Алина ПОМЯННИКОВА, мама двоих школьников, Воронеж:
– Мне кажется, немногие родители готовы перевести своих детей на семейную форму обучения – это очень сложно и дорого. Может, такая форма и предусмотрена законом, но компенсация материальных затрат родителям нигде не предусмотрена. Во всяком случае я знаю, что и учебники сами должны покупать, и учить тоже сами. А это означает, что один из родителей должен отказаться от работы и заниматься только ребенком. Такие возможности мало у кого есть. Поэтому на домашнее обучение решаются только родители детей с ограниченными возможностями здоровья или очень обеспеченные семьи. Хотя последние чаще обучают своих детей не дома, а в частных школах.
Мария Т., мама третьеклассника, Великий Новгород:
– В нашей школе мама ребенка с ограниченными возможностями здоровья, будучи педагогом, все же не выбрала форму семейного обучения, а привела его в первый класс. Думаю, это правильный подход. Я считаю, что детей с ОВЗ нужно учить в школе, но обязательно в специализированных классах, объединенных по группам заболеваний. Если у муниципалитета есть возможность, надо создавать отдельные специализированные школы. Сейчас один и тот же педагог вынужден на одном уроке учить детей с нормальной скоростью усвоения информации и тех, кто в силу особенностей здоровья вообще не может усвоить программу этого класса. Один учитель не может быть специалистом по всем группам ОВЗ. Моя точка зрения: семейное обучение необходимо детям, которым трудно посещать школу или взаимодействовать с другими детьми. Также семейное обучение для вундеркиндов, которые зря теряют драгоценное время, обучаясь по одной программе со сверстниками.
Анна Л., мама школьницы, Петрозаводск:
– В первом классе моя дочь была на семейном обучении (СО). Потом мы пришли в школу, затем на полгода уходили на СО в конце начальной школы и окончательно ушли в прошлом году. Сложно сказать, сколько семей у нас в городе выбрали такую форму обучения. Я исследования не проводила. Но, по ощущениям, в период с 2015 по 2019 год она становилась все более популярной. Это чувствовалось и по общению с сотрудниками управления образования (меньше отговаривали), и по общению с директорами школ (уже никто не округлял глаза). Я состою в родительском онлайн-сообществе, где обсуждают проблемы и практику семейного обучения. Судя по разговорам, мотивация у родителей очень разная. Кто-то стремится дать своему ребенку больше, чем школа. А кто-то хочет избавить и себя, и ребенка от лишней нервотрепки. Ведь не секрет, что в последние годы школа все больше бюрократизируется, и многие требования никак не связаны ни с педагогикой, ни с воспитанием, ни с обучением. Я отношу себя ко второй категории. Мы с дочерью ушли на семейное обучение от тревог и бесконечных дистантов.
Комментарии