В сентябре 2014 года Конституционный суд прямо заявил, что в России недопустима дискриминация по признаку сексуальной ориентации и меры по борьбе с таковой уже содержатся в нормах действующего законодательства – в том числе Трудовом кодексе. Тогда суд четко указал на возможность «нейтрального информирования» о сексуальности, которое может осуществляться с привлечением специалистов – педагогов, медиков, психологов. Конституционный суд в принципе признал возможность обсуждения ЛГБТ-проблематики педагогами. Так ли это на самом деле?
Проблема есть, но все делают вид, что ее нет
Пару месяцев назад ко мне подошел знакомый педагог. Оказалось, в школе узнали о сексуальной ориентации коллеги. У некоторых родителей возник вопрос – переводить ли детей в другой класс или нет. Причина сомнений – гомосексуальность учителя.
Однажды довелось услышать следующее: «Понимаете, мы даже говорить сейчас не можем о сексуальной ориентации! Профстандарт не дает нам такой возможности. Проблема есть, но все делают вид, что ее нет». О том, что такое частная жизнь и как быть, если она вызывает интерес у сторонних людей, «Учительской газете» рассказала юрист Анна Плюснина. Наша беседа с Анной касается в основном проблемы границ частной жизни и дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Выбор редакции обусловлен тем, что говорить о проблеме в правовом аспекте пока не принято в сообществе учителей, родителей и учеников.
– Анна, как понятие личной жизни определено в Конституции, есть ли оно там или в других документах, законах, правовых актах РФ?
– В законе отсутствует понятие «личная жизнь», а есть понятия «частная жизнь» и «публичная жизнь». В статье 23 Конституции РФ государство гарантирует право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
– Поясните, что такое право на частную жизнь?
– Оно выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных и дружественных связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий. Образ мыслей, политическое и социальное мировоззрение, увлечения и творчество также относятся к проявлениям частной жизни. Частная жизнь граждан, личная и семейная тайна, честь и доброе имя находятся под защитой и охраной закона. Эти положения российского законодательства находятся в полном соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 8), которой провозглашается право каждого на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища и тайну переписки. Недопустимо вмешательство органов исполнительной власти в пользование этим правом, за исключением случаев, предусмотренных законом. – Получается, что частная жизнь граждан России охраняется законом?
– С 1 октября 2013 года вступила в силу статья 152.2 ГК РФ «Охрана частной жизни гражданина». Новая редакция статьи установила, что сбор, хранение, распространение и использование любой информации о частной жизни гражданина без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено законом. Правило, аналогичное закрепленному статьей 152.2 ГК РФ, введено в российскую практику впервые, однако в законодательстве западных стран (Германия, Франция, Швейцария – список можно продолжить) оно существует достаточно долго. – В чем же заключается содержание понятия «частная жизнь»? – Гражданский кодекс РФ расшифровывает, что к информации о частной жизни относятся, в частности, сведения о происхождении гражданина, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни, но оставляет этот перечень открытым. Более подробно термин «частная жизнь» раскрыл Конституционный суд РФ в одном из своих определений, указав, что право на неприкосновенность частной жизни означает возможность контролировать информацию о самом себе и препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.
– Кто определяет границы частной жизни гражданина? – Конституционный суд РФ в данном случае подчеркивает, что лишь само лицо вправе определить, какие именно сведения, имеющие отношение к его частной жизни, должны оставаться в тайне.
Из запрета на сбор, хранение, распространение и использование любой информации о частной жизни гражданина есть и некоторые исключения. Так, эти действия не будут являться запрещенными, если они осуществлялись в государственных, общественных или иных публичных интересах (пункт 2 статьи 152.2 ГК РФ). Иными словами, нововведение не отразится на деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений, которым необходимо обрабатывать информацию о гражданах в силу специфики своей работы. Правда, это не освобождает их от обязанности соблюдать законодательство о персональных данных.
– Что можно сказать об общественных и публичных интересах? – Скорее всего эти критерии предстоит выработать судам. В наибольшей степени это затронет деятельность СМИ, освещающих тем или иным образом поведение чиновников и просто известных людей, а также события их жизни. Именно печатным и интернет-изданиям, телеканалам и радиостанциям предстоит доказывать, что конкретные фотографии или записи были сделаны не просто для удовлетворения любопытства аудитории СМИ, а в интересах всего общества.
Кроме того, не попадают под запрет действия с информацией в том случае, если ранее она уже стала общедоступной либо была распространена самим гражданином либо по его воле. Способы защиты установлены в статье 150 ГК РФ, в уголовном, административном кодексе. – Как же быть педагогу, право которого на неприкосновенность частной жизни было нарушено? – Основное, что должен знать человек в этой ситуации: право на неприкосновенность частной жизни входит в состав основных прав человека и гражданина и закреплено в Конституции РФ 1993 года. С точки зрения закона хранение, распространение и использование любой информации о частной жизни гражданина без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено законом. Если кто-то вмешивается в личную жизнь, то всегда есть законные основания и инструменты остановить это вмешательство. Очень часто в последнее время работодатель, узнавая о гомосексуальной ориентации своего сотрудника, предлагает ему всевозможными способами скрыть данную информацию из всех возможных форм доступа. – Знаю, что часто, узнав о гомосексуальности педагога, сотрудники администрации предлагают учителю увольнение по собственному желанию…
– Ни в коем случае не следует соглашаться на это! Во-первых, потому что, возможно, не найдется основания для увольнения учителя. Во-вторых, уволившись по собственному желанию, у сотрудника не будет оснований для восстановления на работе через суд по дискриминационному мотиву. Закон здесь встанет полностью на сторону защиты права на частную жизнь вплоть до уголовного наказания! Но опять же многие соглашаются на шаг с «добровольным» увольнением, в связи с тем что боятся «страшных» записей в трудовой книжке. Думаю, в том числе и поэтому известно не так много случаев дискриминационного увольнения учителей по мотиву того, что они имеют отношение к ЛГБТ. На мой взгляд, этих случаев гораздо больше в реальной жизни. – Вы можете привести примеры?
– Например, Екатерина Богач, учительница испанского из петербургской гимназии №67. Екатерина участвовала в митингах Альянса гетеросексуалов за равноправие ЛГБТ, за что «борец за мораль» Тимур Исаев пытался через привлечение общественности и различных органов «уволить» ее из гимназии. Кстати, сам Исаев, настоящая фамилия его Булатов, был позже осужден за ряд криминальных правонарушений и к тому времени 9 лет находился в розыске! Екатерина по-прежнему работает в школе.
– Как вы оцениваете ситуацию в современной России?
– Во многом она повторяет ситуацию 20-30-летней давности за рубежом, когда на первое место ставятся не профессионализм и качество работы человека, его отношение к своему труду, а какие-то сторонние факты из его личной жизни, которые человек никак не афиширует в преподавании ученикам и студентам. Понимание того, что это незаконно и необоснованно, отстаивание своего права на осуществление профессиональной деятельности помогло сломить эту проблему в других странах. Возможно, рано или поздно, если не замалчивать проблему, аналогичный прорыв случится и с Россией.
– Что делать, если о сексуальной ориентации педагога стало известно? Прятаться, бояться, увольняться или все-таки побороться за себя…
– Если в образовательном учреждении к этой информации коллектив относится отрицательно и педагог не готов тратить свои силы, доказывая, что он «не извращенец», что поведение его не аморально, то, видимо, остается только одна дорога – уволиться. Если же в образовательном учреждении для коллектива прежде всего важны профессиональные качества педагога, а не его ориентация или гендерная идентичность, то работать дальше.
Как юрист я бы посоветовала в случае негативного отношения к такому педагогу бороться до последнего и отстаивать позицию, что профессиональные качества и сексуальная ориентация педагога никак не взаимосвязаны и совершенно не влияют на педагогический процесс.
– Если бороться, то как? Чем руководствоваться, что делать, к кому обращаться, у кого искать помощи и защиты?…
– Все зависит от того, на какой стадии буллинга (от английского bullying – агрессивное преследование одного из членов коллектива) находится педагог. Если о данной стороне личной жизни педагога еще не известно и педагог не желает, чтобы это стало достоянием общественности, тогда стоит аккуратно размещать информацию о себе в социальных сетях, а также просить друзей не выкладывать «компрометирующие» фотографии в Сеть. Иметь понимание того, что в гей-клубах и на ЛГБТ-мероприятиях можно встретиться со своими учениками, которые могут распространить об этом информацию в образовательном учреждении.
Если травля в школе со стороны коллектива уже началась, обратиться к администрации учреждения и узнать ее позицию по данному вопросу, найти в школе педагогов, которые могут поддержать, понять позицию учеников, ведь если педагог любим учениками, то они будут поддерживать преподавателя. Пытаться донести информацию, что ориентация не влияет на профессиональные качества и на процесс обучения.
И самое главное – не подписывать заявление об увольнении по собственному желанию, тогда в суде и в трудовой инстанции не доказать, что педагог был уволен незаконно.
Хороший пример борьбы, правда, пока не в её пользу, это увольнение учителя из петербургской школы на основании ее «аморального поведения». Этот случай отличается от всех остальных, которые были известны в последнее время, именно тем, что педагог действительно был уволен по данному основанию, а не «за прогулы», не «по собственному желанию», это очень хороший прецедент для судебной практики.
– К кому обращаться при возникновении проблем, связанных с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации?
– Можно обратиться в любую некоммерческую правозащитную организацию, поскольку в них все же работают специалисты, которые разделяют ориентацию и профессиональные качества педагога и смогут грамотно оказать юридическую помощь. Самый лучший вариант, конечно же, обратиться непосредственно в правозащитную организацию, которая занимается защитой прав ЛГБТ-сообщества. В связи с тем что данный случай относится к дискриминации человека по признаку его сексуальной ориентации, консультацию и правовую поддержку окажут бесплатно.
Фото автора
Комментарии