search
main
0

Семь жизней экслибриса. От школьной экскурсии к ученическому проекту, от индивидуального творчества к коллективному сотрудничествуОт школьной экскурсии к ученическому проекту, от индивидуального творчества к коллективному сотрудничеству

Более 10 лет назад, работая в Международном союзе общественных организаций книголюбов, я не раз посещала Музей экслибриса и миниатюрной книги, принадлежащий этой организации. Тогда же было принято решение: обязательно привести учеников в этот музей, ознакомить их с историей возникновения экслибрисов и удивительной традицией использования книжных знаков. С этой идеи и началась работа с экслибрисом в моей учительской практике…

В 2014 году с пятиклас­сниками мы побывали в Музее экслибриса и миниатюрной книги (Москва, ул. Пушечная, д. 7/5, стр. 2) на экскурсии, которую провела руководитель Международного совета книголюбов Людмила Владимировна Шустрова, и, вдохновленные увиденным, решили провести в своем классе выставку экслибрисов школьной или домашней библиотеки. В связи с тем что в то время был провозглашен Год культуры в России, мы с ребятами приурочили выставку к этому событию, а сами работы были оформлены в виде открыток, которые позволили авторам использовать свои знания об экслибрисах и проявить творческие способности. На открытках в книжных эмблемах появились образы животных и птиц (сов, собак, котов, львов), растительные орнаменты, а также герои любимых детьми литературных произведений. Яркие впечатления от проведенных мероприятий стали причиной роста интереса у учащихся к теме «Экслибрис». Поэтому в следующем учебном году мы решили продолжить работу в направлении изучения традиций использования книжных знаков. Теперь уже шестиклассник и юный библиофил Владимир Г. начинает работать над проектом. Первый этап – изучение экслибриса как явления культуры и произведения искусства, знакомство со специальной литературой. Второй – создание справочника-альманаха «Экслибрис. Возрождение традиции», в котором была собрана информация о видах книжных знаков, об их основных, самых распространенных символических элементах (дано описание порядка 22 образов, чаще всего встречающихся в экслибрисах). На обложке – книжный знак с изображением огромной раскрытой книги, которую словно защищает мифический дракон, а рядом «присевшая» на страницу сова. Этот экслибрис создан автором альманаха для собственной библиотеки. Последняя глава – это статья (по сути инструкция), которая поможет читателям придумать собственный экслибрис и сделать его эмблемой домашней библиотеки. Результаты работы Владимира были представлены на гимназической научно-практической конференции, а также на городском конкурсе «Ярмарка идей» (лауреат финального этапа). Проект Владимира имеет большую практическую значимость. Его можно использовать при подготовке и проведении самых разных интересных мероприятий: на клас­сных часах, в викторинах, литературных играх. Так, например, в 2017 году мы с учениками вновь обратились к теме «Традиция экслибриса». В рамках Недели детской книги, организованной Инновационной лабораторией «PROчтение», в нашей школе был проведен конкурс «Экслибрис моей домашней библиотеки». Для участия в нем желающим предлагалось создать собственный экслибрис. Важной особенностью конкурса является то, что организаторами этого мероприятия стали учащиеся 7-го класса (группа учеников). В конкурсе принимали участие ученики 3-6-х классов.Планируя данное мероприятие, ребята ставили цель популяризовать чтение через исследование собственной (личной или семейной) библиотеки младшими школьниками, а также через создание экслибриса, отражающего характер хранящихся дома книг и, возможно, духовный мир их владельца. Организаторы конкурса – ученики, которые уже многое узнали об экслибрисе и хотели бы ознакомить с традицией его использования других ребят. Первый этап работы: создание группы «активистов» из учеников 7-го класса (жюри), которая должна была собрать и оценить экслибрисы, предоставленные для участия в конкурсе. Второй этап: разработка системы критериев, по которым оценивались экслибрисы, созданные участниками конкурса. В итоге были сформулированы следующие критерии: 1) оригинальность идеи; 2) соответствие содержания экслибриса теме конкурса; 3) художественный уровень воплощения идеи. Третий этап: подготовка презентации и речи учениками, которые должны были рассказать младшим школьникам о конкурсе, об особенностях экслибриса, его видах и истории развития искусства книжных знаков. Эту работу по вполне понятным причинам выполнил ученик – автор проекта, посвященного экслибрису, а также его друг-одноклассник. Четвертый этап: выступление учеников 7-го класса, которые ознакомили учащихся 3-6-х классов с экслибрисом (при этом была представлена презентация) и объявили о начале конкурса «Экслибрис моей домашней библиотеки». Будущие участники получили возможность ознакомиться с альманахом-справочником «Экслибрис. Возрождение традиции». Также презентация была разослана через электронный журнал, для того чтобы дети и их родители имели возможность подробнее ознакомиться с информацией о книжных «эмблемах» и конкурсе. Пятый этап: исследование учениками 3-6-х классов домашней библиотеки и создание экслибриса, прием работ членами жюри. Авторы рисунков не были ограничены в выборе техники исполнения. Также размер творческой работы определялся самим автором. Кроме того, желающие могли представить на конкурс несколько экслибрисов. Шестой этап: работа жюри. Семиклассники подвели итоги и наградили авторов самых интересных экслибрисов, после чего была организована выставка конкурсных работ. Неделя, в течение которой проводился конкурс, оказалась очень плодотворной и яркой на впечатления и эмоции. Большое количество экслибрисов, их разнообразие говорило об интересе, который вызвало данное мероприятие у младших школьников, а также и у самих организаторов: учащиеся 7-го класса знакомились с представленными работами, не скрывая своего удивления и восхищения, вызванных некоторыми из них. С огромной ответственностью ребята оценивали экслибрисы и старались выбрать как можно больше призеров, которых им очень хотелось поощрить. Подобный вид работы сочетал в себе элементы проектной деятельности, анализ художественных произведений, созданных учениками (в данном случае это графическое произведение, произведение живописи); применение технологии сотрудничества способствовало развитию у детей коммуникативных навыков, формированию критического подхода к информации (в данном случае объекту оценивания) и умения аргументировать свою точку зрения. Особенно ценны партнерское взаимодействие между учениками, доброжелательный тон общения, понимание ответственности такой коллективной деятельности. Учащиеся, предоставившие свои книжные знаки на конкурс, провели серьезную, в том числе исследовательскую, работу: они изучили содержание домашней библиотеки, выделив самые значимые книги (по их мнению), далее определили темы и выбрали образы, которые смогли бы передать дух книжной коллекции семьи, третий этап – творческий (ребята создавали свой экслибрис, разработав концепцию, выбрав стиль «эмблемы»). Необходимо отметить, что для реализации идеи проведения учениками средних и старших классов конкурса творческих работ для младших школьников необходимы коллектив единомышленников, серьезная предварительная подготовка (исследование той области знаний – науки, искусства, – с которой будет связано задуманное мероприятие), интерес и желание работать в команде, а также стремление поделиться уже имеющимися знаниями с другими детьми.И вот спустя два года вновь я обращаюсь в своей работе к теме «Экслибрис». Каждый учитель сам решает для себя, быть домашнему заданию для учеников на лето или не быть. Я считаю, что ребятам можно предлагать выполнить какое-либо задание на каникулах, при этом оно должно быть не только полезным, но и необычным, нестандартным, привлекательным для детей, уставших за год от уроков, контрольных, проверочных работ. И теперь уже с новым поколением пятиклассников мы, обсудив такое явление культуры, как экслибрис, решили, что можно изучить не только свою домашнюю книжную полку, библиотеку друзей, родственников, районную библиотеку, но и книжные коллекции героев рассказов, повестей, романов (многие сразу вспомнили библиотеку Хогвартса из серии книг Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере). Кроме того, предложили ребята, можно придумать экслибрис подробно не описанной в книге библиотеки: никто не помешает юным читателям пофантазировать и представить, какие книги могли бы храниться в коллекции заинтересовавшего их персонажа, после чего создать для этой библиотеки экслибрис. Весна закончилась, начались каникулы, но мы уже «протянули ниточку» к новому учебному году, и, думаю, как только в результате интересной творческой работы появятся на свет новые книжные знаки, ребята с нетерпением будут ждать сентября, чтобы представить одноклассникам свою «библиотечную эмблему» и рассказать о ней. И, кто знает, возможно, во время этих ученических презентаций родится новая идея работы в школе с удивительными, особенными произведениями искусства живописи, графики и литературы – экслибрисами.Татьяна НЕКРАСОВА, учитель русского языка и литературы школы №1534

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте