Воспитывать детей нелегко, а воспитывать собственных детей вдвойне сложно, особенно если их в семье много и все они еще совсем маленькие. Надо одновременно быть и мамой, и педагогом, и женой, и домохозяйкой. А это так непросто! Как совместить домашние хлопоты с занятиями с детьми? Как их организовать, научить всему, при этом учесть возрастные особенности всех деток – от мала до велика? Кто поможет многодетной семье решить бесконечный водоворот проблем, кто ответит на множество вопросов?
Многодетная семья – это особый мир. Недавно в беседе один папа мне признался, что никогда не думал, что испытание быть отцом большого семейства так велико! Действительно, многие из нас, имея одного ребенка, не всегда успешно справляются с ворохом проблем, а когда деток в семье трое, четверо, а то и пятеро, задача порой становится для родителей едва выполнимой. Материальные, психологические, личностные и педагогические вопросы требуют постоянного решения, но ведь не у всех семей есть свободные и заботливые бабушки, которые в любую минуту могут прийти на помощь. Вот тут-то и нужна поддержка тех, кто в силу своих профессиональных знаний и опыта может оказать действенную помощь, – поддержку детского сада. Уже около пяти лет в соответствии с постановлением Правительства Москвы в нашем городе успешно работают и развиваются семейные детские сады. Семейный детский сад – явление в своем роде уникальное: ни в одной стране мира многодетным мамам не платят за работу воспитателя своих собственных детей. А зря! Потому что многодетные семьи нуждаются не только в материальном стимулировании, хотя это тоже немаловажный фактор, но и в моральной поддержке общества и государства. Эту поддержку в настоящий момент имеют мамы троих и более детей дошкольного возраста, желающие работать воспитателями в семейном детском саду, и таких желающих немало.Семейный детский сад помогает многодетным родителям решать социальные проблемы: предоставляет возможность воспитывать и развивать детей в домашних условиях, получая педагогическое профессиональное сопровождение, оказывает психолого-педагогическую и медицинскую помощь, осуществляет финансовую поддержку многодетных семей.В нашем учреждении открыты два семейных детских сада. Они структурное подразделение, но мы рассматриваем их как две полноправные группы, в которых воспитатели – мамы, просто находятся они не в здании детского сада, а дома, в остальном же эти группы включены в полной мере в образовательный процесс учреждения. Нам очень повезло: обе мамы-воспитательницы оказались педагогами с высшим профессиональным образованием! А это значит, что они без труда осваивают все тонкости педагогической профессии: ведут необходимую документацию, методически правильно организуют образовательную деятельность, активно участвуют в мероприятиях детского сада. Первый семейный детский сад был создан в 2009 году. Это была семья Васильевых, в которой пятеро детей, трое из них дошкольного возраста. Старшие девочки – выпускницы нашего детского сада. Глава семьи – папа Виктор Вячеславович, мама – воспитатель Анна Анатольевна, педагог с высшим образованием, профессионально занимается с детьми в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада «Истоки», обеспечивая им полноценное воспитание и развитие, целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.Второй семейный детский сад появился в 2010 году, когда в семье Чурбаковых родился третий сын. Папа – Сергей Александрович, мама – Мария Александровна с высшим педагогическим образованием, и «три богатыря»: Тимофей – 5 лет, Георгий – 4 года и 2-летний Гордей. Дружная, хорошая семья, в которой растут будущие граждане и защитники нашей Родины.Обе семьи активно участвуют в жизни детского сада. Основную часть воспитательно-образовательного процесса мамы организуют с детьми дома. В этом им помогают старшие воспитатели, педагоги-психологи, медсестра. Отдельные занятия дети – воспитанники семейных детских садов посещают вместе с остальными детьми в помещении детского сада, это занятия по физическому воспитанию, включая занятия в бассейне, музыкальная и театральная деятельность, компьютерное творчество, занятия с учителем-логопедом. Образовательная деятельность проводится в соответствии с возрастом каждого ребенка, занятия в саду дети посещают вместе со своей возрастной группой. Ребята активно участвуют во всех праздниках и досугах детского сада: поют песни, читают стихи, играют роли в детских спектаклях.Наши семейные детские сады в меру своих сил и возможностей принимают участие в таких проектах Департамента образования, как «Родословная моей семьи». О том, как проходила подготовка к этому проекту, рассказывает воспитатель семейного детского сада Анна Васильева: «Работа над проектом коснулась всех сфер деятельности детей. Первым этапом осуществления проекта стало выяснение знаний и представлений детей о своей семье, родственниках, родственных связях, о своем месте в семье. Для этого были проведены беседы на тему «Я и моя семья», составлен план дальнейших занятий, расширяющий представления детей по теме, помогающих усвоить эти представления через деятельность, свойственную возрасту. Начальные сведения о себе у детей были благодаря и тематическим беседам в предыдущие годы, и бытовым разговорам, и проработке темы 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, в ходе которых дети ознакомились с участием прабабушек и прадедушек в защите Родины от фашистов. Итогом работы над этой темой стало составление плаката «Никто не забыт». Таким образом, у детей уже были опыт работы с фотографиями родных и начальные знания о своей семье и предках. Укрепить эти знания позволили занятия по изобразительной деятельности». А Мария Чурбакова рассказала о работе над проектом по-своему: «Сначала я предложила нарисовать своим мальчикам трех маленьких рыбок. Тимофей сразу же сказал, что это три братика – Гоша, Тимоша и Гордей. После этого Тимофей рассказал, что у них есть мама и папа. Мы их нарисовали. Потом я спросила: «А кто есть у мамы и папы?» Тимофей ответил: «Бабушки и дедушки». Мы и их нарисовали, и дети назвали, как кого зовут. Я задавала детям вопросы: «Как зовут маму мамы?», «Бабушку мамы?», «Маму папы?». Гошунька старался ответить, но чаще Тимофей выскакивал вперед с правильным ответом. Наш папа все это сфотографировал и приложил в виде файлов. Нам всем очень понравилось вырезать, клеить и монтировать снимки вместе!»Педагоги учреждения стараются во всем помогать, направлять деятельность наших семейных детских садов, оказывают содействие мамам-воспитателям в их работе. Результаты такой совместной деятельности не замедлили сказаться: детки стали более общительными, у них появилась мотивация к посещению занятий в детском саду, вырос запас знаний. И, что немаловажно, они болеют реже, чем их сверстники. Семейные детские сады – удивительное изобретение. Их существование решает множество проблем детей в многодетных семьях. Результативность, безусловно, будет оценена временем, когда в нашей стране увеличится число полноценных, счастливых, успешных многодетных семей, в которых будут расти и воспитываться будущие счастливые граждане нашей страны. Г.ЛОГИНОВА, руководитель структурного подразделения Центра развития ребенка – детского сада №2558, почетный работник образования
Комментарии