search
main
0

Семь чудес света. или Откуда есть пошло дополнительное образование

У трехсотлетия Петербурга уже появилась своя историческая хроника. Она содержит немало значительных фактов и событий. В начале октября эту замечательную летопись продолжил Всероссийский форум, посвященный 85-летию системы дополнительного (внешкольного) образования, в рамках которого состоялся V Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

1. ский городской Дворец творчества юных.Владимир КИСЕЛЕВ, генеральный директор ского городского Дворца творчества юных, член оргкомитета конкурса:- В этом году мы стали лауреатами Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей. Но успех дворца мы расцениваем как успех всего дополнительного образования города, потому что не только делимся своим опытом, но и перенимаем опыт других. Конкурс «Сердце отдаю детям» – это тоже россыпь мастерства лучших из лучших только в масштабах страны. Благодаря конкурсу все это появляется в е, в нашем учебно-методическом отделе.

Открытие грандиозного мероприятия совпало с Днем учителя, чем лишний раз подтвердило неуместность рассуждений о делении образования на основное и дополнительное и разумность консолидации усилий. Как заметила на торжественной церемонии открытия в БКЗ «Октябрьский» заместитель министра образования РФ, председатель оргкомитета конкурса Елена ЧЕПУРНЫХ, и форум, и конкурс стали апофеозом праздника российского учительства. И не случайно заключительный аккорд прозвучал в Петербурге: город давно слывет столицей дополнительного образования. Здесь только один Дворец творчества юных (Аничков дворец) посещают 17 тысяч детей! Не говоря уже о том, скольким талантам петербургские ДДТ и ДТЮ открыли дорогу в будущее.

Творчество – непрерывно!

Система дополнительного образования – это 18 тысяч учреждений по всей России. На конкурсе «Сердце отдаю детям» такое разнообразие умещается в восемь номинаций (эколого-биологическая, научно-техническая, социально-педагогическая, художественная, декоративно-прикладная, туристско-краеведческая, старшие вожатые, физкультурно-спортивная) и четыре вида испытаний: «Мое педагогическое кредо», «Защита образовательной программы», «Открытое занятие» и импровизированный конкурс. Главная отличительная черта петербургского «Сердца» – непрерывное творчество. Второй можно считать очень теплый, дружелюбный тон, который исключает из конкурса дух противоборства и делает его праздником. Еще одна «сердечная» особенность в том, что ни один участник не уезжает без приза.

А победителей в конкурсе – восемь. По числу номинаций. Результаты конкурса не объявляются до самого финала. Это сделано намеренно, потому как важно, чтобы педагоги чувствовали себя комфортно. Для этой же цели с самого первого года на конкурсе работает служба психологического сопровождения.

Если в прошлые годы на конкурсе первым оцениваемым заданием становилась самопрезентация, то нынешний усложнил задачу до совмещения личного с «производственным». В десятиминутное «Мое педагогическое кредо» необходимо было вложить собственное видение мира и видение своей образовательной программы в этом мире. Что и говорить, сложная конкурсная сюжетная завязка! Однако плох тот педагог дополнительного образования, который не примерит на себя все существующие образы. Так, Людмила ИГУШЕВА (г.Сыктывкар, Республика Коми, туристско-краеведческая номинация) не поскупилась на легкие, быстрые превращения. Она была и философом, и забавной куклой, и чтецом. Но совершенно покорил ее тихий перефраз Экзюпери, когда Людмила повторила за удивительным французом: самые главные победы – это победы твоих детей, и верю, что лучшие люди на свете – дети.

Елена ВАРАНКИНА (детский лагерь «Комсомольский» Всероссийского детского центра «Орленок», Краснодарский край, номинация «Старшие вожатые») великолепно попробовала себя в роли «загадывателя загадок», причем из ответов слушателей был составлен портрет вожатого, что заводит всех «личным примером», признает «требовательность», обладает «мобильностью», а также «здоровьем, честностью, открытостью, оптимизмом».

А Ирина ФЕДОРЕНКО (г.Омск, эколого-биологическая номинация) сразу начала с мечты и призналась, что хотела бы стать для своих ребят лучиком солнца, потому что последнее не только светило, но эмблема жизни. А еще ей важно «приподнять покров тайны» с мира цветов, чтобы заглянуть туда вместе с ребятами. Ведь столько чудных открытий таит заповедная дверца! Вот одно из них: знаете ли вы, что кактусы живут миллион лет?

Любимое «блюдо» жюри

Поскольку завязка сюжета редко выполняет иную функцию, кроме интригующей, то «Мое педагогическое кредо» выглядело милой разминкой перед серьезным марафоном. «Защита образовательной программы» и «Открытое занятие» – три долгих дня надежд и ожиданий, три дня предельного внимания и напряженных нервов. Когда мы попросили сравнить эти два конкурсных задания начальника отдела Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования РФ Лидию ВИНОГРАДОВУ, она решительно отнесла «Открытое занятие» к разряду самых предпочтительных для жюри.

– Если на защите программы педагог несколько сдержан, то на открытом занятии его мастерство проявляется во всей красе. Здесь можно представить все то, чем владеешь в полном объеме.

Разумеется, на эти слова конкурсанты единодушно покачали бы головой: каждому из них впоследствии видится и понимается, что за 45 минут он не успел показать и сотой доли собственного умения. Но конкурс есть конкурс, и в эти несколько десятков минут нужно импровизировать и творить.

Впрочем, и «сухую» теорию на защите программы можно сделать глубокой и увлекательной. Сабине ДЖАЛИЛОВОЙ (г.Избербаш, Республика Дагестан, номинация «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество») это вполне удалось. Ее программа «Юные мастерицы» построена на изучении, постижении и уважении национальных традиций. Обучение по ней начинается со знакомства с легендарными сюжетами края и постепенно ведет к вершинам рукоделия.

Не меньшая экспрессия ощущалась и у Константина СТРИЖКОВА (г.Улан-Удэ, Республика Бурятия, номинация «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество»), защищавшего программу «Творческая мастерская резьбы по дереву». Цель его деятельности – сохранение самобытности культуры, а также воспитание общественно активной, творческой личности, способной приумножить национальные ценности. Любопытно, что этой творческой личностью жаждут стать при помощи резца и дерева не только мальчики, но и девочки.

Что касается практики, то блистательных открытых занятий на каждой номинации было не счесть. Чего стоила одна «Художественная», на которой детворе предлагали играть на свистульках, водить хоровод (Татьяна БАЛАКИРЕВА, г.Сосновый Бор, Ленинградская область), путешествовать по Королевству пения (Ирина АЗЬМУКОВА, г.Киселевск, Кемеровская область) и, конечно, танцевать. Вернее, изучать свою пластическую культуру.

Они летают. Вот что удивительно!

Научно-техническая номинация – традиционно мужская. В этом году ее украсила Марина КУЛИКОВА из Орловского ДТЮ имени Гагарина. Она учит детей фото- и тележурналистике, такой, когда каждая работа имеет социальную значимость, подталкивает к размышлению и выводам. Вот на снимке «Дорога в никуда» заросшие бурьяном рельсы. По ним уже давно никто и никуда не едет. А вот поляна с сочно-зеленой травой и раскидистыми деревьями. Любоваться бы этой красотой, да люди бросили на землю гору мусора… За серию таких снимков ученик Марины Геннадьевны получил на фотовыставке Гран-при.

Самая большая проблема для техников – это инструменты и материал, из которого ребята смогут мастерить корабли и ракеты, суда и машины. Все эти «мелочи» нужны уже на первом занятии. Например, у Алексея КУРБАТОВА из Новосибирского ДТЮ имени Дубинина через 40 минут новички уже держат в руках свою первую модель парусной яхты. Простейшую, конечно, но к сложному, как известно, другого пути и не бывает. Судомодельный спорт требует усидчивости и «не двоечных» знаний по физике, математике и черчению. Так что, если эти предметы в школе «прихрамывают», пробелы приходится восстанавливать педагогам дополнительного образования. Иначе суда юных корабелов больше пяти минут на воде не продержатся.

Остается только удивляться, как в условиях тотального дефицита на все выходят из положения техники. Валерий ИШАНИН из Архангельска со своими учениками мастерит самолеты из пластиковых бутылок, пустых кассет от фотопленки и конфетных коробок. И самое удивительное, они летают! Олегу ХМЕЛЕВСКОМУ приходится труднее. В отличие от беспилотных полетов в реальных картах должны сидеть реальные водители. Тут конфетными коробками не обойтись. Картинг – секция очень затратная, поэтому ремонт и техническое обслуживание машин дети берут на себя. Старшие обучают всем хитростям младших, и помощник в такой разновозрастной группе потихоньку дорастает до механика и водителя. От увлечения к мастерству – 5 лет учебы. А к необходимому для картинга школьному багажу – математика, физика, черчение – добавляется физкультура.

Побеждающий других – силен. Победивший себя – могуществен

На физкультурной номинации спорт, понятное дело, – это основа. Но сила и сноровка отнюдь не самое главное. И это с лихвой доказали открытые занятия по боевым искусствам – ушу, карате и дзюдо. Попробуйте научиться предугадывать малейшее движение противника, бесшумно ходить или падать с высоты своего роста, попробуйте слух превратить в зрение, а энергию – в разящее оружие. Сила воина – его гибкое тело и острый ум. Поэтому на занятии у Юрия БЕЛОВА из воронежской школы комплексного развития «Парящий орел» ребята оказались возле стен Шаолиньского монастыря. Им вполне по силам было «вращать небо над головой» (это упражнение) и почувствовать «лапу медведя» (классический удар китайского ушу), они тренировали реакцию на мешочках с рисом, а после звонка долго не выпускали Юрия Владимировича из раздевалки, так захватило путешествие в Китай.

Владимир СТАРКОВ из города Алейска Алтайского края поделил ребят на «желтую» и «красную» команды и проводил конкурсы на силу и выносливость. Продуманная игра, по сути, настоящая работа, так как развивает все группы мышц. За свой метод обучения дзюдо и авторскую программу, которую может использовать не только педагог дополнительного образования, но и школьный учитель, Владимир Геннадьевич получил специальный приз «Учительской газеты» – цветной телевизор LG-Еleсtronics.

Мы отдали должное не только профессионализму, но и мужеству, силе воле этого педагога. Накануне отъезда на конкурс он получил травму колена, но вместо того, чтобы наложить гипс, приехал в Петербург и достойно прошел все испытания.

Хорошо, когда на свете есть друзья!

Ребят, которые попали на открытые занятия социально-педагогической номинации, тоже ждали серьезные испытания. Целеустремленность, активность, эрудиция, коммуникабельность – все это качества лидера. Но любой ли может быть лидером? На этот вопрос ребята искали ответ через рисунки и игры, в которых лидеры как раз и определились. Но чего стоит лидер без команды и друзей? Поэтому итог своему занятию Наталья ГЕНЗЕ из Геленджика Краснодарского края подвела замечательной песней «Ты да я, да мы с тобой».

Алла ПЕНЬКОВА из воронежской детской организации «Лидер» хоть и поселила ребят на разные острова, но тоже работала на объединение. Разбившись на группы по 5 человек, ребята придумывали законы жизни для своих «джунглей», и многие оказались вполне применимыми ко всем взрослым, проживающим на материках: надо помогать товарищам, беречь природу, много читать, «чтобы ум не засох», вести здоровый образ жизни и не забывать трудиться, даже если каждый день – праздник.

А Фатима ТАЗОВА из Нальчика Кабардино-Балкарской республики своей просьбой просто-напросто поставила ребят в тупик. Дело в том, что в Адыгее человек считается уважаемым, если может назвать по имени, отчеству и фамилии 7 поколений своего рода. Петербургские ребята на прапрабабушках и прапрадедушках споткнулись окончательно. Кто-то вспомнил имя, но вот об отчествах и фамилиях придется поспрашивать дома у родителей и попытаться восстановить свое генеалогическое древо, чтобы быть не только уважаемым, но и благодарным своим предкам человеком.

Будущее – это взлетная полоса

К последнему конкурсу всем участникам пришлось готовиться только 20 минут и только 5 говорить – стихами, прозой – как душе угодно, ведь это импровизация. Жюри вскрывает конверт и объявляет: «Семь чудес дополнительного образования». Так звучала тема на «Сердце-2003». О чем говорили педагоги? Да, конечно, о детях. Для них это главное чудо, а еще умение сопереживать, понимать друг друга, творить, любить и быть счастливыми (Юрий Белов из Воронежа). Говорили о том, что чудо дополнительного образования в том, что оно дает свободу выбора и веру в то, что можно стать более совершенным (Вадим Дормидонтов из Москвы). Были и слова «не в бровь, а в глаз» государству и правительству. «Чудо, что, несмотря ни на что, я еще работаю в этой системе, а сама она существует» (Василий Гринев из Ливен Орловской области).

Действительно, было бы чудом вернуть мужчин в образование, а детей – с улиц в дома творчества на бесплатные кружки и секции. И самое удивительное, что педагоги верят, что так и будет. Так должно быть. Они верят, что в детях с самого начала нужно воспитывать чувство ответственности за свои поступки, за выбор в жизненных ситуациях. Они верят, что каждый день ярко и доходчиво ученикам надо объяснять простую истину: от того, как распорядишься своими способностями, как потратишь свое время, зависит вся твоя будущая жизнь.

Михаил Анчаров сказал, что будущее – это не общая кормушка с даровой едой, а общая взлетная полоса! И именно педагоги могут научить детей взлетать с нее. Взлетать к творчеству.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ольга МАКСИМОВИЧ

Санкт-Петербург

Лауреаты Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей – 2003

1. Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных.

2. Дом детского творчества имени Володи Дубинина Ленинского района г.Новосибирска.

3. Ростовский областной Центр технического творчества учащихся.

4. Республиканский детский эколого-биологический центр Республики Карелия.

5. Хабаровский краевой центр детско-юношеского туризма и экскурсий.

6. Центр внешкольной работы «На Сумском» г.Москвы.

7. Детская хоровая школа «Хоровая капелла мальчиков» г.Перми.

8. Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 2 г.Волгодонска Ростовской области.

9. Пензенская областная станция юных техников.

10. Омская областная станция юных техников.

11. Станция детского и юношеского туризма и экскурсий г.Магнитогорска Челябинской области.

12. Клуб юных моряков г.Костромы.

Хрустальным ключом, дипломом лауреата и памятным призом награждены

ВАРАНКИНА Елена Геннадьевна, Всероссийский детский центр «Орленок», Краснодарский кр. (номинация «Старшие вожатые»)

ДЖАЛИЛОВА Сабина Сабировна, г. Избербаш, Республика Дагестан (номинация «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество»)

ХМЕЛЕВСКИЙ Олег Вениаминович, г. Пенза (номинация «Научно-техническая»)

ИГУШЕВА Людмила Ивановна, г. Сыктывкар, Республика Коми (номинация «Туристско-краеведческая»)

КУЗЬМИНА Ольга Владимировна, г. Пенза (номинация «Социально-педагогическая»)

МАЦЮРА Александр Александрович, г. Советск, Калининградская обл. (номинация «Художественная»)

НАЗАРЕНКО Ирина Сергеевна, ст. Егорлыкская, Ростовская обл. (номинация «Физкультурно-спортивная»)

ЧАЕВЦЕВА Лариса Геннадьевна, г. Ульяновск (номинация «Эколого-биологическая»)

Специальный приз

А.К. БРУДНОВА (видеодвойка) получила в этом году Пензенская область за стабильно высокий результат своих конкурсантов и серьезную подготовительную методическую работу. В этом году, в отличие от предыдущих конкурсов, из Петербурга в Пензу уехали сразу два Хрустальных ключа!

Валентина БЕРЕЗИНА, начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи МО РФ:

– Система дополнительного образования – единственная система, не имеющая аналогов за рубежом. Единственная, чьи финансовые затраты на содержание ребенка минимальны. Причем эффект от ее функционирования – максимальный. Заняв ребенка по интересам, помогая ему развивать художественно-эстетический вкус, закладывая нравственные ценности, мы в состоянии сделать проблемы наркомании, безнадзорщины, правонарушений менее острыми.

Помимо главного события – V педагогического конкурса «Сердце отдаю детям», в год 85-летия подведены итоги первого Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования. В нем приняли участие все регионы России, 12 учреждений стали лауреатами. Этот конкурс политически значим для системы дополнительного образования, потому что проходил под эгидой Правительства РФ.

Наталия КУЧЕР, начальник отдела Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи МО РФ, член жюри номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество»:

– Сегодня, как показал конкурс, основной формой совершенствования профессионального мастерства педагога дополнительного образования остается все-таки книга. Многие конкурсанты называли в качестве источника для самообразования серию книг «Я вхожу в мир искусств». Это 12 выпусков в год, где дается методика, обобщается опыт отдельных учреждений, публикуется репертуар для детских самодеятельных коллективов. Стремление к повышению своего уровня очень важно для педагога. Для учеников – он эталон. Дети копируют все, начиная с ударений и кончая речевыми оборотами. А на конкурсных занятиях кто-то путал барельефы с горельефами, кого-то подводила речь. Конкурс – это шанс поработать над собой, он создает условия для общения и размышления. Это творческая лаборатория, которая дает срез состояния дополнительного образования и позволяет шагнуть дальше. Ведь мы находимся в общей цепи развития. До нас были талантливые и творческие люди, которые в здание дополнительного образования заложили свой кирпичик. Мы тоже должны думать о перспективе и продолжать строить это здание.

Владимир КИСЕЛЕВ, генеральный директор Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, член оргкомитета конкурса:

– В этом году мы стали лауреатами Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей. Но успех дворца мы расцениваем как успех всего дополнительного образования города, потому что не только делимся своим опытом, но и перенимаем опыт других. Конкурс «Сердце отдаю детям» – это тоже россыпь мастерства лучших из лучших только в масштабах страны. Благодаря конкурсу все это появляется в Санкт-Петербурге, в нашем учебно-методическом отделе.

Коллектив нашего дворца – больше 1000 человек. Это педагоги, управленцы, хозяйственники, инженеры-техники. И победа на Всероссийском конкурсе – признание заслуг каждого, а не только результат педагогической деятельности. Стараниями всех этих людей созданы условия для реализации самых фантастических программ. Ведь если мы за что-то беремся, то это всерьез. У клуба космонавтики есть настоящий космический аппарат «Восход», побывавший в космосе и подаренный Академией наук. У клуба моряков – судно для кругосветных путешествий.

У нас больше тысячи кружков и 17 тысяч ребят, 40% из них – старшеклассники. Несмотря на загруженность в школе, они приходят к нам и занимаются любимым делом. Выпускникам дворца мы традиционно вручаем свидетельства с вкладышем об их персональных успехах. Конечно, реальной цены при поступлении в вуз они не имеют, но в то же время – это сигнал для ректоров: такие студенты обязательно составят костяк студенческих научных обществ, творческих коллективов, спортивных команд. И еще одна традиция. 12 февраля, в день рождения дворца, около сотни ребят получают награду «Звезда дворца». Мы отмечаем самые выдающиеся достижения, которые, кстати, часто признаны не только в России, но и в Европе и мире. Так что нашу победу во Всероссийском конкурсе мы делим на всех.

Алла ЕГОРОВА, заместитель начальника Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи МО РФ, ответственный секретарь оргкомитета конкурса:

– В этом году на конкурс «Сердце отдаю детям» приехали 95 участников из 67 регионов России. Это настоящие профессионалы своего дела, и жюри очень сложно было выделить кого-то, потому что разница между тем, кто завоевал Хрустальный ключ, и теми, кто увез домой ценные подарки, оказывалась во многих случаях несущественной.

Мы намеренно проводим конкурс раз в два года, а перерыв используем, чтобы проанализировать итоги, провести специальные семинары для методистов и организаторов и хорошо подготовиться к следующему. На мой взгляд, важно, что помимо дипломов конкурсанты увозят домой свидетельства участников финала. А мы по итогам конкурса всегда готовим письма в субъекты Федерации на имя глав администраций, чтобы они в свою очередь приняли во внимание результаты выступлений педагогов и рассмотрели возможность для повышения оплаты их труда. И многие предпринимают ответные шаги. Так, по итогам прошлого конкурса губернатор Кемеровской области подарил своему лауреату автомобиль. Другие руководители повышают оплату труда. Так что конкурс не только на престиж системы дополнительного образования в обществе, но и на улучшение социального положения участников.

Я уже не говорю, что конкурсные дни – это хорошая возможность увидеть опыт работы коллег со всей страны, а еще побывать в красивейшем городе на Неве. Конкурсу всегда сопутствует культурная программа. В этот раз педагоги побывали в отреставрированной знаменитой янтарной комнате в Царскосельском дворце. И это, конечно, запомнится на всю жизнь.

Лидия ВИНОГРАДОВА, начальник отдела Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи МО РФ, член жюри художественной номинации:

– Отличительная черта этого конкурса – широкая география, высокий уровень мастерства, прекрасная речь и образованность конкурсантов. Увеличилось количество жанров, которые способствуют воспитанию личности, отражают особенности родного края – театр, фольклор, оркестр. А то, что значительно возрос уровень конкурсантов, я связываю с проведением уже пяти конкурсов авторских программ. Мы подготовили рекомендации и методические указания по разработке программ, по их структуре, результативности, воспитательной задаче. Имея в руках эти документы, педагоги создают полноценные программы.

Сергей НИКУЛИН, директор Центра технического творчества учащихся МО РФ, член жюри научно-технической номинации:

– В России 730 учреждений дополнительного образования, имеющих техническую направленность, и занимаются там 650 тысяч детей. В основном это мальчишки и большинство из них входят в так называемую группу риска. Вот и получается, что технические секции выполняют не просто развивающую, обучающую, но еще и воспитательную функцию. Такая специфика, конечно, накладывает отпечаток на всю деятельность педагога. Первое, о чем он поинтересуется у ребенка, – сыт ли он. Ведь многие приходят заниматься голодными. Так что ребенка сначала напоят чаем, а потом начнется занятие. Еще одна отличительная особенность научно-технического направления – это бесплатные кружки. Ведь сегодня за английский, шахматы и многое другое берут плату. А для того чтобы ребята пришли заниматься авиа-, ракето- и судомоделизмом, не только не берут деньги, но и ходят по школам, чтобы набрать ребят.

В идеале в техническом творчестве должны использоваться самые передовые технологии и оборудование, только тогда из ребят в будущем получится толк. Причем ответная реакция на вложенные государством деньги произойдет только лет через пятнадцать, когда ребенок вырастет и станет инженером. Но именно такие профессионалы сегодня очень нужны государству.

Что же касается нынешнего конкурса, то могу отметить общий высокий уровень программ. Многие из них действительно авторские и уже прошли апробацию. Будущим конкурсантам посоветую не волноваться на открытом занятии, не гнать его темп, замечать поднятые руки и, раз уж у детей есть специальные бейджики, обязательно обращаться к ним по именам. Стоит хорошенько продумать необходимость использования технических средств. Лишняя техника, провода и пульты иногда только отнимают время и отвлекают от главной задачи.

После 45-минутного погружения в ушу ребята «захватили» Юрия БЕЛОВА. Общение шло в раздевалке за закрытыми дверями. Но «УГ» в виде исключения разрешили сделать общее фото – на память

На занятии у Аллы Пеньковой из Воронежа ребята придумывали свои законы

На занятии у Галины ЮДИНОЙ из Ульяновска ребята превратились в юных медиков, научились измерять давление и пульс, а также делать фиточай из липы и черной рябины

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте