Всей своей жизнью Борис и Лена Никитины доказали, что главные университеты детей – в семье. Их семеро сыновей и дочерей были ловки, как Маугли, бегали босиком по снегу, читали и решали непростые математические задания уже в 2-4 года. Что с ними стало сейчас? Воспитывают ли они своих детей и внуков по родительской методике? Что могут посоветовать современным мамам и папам? Об этом наш сегодняшний разговор.
Мы поговорили с младшими поколениями знаменитой семьи на замечательно теплой встрече с читателями недавно вышедшего двухтомника Никитиных «Мы, наши дети и внуки» (см. о книге «УГ» №11 от 17 марта 2015 г.) в издательстве «Самокат». На это редкое, прямо скажем, событие (Никитины-младшие избегают изрядно надоевшей им в ранние годы публичности) приехали молодые родители из разных городов страны. Беседа подтвердила, что многое из того, что предложили когда-то как неслыханное новшество Борис Павлович и Лена Алексеевна, принято нынешними мамами и папами уже как норма развития и успешно освоено. И все-таки практических вопросов по развитию детей прозвучало много.Конечно, всех волновало, как сложилась судьба чудо-детей Никитиных, добились ли они выдающихся успехов в профессии, спорте и жизни. Начнем с того, что большинству из них около 50, разброс по датам рождения – от 1959 до 1971 года. Двое из них не имеют высшего образования. Многодетными тоже стали не все – как заметила одна из дочерей Никитиных, такое самопожертвование не для всех. Самая большая семья, 11 детей, у младшей из детей, Любови Борисовны. В спорт не пошел ни один из Никитиных-младших. Большой карьеры тоже не построили. Старший, Алексей Никитин, инженер-электронщик, живет в Лондоне. Остальные в России. Профессии самые разные – химик, юрист, журналист, медсестра, оператор и режиссер телевидения, библиотекарь. На встречу пришли четверо из выросших детей – Антон, Ольга, Юлия и Анна.- Возможно, мы не стремились к карьере, потому что нам так много подарили в детстве родители и все давалось легко, – призналась Юлия Борисовна на встрече.Главным своим достижением они считают собственные дружные и здоровые семьи. При этом Никитины-младшие честно признают, что не достигли уровня своих родителей. Кстати, в семье Никитиных уже 28 внуков и 6 правнуков!Две внучки – Анна и Александра, обе молодые мамы – также пришли на встречу, чтобы поддержать старших и поделиться собственным опытом. Знаете, что поражает в представителях этих двух поколений Никитиных? Ощущение внутреннего света, порядочности, чувство собственного достоинства. И кто сказал, что быть хорошим человеком – это мало?!Своим детям и внукам Никитины передали стремление к естественности. Их малыши ползают и ходят по всему дому без ограничения, с опасными предметами родители их знакомят специально, при возможности дают несильно обжечься, уколоться, чтобы появилась осторожность при встрече с незнакомым предметом. Запретов для детей, считала Лена Алексеевна, должно быть немного, и большинство из них сопровождается «можно». Например, «книги рвать нельзя, зато старые газеты можно».Что касается создания развивающей среды, поразительно, как много Никитины-старшие сделали при откровенной, называя вещи своими словами, бедности: библиотекарская зарплата Лены Алексеевны была не больше 80-90 рублей, учительская у Бориса Павловича – 130. Они нашли возможность даже в маленьком щитовом домике (они жили в нем с первыми детьми больше десятилетия) отвести уголок под мастерскую с верстаком, где были маленькие комплекты инструментов для детей, и под спортуголок с турниками, шведской стенкой, канатами, кольцами. А первый в жизни турничок у малышей был уже в кроватке и коляске (хватаясь за палочку, они подтягивались). Впоследствии Борис Павлович, обладавший золотыми руками, перестроил старый дом, и появился полноценный спортзал с шестом, который уходил на второй этаж.- Мы до сих пор не можем дома устроить столько спортснарядов, сколько сделали наши родители, – призналась Анна Борисовна. – Они даже батут сшили сами.Детей окружали созданные самими Никитиными разнообразные развивающие игры, географические карты, таблица Менделеева, математические таблицы и т. д.Но главными двигателями всего, главным подарком в жизни для своих детей были родители.- До сих пор вся детская литература и многие классические книги звучат для нас голосом мамы – она замечательно читала, искренне: плакала или смеялась, и мы вместе с ней. С папой было интересно абсолютно все: строгать, подтягиваться, бегать наперегонки – он, кстати, до старости нас обгонял, – признается Юлия Борисовна. – Он всегда с нами занимался с огромным удовольствием, прыгал и смеялся, как ребенок. При этом он очень серьезно ко всему подходил, все наблюдения о нас – с точными данными. Так, раз в полгода он проводил спартакиаду среди детей (и соседские участвовали тоже) и записывал в разлинованный планшет имя, возраст, рост, вес, пульс, объем груди и головы, жизненную емкость легких и т. д., а потом результаты по разным видам соревнований.Ребята бегали на 30 и 60 метров, прыгали с места и с разбега, подтягивались, висели на одной руке на время, поднимали вес (тренироваться в этом самые маленькие начинали на мягких мешках с мелкой галькой разного веса). При этом Борис Павлович придумал замечательный критерий оценивания физических возможностей ребенка, который назвал индексом справедливости: все достигнутые метры, килограммы и секунды приводились в соответствие с собственным ростом и весом ребенка. Так что самый маленький мог и победить более старших.- Я до сих пор помню тогдашнего чемпиона мира и Олимпийских игр по бегу Эмиля Затопека, который пробегал, в переводе на индекс справедливости, 5,5 своих ростов в секунду, – смеется Анна Борисовна. – Я в свои лучшие времена (10-11 лет) выдавала столько же.Но Никитины признают не только свои успехи, но и неудачи. Одним из таких минусов они считают неадекватную социализацию в школе – они перескакивали по программе на 2-3 класса вперед и чувствовали себя психологически некомфортно. Своих детей они отдали в школу «как все».Словом, есть в концепции воспитания Никитиных спорные положения. Например, поощряемая ими в детях независимость от любых авторитетов, в том числе от родительского. Они считали любое принуждение насилием над ребенком, проявлением власти взрослых. Мол, дети будут следовать за мамой с папой из любви, интереса и восхищения, а не послушания. В итоге в школу, к примеру, ребята могли и не ходить.Другой неоднозначный момент – раннее развитие ребенка, в том числе интеллектуальное, на котором настаивал Борис Павлович. Интересно, что младшие Никитины с осторожностью относятся к этому термину, который в последнее время стал чуть ли не ругательным у детских врачей и физиологов. Дети и внуки Никитиных просят называть развитие своевременным.- Никто нас не заставлял ничего делать, все происходило в игре и удовольствии, и каждый ребенок усваивал то, что мог, – пояснила Юлия Борисовна.- Конечно, ничего общего с некоторыми методиками раннего развития, например Глена Домана, воспитание Никитиных не имеет, – высказала свою точку зрения и внучка Саша. – Зачем навязывать ребенку какие-то карточки, когда ему хочется смотреть и изучать мир? Я свою дочку не торопилась учить читать, потому что мне хотелось продлить это раннее восприятие мира через образы, чтобы она напиталась ими.В «УГ» №13 от 31 марта 2015 г. мы приводили данные детских физиологов о том, к чему приводят неадекватные требования родителей к детям, когда первые во что бы то ни стало спешат научить своих чад читать и писать до школы. По наблюдениям ученых, лишь 20% детей физически готовы к более раннему обучению. К ним явно относятся и младшие поколения Никитиных. А возможно, тут все дело в сверхраннем запуске самых разных способностей ребенка, как считал Борис Павлович.Советуем всем, кто интересуется воспитанием «по Никитиным», зайти на сайт www.nikitiny.ru – там есть описание и подробные инструкции, как самим изготовить эти пособия. Самые известные из них – Уникуб, Таблица сотни, кубики «Сложи узор». Они могут пригодиться не только родителям, но и воспитателям детсадов и учителям….Главный вывод, который выносишь из таких встреч, – осознанному отцовству и материнству нужно учиться. Скольких ошибок можно было бы избежать, если бы с опытом таких выдающихся педагогов, как Борис и Лена Никитины, ознакомилось как можно больше родителей… В том числе для того, чтобы научиться принимать собственные взвешенные решения о воспитании детей.фото автора Минимум медицинского вмешательства в естественный процесс беременности и родов, обязательно – грудное вскармливание с первых минут жизни. Заинтересованность и участие родителей в максимальном развитии личности ребенка; интенсивная совместная жизнь и деятельность (в том числе трудовая) вместе с детьми. Естественная физическая культура тела: минимум одежды, максимальный доступ к природе, спорт и физкультура в домашних условиях с раннего возраста, закаливание, хождение босиком по снегу, скромное и простое питание. «Раннее начало» в развивающей домашней среде. В доме должны быть мастерская, спортуголок, библиотека, развивающие игры и т. п. Чем насыщеннее домашняя среда, тем быстрее ребенок развивается эмоционально, физически и интеллектуально. Самостоятельность ребенка – с первых дней жизни он сам справляется с большинством возникающих перед ним задач; ребенок сам решает, чем занимается дома (что не исключает помощи родителям), взрослые только время от времени направляют его деятельность. «Правы ли мы?» «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей». «Мы, наши дети и внуки».
Комментарии