиции активного участника общественных отношений возможно лишь во взаимодействии с другими в социуме. Очевидно, что не стоит лишать ребенка общения с другими детьми, самореализации в обществе. Проблема еще и в том, что родитель, не владеющий педагогическими технологиями и методиками преподавания различных предметов, не может гарантировать освоение ребенком основных общеобразовательных программ в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Профессиональная компетентность родителя как педагога также вызывает вопросы. Немногие мамы и папы понимают, что важно не только выполнять образовательный стандарт, но и учитывать массу индивидуальных особенностей возрастной психологии. Уровень образования детей при этом никто не контролирует, как и расходование средств, это не позволяет в полной мере гарантировать освоение ребенком общеобразовательной программы. Вызывает беспокойство, что спрос на семейное обучение вырос именно в 2013 году, с установлением компенсаций. При этом мы снимаем финансирование со школ, поскольку оно осуществляется по нормативному подушевому принципу, и выплачиваем компенсацию, не предполагающую контроль за соблюдением прав детей. Конечно, среди тех, чьи дети выбирают сегодня семейное образование, есть его твердые сторонники в силу религиозных установок, и в том, что они тратят выплаты именно на образование, сомнений нет. Право на самостоятельное образование своего ребенка никто не отнимает, мы можем отменить лишь выплаты родителям за семейное образование детей. К инвалидам это не относится.Без вины виноватыеВ 2015 году на выплату родителям, дающим детям семейное образование, ушло из бюджета 26 миллионов рублей, в 2016 году на те же цели заложено 37 миллионов. В Министерстве образования считают, что целесообразнее было бы направить выплаты на зарплату педагогов, тем более что средств в казне не хватает.Законопроект, предложенный министерством, поддержали члены Общественного совета при министерстве и советы при управлениях образования районов. Не согласны оказались родители. Они вышли к Законодательному собранию Омской области с плакатами: «Мама – лучший учитель», «Семейное образование – семейные ценности», «Мама, папа, я – лучшая школа моя».В самом деле, постулат министра об отсутствии контроля за семейным обучением кажется довольно сомнительным: ребенок на семейной форме обучения проходит аттестацию в государственной школе дважды в год по утвержденной программе, причем если его уровень знаний не совпадает с желаемым, то ему придется по закону вернуться за парту.- Более 10 процентов детей, которые находятся на семейном образовании, являются отличниками и учатся по системе экстерна, – говорит Виктор Николин, профессор кафедры философии Омского государственного педагогического университета. – Если дети учатся с удовольствием, оканчивают школу раньше и на пятерки, разве это некачественное образование?Так же считает и Екатерина Спехова, директор Департамента образования Омска. По ее словам, почти все дети, перешедшие на семейное образование, в последние два года успешно сдают ЕГЭ. Причем если раньше на семейное обучение чаще уходили малыши, которых жалели мамы и папы, то теперь стало много старшеклассников – ребят, «которые определились с профессией и понимают, какие предметы им нужно изучать углубленно». Кроме того, семейное образование помогает в нестандартных ситуациях: например, ребенок часто болеет или семья постоянно разъезжает.С социализацией тоже не все так просто. Виктор Николин утверждает:- Благодаря семейному образованию дети социализируются скорее, ибо наукой доказано, что в разновозрастном малом коллективе, а особенно в семье, это происходит лучше, чем в одновозрастном школьном.Профессор Николин одним из первых перевел своих детей на семейное образование. Причина – не устраивает уровень обучения в школах. Ирина Маркеева забрала сына из школы, потому что она, по ее словам, стала опасна для его жизни и здоровья: именно там мальчик получил сначала сотрясение мозга, потом ушиб позвоночника. Известный российский борец Александр Шлеменко, который пришел поддержать пикет родителей, подумывает о семейном образовании для своей маленькой дочери:- Многие получают совсем не ту «социализацию»: алкоголизм, курение, наркомания. Я знаю многих выпускников семейного образования, и ни одного такого случая там нет. Дети растут в семье, это лучше любого другого воспитания, которого теперь практически нет в школах.В своем обращении родители «семейников» написали: «Мы воспользовались этим законом, выбрав семейную форму обучения, чтобы дети могли заниматься не с профессионально выгоревшими из-за колоссальной нагрузки учителями в переполненных классах, а индивидуально с родителями, репетиторами, в учреждениях дополнительного образования, самостоятельно, осваивая ту же самую программу (и более того) в комфортных условиях и качественно».Почему-то Министерство образования Омской области совершенно упустило из виду причины, по которым родители забирают детей из школ. Хотя нажиться на компенсациях довольно трудно – даже профессор не обучает детей всем предметам. Помогают репетиторы, час работы которых в Омске стоит от 400 рублей. Тем мамам и папам, кто не может учить детей самостоятельно, десять основных предметов обходятся в неделю в 4000 рублей, причем только по одному уроку! Выходит, что компенсации для обучения недостаточно. Тем не менее эта поддержка и позволяет ему существовать: без компенсаций родителям не вытянуть.Неэкономная экономикаС экономией министерство тоже, похоже, просчиталось.- По расчетам, предложенным министерством, бюджет образования слагается из средств, выделяемых школам, а эти средства пропорциональны числу учащихся школы, – объясняет Виктор Николин. – В шесть из семи членов арифметической суммы входит коэффициент количества учащихся. В Омске классы формируются исходя из расчета 25 человек в классе, а в районах – 14. Министр утверждает, что область тратит на растущее число «семейников» 37 миллионов рублей, и предлагает прекратить эти платы. Но он не сообщает, что учащиеся, выведенные на семейное образование, не включаются в численный состав школ,  значит, суммы, получаемые школами, не включают в себя плату за «семейников». Платы же в школе на ребенка больше, чем выплаты на ребенка по компенсации. Таким образом, перевод «семейников» в школы увеличит наполняемость школ и повысит расходы бюджета, только сумма будет, по нашим оценкам, около 100 миллионов рублей за то же количество детей вместо 37. То есть министр предлагает потратить больше! Еще одна хитрость арифметики закона в том, что в нем показаны только затраты на зарплату, но не учитываются затраты на строительство, ремонт и содержание школ, коммуналку, которые не выплачиваются «семейникам», но бюджет увеличивается пропорционально числу детей. Таким образом, вместо экономии получаются еще большие затраты. Более того, из денег, якобы потраченных на компенсации, министерство выплатило не всю указанную сумму. При сдаче экзамена ученик на время сессии становился учеником школы, и компенсация переставала платиться. Понятно было бы, если бы средства, удержанные с родителей, получали школы, на деле же средства от зачисления «семейников» на время сессии в школы не перечислялись. В целом для окончания годового обучения ребенку в школе надо сдавать около 16 экзаменов. Между экзаменами должен быть перерыв, так что из 9 месяцев обучения один выпадает на экзамены, таким образом, около 10% указанной министром суммы не доходило ни до родителей, ни до школ. Закон, представленный министерством, не показывает, какова общая сумма бюджетных расходов, показана только зарплатная часть, но и из этой арифметики очевидно, что перерасхода бюджета нет.Легче, конечно, обвинить родителей в меркантильности, чем всерьез заняться проблемами, из-за которых растет число «семейников». Можно, наверное, ввести дополнительный контроль за обучающимися в семьях, можно наладить работу с родителями, объяснив им хотя бы азы педагогики, можно подумать, как бороться с профессиональным выгоранием учителей, можно, наконец, разобраться с тем, что называется в школах «индивидуальное обучение». Но…По словам Олега Смолина, депутата Госдумы от Омской области, долг региона, по разным подсчетам, составляет от 35 до 42 миллиардов рублей, то есть до двух третей бюджета, причем бюджет составлен так, что денег хватит до середины октября 2016 года. Если не удастся получить дополнительные средства из федерального бюджета, платить будет просто нечем. Пока омские родители отстояли право на семейное образование – депутаты решили перенести законопроект на следующую сессию, которая начнется в сентябре. Но чего ждать дальше? В чем еще обвинят детей и родителей?Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте