search
main
0

Сельская школа как шанс на выживание

Ассоциация сельских школ Карелии разработала предложения по решению проблем негородского образования

Тема сельских школ в карельских новостях обычно звучит в контексте того, что удалось починить, сколько новых окон поставить или автобусов приобрести. Между тем, Ассоциация сельских школ уже восьмой год подряд обсуждает вопросы куда более масштабные. Касаются они, скорее, образовательной политики и отношения к сельской школе, чем хозяйственных вопросов.

Школа поселка Калевала, в которой дети учатся в две смены

Не отрицая, что для детей важно учиться в современных зданиях, Ассоциация сельских школ Карелии обращает особое внимание на то, что само наличие школы в негородском поселении – это гарантия того, что село, поселок или деревня имеют шанс на выживание.

14 февраля в Петрозаводске прошел День сельской школы, собравший более 70 участников из разных районов республики. В рамках него состоялся круглый стол “Проблемы и решения в режиме текущего времени”. На нем обсуждалась оптимизация сельских школ в Карелии, увольнения директоров, дефицит кадров, материально-техническая база, необходимость строительства новых школ и вопросы оплаты труда.

По итогам эксперты Ассоциации сельских школ, среди которых представители вузовского сообщества, педагоги и руководители образовательных организаций, подготовили документ, обозначив в нем главные проблемы негородского образования и пути их решения.

Как рассказала исполнительный директор ассоциации Зинаида Ефлова, документ направили в Правительство РК, Законодательное Собрание РК, Министерство образования РК, отделы образования администраций районов и сельские школы. Текст предложений Ассоциация сельских школ прислала и в “Учительскую газету”. Приводим его с незначительными сокращениями.

Предложения участников круглого стола “Проблемы и решения в режиме текущего времени”

Реорганизация сети сельских школ

Ассоциация сельских школ Карелии положительно оценила приостановку, большую корректность действий местных администраций в решении судеб малокомплектных школ, рост активности местного населения в решении этих проблем, участие и попытки компромиссного решения вопросов со стороны органов регионального управления образованием, Уполномоченного по защите прав ребёнка в РК, Общественной палаты РК.

Колокольчик из Улялегской начальной школы-детского сада, закрытой 2019 году

Однако реорганизация сети сельских образовательных организаций в сельской местности РК по-прежнему является проблемой, причём не только сферы образования, но региональных и муниципальных властей, национальной политики, культуры, социальной защиты населения республики. Жизнедеятельность сельских школ остаётся неустойчивой, зачастую зависящей от субъективных представлений, отношений и поспешных действий органов управления. За прошедший год неоднократно возникали ситуации социального напряжения.

Необходимо последовательное региональное сопровождение и общественный контроль решений относительно судьбы каждой сельской образовательной организации. В приоритете реорганизации следует ставить педагогические (интересы детей и семьи) и социальные аспекты (социальное благополучие села), и лишь затем – потенциальные экономические эффекты от преобразований. Необходимо уважать мнение сельских жителей и оберегать достоинство сельской школы – её историю, прежние достижения и жизнестойкость в настоящее время; ценить и благодарить людей за труд. Важен и полноценный анализ результатов состоявших реорганизаций, а если требуется, то и исправление ошибок.

Смена руководителей сельских школ

Директора Шуйской школы №1 Андрея Анастасьева уволили накануне 23 февраля

В Ассоциации сельских школ Карелии уверены, что руководитель образовательной организации – это не просто управленец-менеджер, а прежде всего, педагог, социальный лидер и авторитет для педагогического и детского коллективов и местного сообщества. Его назначение и увольнение имеют важнейшее воспитательное значение и не могут проходить по формальной схеме. Примеры неудачных решений – смену руководителей школы №2 города Пудожа и школы №1 поселка Шуя Прионежского района, где накануне 23 Февраля уволили директора Андрея Анастасьева.

В ассоциации предлагают поставить на специальный управленческий и общественный контроль кадровые перестановки руководителей сельских образовательных организаций. Директора и педагоги сельских школ готовы совместно с депутатами Законодательного Собрания РК инициировать и начать работу по внесению изменений в федеральное законодательство о том, что назначение и увольнение руководителей образовательных организаций может осуществляться при согласовании с педагогическим коллективом и родителями обучающихся.

Дефицит кадров и программа “Земский учитель”

Результаты прошедшего года показывают рост дефицита педагогических кадров в городах и сёлах республики. Тенденция закрепилась – налицо кадровый кризис.

Предложений по решению проблемы несколько: во-первых, провести качественный анализ, составить долгосрочный прогноз, разработать специальную программу подготовки педагогических кадров для региона в вузах и СПО; во-вторых, принять оперативные решения об увеличении набора обучающихся на педагогические направления Петрозаводского государственного университета и Петрозаводского педагогического колледжа; в-третьих, разработать и реализовывать программы дополнительного образования, переподготовки педагогических кадров в Карельском институте развития образования, ориентированные на запросы сельских школ; в-четвертых, предусмотреть возможность участия в программе “Земский учитель” выпускникам вуза и СПО 2020 года. Нужна региональная программа, предполагающая много разных вариантов решения проблемы педагогических кадров.

Материально-техническое состояние и строительство

Школа в поселке Деревянка, возглавившая рейтинг аварийных, продолжает свою работу

Сельские учителя поддержали инициативу губернатора Кировской области Игоря Васильева о смягчении требований СанПин к сельским образовательным организациям с учётом их реальной ситуации и возможностей.

Положительную оценку профессионального сообщества получили планы строительства новых школьных зданий в поселках Деревянка Прионежского района и Луусалми Калевальского района. Однако проблему тотальной изношенности зданий сельских школ республики оно не решает, а начатые мероприятия уже задерживаются в запланированных сроках.

В связи с этим участники круглого стола предложили разработать реальную, действенную “дорожную карту” строительства, реконструкции и капитального ремонта сельских образовательных учреждений под эгидой Правительства РК, усилить управленческий и социальный контроль строительства, а также призвать к ответу виновных в срывах сроков строительства.

Оплата труда сельских педагогов

Действия Рескома КРО Профсоюза работников народного образования и науки по защите прав педагогов в отношении оплаты труда в Ассоциации сельских школ Карелии одобрили. Однако текущее положение дел считают неудовлетворительным, несправедливым, так как в целях достижения показателя в соответствии с майскими указами Президента РФ в расчет зарплаты сельских педагогов включается весь доход учителя или воспитателя, в том числе и компенсация расходов по коммунальным платежам. Если из зарплаты сельских учителей вычесть расходы на коммунальные платежи, то реальные суммы будут меньше, чем у коллег-горожан. Показатель, которого необходимо придерживаться, должен быть общим для городских и для сельских педагогов.

Участники круглого стола в Центре развития образования, в первом ряду – Зинаида Ефлова

Низкие оклады вынуждают руководителей сельских образовательных организаций производить специальные, иногда неоправданные доплаты для достижения установленного показателя. Эта ситуация снижает уровень мотивации педагогов к достижению высоких образовательных результатов.

Для решения проблемы предлагается изменить структуру расчёта заработной платы сельских педагогов, установив разумное соотношение окладной и стимулирующей частей. Руководителям образовательных организаций и лидерам профессиональных педагогических сообществ эксперты Ассоциации рекомендуют активней использовать ресурсы республиканского профсоюза работников образования, способствовать восстановлению членства педагогов в профсоюзе как авторитетной организации, отстаивающей их трудовые права.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте