search
main
0

Сельская гимназия – пространство для диалога. А конечная цель – здоровая, позитивная, творческая личность

В 2014 году гимназия №1 Азовского немецкого национального района вошла в список 200 лучших сельских школ России. О том, что этому способствовало, рассказывает ее директор Александр Николаевич ХАНДЕШИН.

Школа как центр творчестваПервая одноклассная школа с трехлетним обучением открылась в Азово в 1910 году. В 1986 году было построено нынешнее здание, которое через 13 лет стало Азовской гимназией. Сейчас у нас 530 учеников и 20 предшкольников. Идею создания гимназии педагогический коллектив реализовал под руководством замечательного директора Клары Федоровны Реттих.Отсутствие нормативно-правовой базы учреждения нового типа, преобладание жажды инновационной деятельности над умением ее осуществлять, отсутствие опыта системных изменений – все это преодолевалось неуемным желанием наладить живой, действенный диалог с родителями, учениками, педагогами, чтобы вырастить новую, более содержательную школьную жизнь. Именно поэтому на базовой ступени начального образования была введена развивающая система обучения Леонида Занкова, затем – профильное обучение на старшей ступени образования, которое позволило выстроить индивидуальную модель обучения для каждого ребенка. Расширение взаимодействия с родителями, учениками посредством дистанционного обучения, электронных средств взаимодействия – журнал, дневник, школьный сайт – стало залогом бесконфликтного взаимопонимания, открытого и действенного диалога.Ежегодно более 400 учеников гимназии становятся победителями и призерами предметных олимпиад, дистанционных конкурсов и интернет-проектов муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней.Большое внимание уделяется у нас поддержке одаренных детей. Гимназия работает вместе с Омским областным институтом развития образования, является участником региональных инновационных площадок «Школа как центр творчества и развития одаренности детей», «Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС».Содержание учебного материала настраивает учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное – нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. Мы проводим целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности: вовлечение детей в деятельность по интересам; организация научно-исследовательской деятельности учащихся; развитие умений самостоятельно работать; обучение творческим методам работы; организуем олимпиады, соревнования, конкурсы. Обмениваемся учениками – на время, конечно, – с омской гимназией №117, которая стала областной базой для Центра одаренных детей.Собрались и сделалиВ 2010 году я стал директором гимназии и, будучи по образованию учителем физической культуры и ОБЖ, не мог не задуматься об оздоровлении детей. При Азовской гимназии ежегодно работает летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием. Основной задачей для педагогов является прежде всего сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма, формирование позитивного отношения к жизни и активной жизненной позиции. 260 мальчишек и девчонок, в том числе дети из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, из группы риска, лето проводят в школе.Каждый день в лагере носит тематический характер. Это не просто игры, это игры с воспитательным эффектом. Конкурсы патриотической песни, «Россия – Родина моя!», «Алло, мы ищем таланты», «Зов джунглей», спортивно-оздоровительные игры «Зарничка», «Веселые старты», различные игровые программы… Ярким познавательным событием для ребят стало представление выездного планетария. Во время проведения смены ребята могут посещать школьную библиотеку, стадион, кружковые занятия «Оригами», «От игры – к олимпийским рекордам!», «Веселые нотки», «Сам себе психолог», «Я и театр». В основе программы «Страна мастеров» – коллективная творческая деятельность. Она насыщена разными спортивно-познавательными развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху воспитанников, а главное – формируют духовно-нравственную творческую личность. Отрядная работа – еще одна форма сотрудничества взрослых и ребят.Во всех отрядах лагеря оформлены уголки по ПДД и пожарной безопасности. Во избежание несчастных случаев, травм и ДТП с детьми ведутся ежедневные беседы и познавательные мероприятия по ПДД, пропаганде здорового и безопасного образа жизни, правилам поведения в общественных местах. Лагерь дневного пребывания работает в тесном сотрудничестве с Центром детского творчества, районной детской библиотекой, Центром досуга и методической помощи, Центром социального обслуживания населения, Центром по работе с детьми и молодежью и родительской общественностью.За время трехлетней модернизации нам удалось оснастить классы новой компьютерной техникой, оборудовать мобильный класс, и теперь наши учителя проводят мастер-классы и семинары не только в районе, но и в области. Оборудовали рабочие места педагогов – ноутбук, видеопроектор, постепенно переходим на электронный документооборот. Поменяли пластиковые окна – стало светлее и теплее, деревянные, пожароопасные двери тоже стали пластиковыми. Регулярно проводим учебные тренировки на случай ЧП. Однажды просто сигнализацию замкнуло, но все – и дети, и взрослые – четко собрались, вышли, построились. Молодцы, говорю, хотя и ложная тревога!Доступная среда – это отсутствие барьеровНам удалось доказать, что школе необходимо войти и в программу «Доступная среда». У нас сейчас в районе 8 детей на дистанционном обучении, а два года назад был построен детский сад «Сказка», где воспитываются как здоровые дети, так и дети с ограниченными возможностями. Значит, им тоже потребуются места за партами!Софинансирование тройное – федеральное, областное и муниципальное. Мы решали вопросы с Азовским комитетом по образованию, медиками, педагогами, психологами, составили план первоочередных мероприятий. Сразу при входе заменили искореженный линолеум на плитку, сделали двери не менее 90 сантиметров шириной, в том числе в спортзал, тут у нас ведутся занятия по ЛФК. Приобрели небольшой подъемник, чтобы доступ был на всю территорию школы, на 2-й и 3-й этажи.Везде у нас специальные перила – повыше и пониже. Особое внимание я уделил санузлам. Даже душевую кабину поставил – всякое ведь случается. Раздевалка у нас тоже для всех уровней. Готов медицинский кабинет. Ну и немаловажно, что любой сотрудник может прийти на помощь: Азовская гимназия является главным пунктом приема ЕГЭ в районе, она оборудована 16 видеокамерами.Вход в школу удобен для разных детей – тут и пандус не более 5 градусов уклона, и антискользящая плитка. Парковка – на территории школы, чтобы родителю было удобнее доставить ребенка к крыльцу.Кроме 8 ребят, которые учились дистанционно, кстати говоря, только в нашем районе им преподаются сразу история, биология, математика, химия, русский, литература, а также ведутся уроки у начальных классов, у нас есть логопедический класс, где 42 ребенка учатся правильно говорить. Конечно, еще не все 8, несмотря на наши усилия, готовы пойти в школу. Наши психологи работают над этой проблемой, доступная среда – это ведь не только материальные условия, но и отсутствие психологических барьеров.С помощью дистанционных технологий мы ведем английский язык в трех школах: в нашем национальном районе основной – немецкий, но вот сельские ребята пожелали выучить еще один. Также помогаем педагогам других школ области, сами создаем обучающие ролики, выкладываем на свой сайт. Мы открыты для обмена опытом и с удовольствием учимся у других. Ведь с 2012 года наша гимназия – стажировочная площадка ИРООО.Мы гордимся тем, что наши одиннадцатиклассники успешно сдают ЕГЭ, что более 90% выпускников ежегодно поступают в вузы и находят себя в профессии. Но я не меньше горжусь тем, что наши ребята, надев значок гимназиста в первом классе, не снимают его до выпускного.Слагаемые успеха от Александра Хандешина    Главное – научить детей здоровому и безопасному образу жизни. Сделать это можно только на своем, учительском, примере.    К успеху ведут маленькие победы.    Основа воспитания – патриотизм: твоя жизнь нужна Родине.    Не только педагоги воспитывают, тесный контакт гимназии со всеми заинтересованными службами района и создает воспитательную среду.КстатиВ 1997 году по инициативе учеников Азовской первой гимназии было создано молодежное объединение «МИГ». Оно помогает и в организации ежегодного областного турнира по баскетболу «Мемориал памяти братьев Труш». В этом году он состоялся уже в 26-й раз. Братья Труш, ученики гимназии, сразу после выпускного ушли на фронт и не вернулись. В гимназии до сих пор хранят память об этих героических мальчиках.Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте