search
main
0

«Семь холмов» – семь вершин эффективной подготовки педагогов

В современных социально-экономических условиях основной критерий эффективности педагогического образования – успешность выпускников. За ними, молодыми педагогами, – будущее отечественного образования. Но профессиональное становление молодого учителя сегодня протекает гораздо труднее, острее, чем несколько лет назад. Это связано с тем, что изменились требования общества к педагогу.

Александр КУТУЗОВ, ректор Московского гуманитарного педагогического института:

– Согласно современным социальным запросам в школу должен прийти не просто учитель-предметник, а креативный организатор, способный не просто образовывать и воспитывать ребенка, но и способствовать его саморазвитию и успешной самореализации. Подготовка такого педагога – трудная, но, на наш взгляд, вполне решаемая задача. Как известно, Москва не сразу строилась. А когда построилась, стала всем на загляденье. Может быть, потому, что встала на семи холмах? Эти семь московских холмов стали фундаментом столичного педагогического образования. Нам кажется это правильным, это придает какую-то особую устойчивость, прочность, энергию. На каких же семи холмах строится подготовка педагогов в МГПИ?

Первая и главная основа подготовки наших студентов – это глубокие фундаментальные знания. В нашем вузе работают известные ученые, авторы школьных и вузовских учебников, монографий и методических пособий. В институте сформировались семь научных школ, получивших признание научного сообщества в России и за рубежом. Подготовка кадров в МГПИ существенно отличается от подготовки в других вузах. Помимо основных профессиональных компетенций, выпускники нашего института владеют широким спектром дополнительных педагогических технологий и методик в области здоровьесбережения, методик работы с семьей, анимационно-досуговых технологий, технологий организации ученического самоуправления и детских общественных движений, технологий медиаобразования.

Но даже самые глубокие теоретические знания бесполезны, когда не связаны с практикой, поэтому другая важная составляющая образования в нашем вузе – интенсивная практическая подготовка. Разные виды учебно-производственной практики, в том числе стажерская практика, позволяют студентам еще в процессе обучения погрузиться в педагогическую деятельность. Именно это дает возможность выпускнику адаптироваться к современным требованиям и найти свое место в педагогическом сообществе еще до окончания вуза. На базе ведущих школ организованы педагогические мастерские, в которых студенты под руководством опытных учителей получают возможность освоить передовые педагогические технологии и развить собственный педагогический стиль. Свой профессионализм студенты МГПИ традиционно демонстрируют на ежегодном вузовском конкурсе профессионального мастерства «Я и моя профессия» и на городском конкурсе «Педагогический дебют».

Следующее слагаемое успешной подготовки – это постоянный контроль качества образования. Проблеме качества образования в МГПИ уделяется особое внимание, ведь качество подготовки студентов сегодня – гарантия качества столичного образования завтра. В институте разработана и внедрена система управления качеством образования, подготовлены документы для получения международного сертификата качества, внедрены компьютерные программы АСТ-ОКО (комплексная оценка деятельности вуза) и АСТ-ТЕСТ, организовано сотрудничество с Московским центром качества образования, в рамках которого студенты старших курсов МГПИ принимают участие в диагностике учебных достижений учащихся школ Москвы. Регулярно составляется рейтинг популярности преподавателей среди студентов, который стал «отправной точкой» в организации и проведении конкурса «Лучший преподаватель МГПИ».

Четвертый важнейший компонент подготовки – это исследовательская работа студентов, которая стала одним из приоритетных направлений научной работы МГПИ. В вузе с 2002 года активно работает студенческое научное общество, сегодня в нем 27 секций по актуальным теоретическим и практико-ориентированным научным направлениям. Результаты своих исследований студенты представляют на «круглых столах» и конференциях, а также на ежегодных Днях науки МГПИ. По итогам этой масштабной конференции мы выпускаем сборник студенческих статей. Активная работа в студенческом научном обществе позволяет нашим студентам успешно участвовать в конкурсах научных работ: институтских, региональных, федеральных и международных. За последний год наши студенты получили более 20 дипломов федеральных и международных конкурсов студенческих исследовательских работ и проектов.

Еще одна неотъемлемая часть успешного обучения и воспитания будущих педагогов – это благоприятный психологический климат. Чтобы поддержать его, в МГПИ реализуется проект «Вуз здоровья» и создана психологическая служба, которая ведет психологическое консультирование студентов и сотрудников института, изучает психологический климат и межличностные отношений в вузе, совершенствует практическую психологическую подготовку студентов. Итоги этой работы – сплоченность студенческих коллективов, «командный дух», доверительные отношения между студентами и преподавателями, основанные на взаимном уважении. Ведь не случайно девиз МГПИ – «Наши студенты – наши коллеги!».

Шестой компонент успешной подготовки педагогов – это, конечно, творческая самореализация. В институте созданы все условия для того, чтобы наши студенты могли реализовать свои самые разнообразные таланты: вокальные, хореографические, актерские, спортивные и многие другие. А талантливых студентов у нас, поверьте, хватает! Об этом говорят их достижения и награды. В МГПИ работают 8 творческих коллективов, среди них сводный академический хор, квартет «Братья», студии спортивного танца, театральная, вокальная, КВН-студия. Ежегодно студенты МГПИ становятся лауреатами таких престижных конкурсов студенческого творчества, как «Фестос», «Паруса Надежды», «Звездам навстречу» и «Золотая зачетка». У нас есть все основания гордиться нашими спортсменами. В универсиаде вузов города Москвы в 2008 году наши команды заняли первое место по футболу и плаванию, а также призовые места по многим другим видам спорта.

Педагогическое образование не завершается с получением диплома, поэтому седьмой компонент успешного профессионального становления наших выпускников – это постдипломное сопровождение молодых специалистов. Им занимается Центр наставничества МГПИ. Проблемы дисциплины, педагогические конфликты, стрессоустойчивость педагога, психологические аспекты работы с родителями учащихся и «трудными детьми» – вот краткий перечень самых востребованных семинаров и консультаций для молодых педагогов, которые проводит наш центр. Чтобы повысить престиж педагогического образования, а также мотивацию абитуриентов на получение профессии учителя, Центр наставничества совместно с Центральным окружным управлением образования ежегодно проводит акцию «Быть учителем престижно!». В 2009 году Центр наставничества инициировал новую номинацию «Молодой педагог» в рамках конкурса «Учитель года Москвы», заключительный этап которой будет проходить в нашем институте.

Насколько эффективна система подготовки педагогов в нашем институте, можно судить по нашим выпускникам. Как показал опрос, проведенный Центром наставничества, они не только охотно идут в школу (более 70% выпускников 2008 года работают в школах Москвы), но и хорошо адаптируются, а также строят успешную педагогическую карьеру.

Любовь ГАРСИЯ, учитель русского языка, литературы, латинского языка гимназии №1549 (Северо-Западный округ):

– В школе я работаю два с половиной года, хотя институт окончила только в 2008 году. Мои основные достижения – первое место в конкурсе «Учитель русской словесности» (номинация «Урок риторики», МПГУ, 2007 год), 3-е место в городском конкурсе «Педагогический дебют» в рамках конкурса «Учитель года Москвы-2008». Но самым главным достижением считаю то, что почти весь мой класс любит читать. Думаю, что в этом есть и моя заслуга. Я полагаю, что выбрала профессию правильно, потому что получаю удовольствие от того, что я делаю. Учителем быть приятно и интересно. Обучение в МГПИ дало мне прекрасную подготовку к будущей профессиональной деятельности, подготовку как общепедагогическую, так и частнометодическую, обширные и глубокие знания по преподаваемым дисциплинам (русский язык, литература), навыки организации урока и внеклассных мероприятий. И, конечно, замечательных друзей, многие из которых сначала были просто моими преподавателями.

Полина КАЛУГА, учитель русского языка и литературы Московского кадетского музыкального корпуса (Южный округ):

– В кадетской школе я работаю с сентября 2008 года. В своей педагогической деятельности использую медиаобразовательные и информационные технологии, ориентируюсь на дифференциацию обучения. Рада, что мне удалось достичь некоторых успехов в этом направлении. Считаю, что в выборе профессии и места работы не ошиблась, так как педагогическая деятельность открывает широкие возможности для саморазвития, самоорганизации и профессионального роста. Мне кажется, что быть учителем – это в самом деле престижно. Главное – использовать в своей деятельности современные технологии, развивать способности ребят и стараться реализовать свои творческие замыслы. Обучение в МГПИ помимо теоретических знаний и практических навыков преподавания дало мне самое главное – общение с интересными и увлеченными своей профессией людьми, которые своим примером и показывают, как надо работать. Огромное им спасибо!

Наталия КОДИЧЕВА, учитель английского языка, старшая вожатая школы №1234 (Центральный округ):

– Я работаю в школе уже 4 года. В 2006 году я стала победителем конкурса «Поколение будущего-2006» в номинации «Лучший студент-целевик», уже второй год – классный руководитель. Самым важным для меня достижением стало признание коллег: в этом году мне доверили вести уроки в профильных классах, а также поручили руководить практикой, которую проходят на базе нашей школы студенты МГПИ.

За все время обучения и работы я ни разу не усомнилась в правильности выбора профессии. Это был первый самостоятельный выбор, который я сделала в жизни, и сделала правильно. Каждый день, проведенный в школе, приносит ни с чем не сравнимое удовольствие. Но престижно ли быть учителем? Я не вполне согласна с такой формулировкой. Конечно, социальное положение учителей очень изменилось за последнее время. Однако «престижно» – не то слово, которым можно охарактеризовать нашу профессию. Когда я слышу выражение «престижная профессия», мне вспоминаются мои бывшие одноклассники, которые поступали на экономические и юридические факультеты, потому что это было престижно. Нельзя становиться учителем только потому, что это престижно. Прежде всего надо любить детей и быть готовым понимать и принимать их. Надо быть креативным, гибким, терпеливым. Не все обладают этими качествами, и не все могут работать учителями, как бы престижно это ни было. Я бы сказала, что сегодня учитель – это благородная и благодарная профессия. Что касается роли, которую сыграл в моей жизни вуз, я считаю, что МГПИ дал мне все, что у меня есть сегодня. Прежде всего это знания, ведь именно здесь началось мое осознанное и серьезное изучение языка. Это мои друзья. Это огромная поддержка, которую я получала от своих преподавателей. Некоторые их слова и мысли, даже высказанные мимолетно и почти случайно, до сих пор спасают меня в сложных ситуациях. Институт – это нелегкий путь, но он того стоит!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте