search
main
0

Секреты японской кухни. или Зачем нужны центры сертификации

В день, когда мы беседовали с Еленой Шакировой, заведующей Региональным ресурсным центром развития профессионального образования, были обнародованы долгожданные федеральные положения об оценке и сертификации квалификаций выпускников учреждений профобразования. Елена Борисовна, изучив документы, отметила удовлетворенно: «В этом направлении мы и работали». Еще в 2008 году в Свердловской области одной из первых в стране были созданы центры сертификации профессиональных квалификаций, о чем уже писала «Учительская газета» в первом номере этого года. Теперь мы расскажем о технологии процесса сертификации.

Досье «УГ»КомментарийЛюбовь ИЛЬИНЫХ, заведующая Центром профессионального образования Института развития регионального образования Свердловской области:Первый шаг сделанТема сертификации профессиональных квалификаций сегодня очень актуальна. На уровне Российской Федерации законодательная система оценки квалификаций еще не сложилась. В Свердловской области делаются первые шаги в этом направлении, которые могут быть интересны и для других регионов. Пожалуй, Урал здесь взял на себя функцию первопроходчика. Но, подчеркиваю, это еще лишь первые шаги, уместно говорить не о результатах, а о широком поле деятельности в перспективе. Необходимо дальше накапливать опыт, анализировать его, проводить корректировку. В целом пока не наблюдается активности вокруг центров сертификации профессиональных квалификаций, которой можно было бы ожидать: ни со стороны работодателей, ни со стороны работников.Обозначу другие не менее важные направления профподготовки. Например, участие звена общего образования в профессиональной ориентации детей и получении первичных профессиональных знаний. Школы здесь должны действовать совместно с колледжами, училищами, институтами. Создавать условия для того, чтобы подростки были готовы к свободному, осознанному выбору профессии, которая соответствовала бы и их интересам, и экономическим потребностям региона. Подобная деятельность ведется не один десяток лет, в какой-то момент она стала малоэффективной и сейчас требует усиления.

– Елена Борисовна, почему возникла необходимость в создании подобных центров?

– Наличие диплома и реальная квалификация – разные вещи. Работодателей в первую очередь интересует, какими умениями владеют наши выпускники, какую работу сумеют выполнить на реальном рабочем месте. Идея центров сертификации, конечно, ненова, мы знакомы с европейским опытом. Но на российской почве все имеет свои особенности.

– С чего началась работа по созданию центров сертификации?

– С утверждения Временного положения о сертификации профессиональных квалификаций выпускников системы НПО и СПО министром общего и профессионального образования области и председателем Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей. В согласовании участвовали отраслевые советы по качеству профессионального образования. Первая сертификация прошла в июне 2008 года. В ней принимали участие парикмахеры, автомеханики и маляры, всего 20 человек. Оцениваемые квалификации были определены работодателями.

– Кто входил в сертификационную комиссию?

– Те, для кого система профессионального образования готовит специалистов, то есть работодатели. Их интересуют не столько успеваемость и общий уровень знаний, сколько реальные компетенции, которыми владеют выпускники. Например, парикмахеры. Для оценивания были выбраны четыре компетенции, самые востребованные в салонах: окраска волос с применением современных техник, креативная стрижка, моделирование повседневных, вечерних и свадебных причесок, конкурсная прическа. Члены комиссии: арт-директора парикмахерских, директора сети салонов и известные в городе модельеры. Все участники подтвердили свою квалификацию. Другая ситуация сложилась с автомеханиками. Были определены две компетенции, актуальные для работодателей: диагностика двигателя автомобиля и выполнение моечно-уборочных работ автомобиля. 9 человек пожелали получить сертификаты, но, к сожалению, ни один из них не подтвердил квалификацию.

– Работодатели оказались «вредные» или образование не соответствует потребностям рынка труда?

– Работодатели не вредные, они адекватные, просто у них свои требования, на которые и мы должны ориентироваться при подготовке реальных специалистов. Первый опыт сертификации показал, что для освоения некоторых востребованных компетенций в учебных планах и рабочих программах отсутствуют необходимые учебные темы и модули. Для того чтобы их освоить, нужно ввести дополнительные модули за счет региональной составляющей стандарта. Сейчас вводятся новые образовательные стандарты, разработанные на основе профессиональных стандартов, что приблизит образование к экономике.

На процедуру сертификации мы приглашали мастеров производственного обучения. Они почерпнули, по собственной оценке, немало полезной информации о том, что сегодня нужно специалисту. Была достигнута договоренность с отраслевыми советами об организации стажировки преподавателей дисциплин профессионального цикла и мастеров производственного обучения, ее уже прошли около трехсот человек. Забегая вперед, скажу, что в 2009 году больше половины подавших документы на сертификацию по транспортному профилю получили сертификаты.

– Какие еще проблемы высветила сертификация?

– Рабочие нормы времени, которое отводится на выполнение определенных работ, расходятся с учебными. То, что они различаются в первые годы обучения, – это естественно. Но на выходе они должны полностью соответствовать тем, что приняты на производстве. Работодатели поделились с педагогами информацией о современных требованиях к выполнению работ и дали ряд рекомендаций. В результате были изменены методики обучения и организация учебного процесса.

– Кто участвует в сертификации, кто желает, чтобы его оценили дополнительно к выпускным экзаменам?

– Участие в сертификации дело сугубо добровольное. Оно интересует ребят целеустремленных, которые понимают, что сертификат позволит им трудоустроиться. Это действительно так. Очень ценится наличие сертификата в сфере общественного питания, например, документ о том, что выпускник владеет секретами японской или итальянской кухни. В дипломе это не отражено, а сертификат, приложенный к диплому и подписанный министром образования области и представителем отраслевого Совета по качеству профессионального образования, повысит привлекательность специалиста для работодателя. В прошедшем году сертификация проводилась и для сферы общественного питания и была приурочена к саммиту стран Шанхайской организации сотрудничества, который проводился в Екатеринбурге. Ребята демонстрировали свои умения в течение трех дней, а результаты их труда оценивали в том числе и зарубежные специалисты.

– В какое время проводится сертификация?

– Сертификация как процедура не совпадает с итоговой аттестацией по времени, это надо понимать четко, так как аттестация – это все-таки внутренняя оценка, а сертификация – внешняя. Как правило, сертификация проводится не чаще одного-двух раз в год. Обычно в конце учебного года, но может быть связана и с сезонностью работ, и с особенностью технологических процессов на предприятиях, как, например, в сельском хозяйстве: либо в посевную, либо в уборочную.

– Какие документы готовят желающие пройти сертификацию?

– Заявление, копию документа о базовом образовании или о прохождении практики, характеристику с места производственной практики или от работодателей, рекомендацию от образовательного учреждения, резюме, портфолио. В будущем, возможно, договор об оплате.

– А кто оплачивает процедуру сертификации?

– Стоимость процедуры колеблется в зависимости от профиля: от 2 до 7 тысяч рублей на человека. Сюда входят себестоимость материалов (в строительном секторе она может быть достаточно высокой) и организационные затраты. Поначалу решение финансовых вопросов взяли на себя работодатели. Огромное им спасибо! В принципе же вопрос может решаться так же, как с образовательными услугами. Оплатить образовательную услугу может тот, кто в ней заинтересован: сам учащийся или его родители, государство, предприятие – вот три потенциальных источника средств для сертификации.

Есть еще один вариант проведения сертификации локального типа – на предприятии, которое ищет для себя хороших специалистов. Например, в Нижнем Тагиле объединились интересы Техникума металлообрабатывающих производств и сервиса и Уралвагонзавода. Предприятию нужны были специалисты. Выпускники техникума подали документы, прошли сертификацию прямо на предприятии и остались на нем работать. Еще один пример: на базе супермаркета «Кировский» проводилась сертификация по компетенции «продавец-консультант».

– Где можно получить информацию о предстоящей сертификации?

– На сайте «Образование Урала» ежегодно размещается информация об организации сертификации в текущем году: отрасли, профессии/специальности и компетенции. Определяются место и время проведения сертификации, около двух месяцев дается на подготовку. Все учреждения профессионального образования доводят эту информацию до сведения выпускников.

– Елена Борисовна, давайте подведем итоги: каковы результаты сертификации на опыте двух лет ее проведения?

– Польза очевидна для всех участников процесса. Выпускник трудоустроен. Работодатель уверен в качестве его подготовки. Преподаватели понимают, какие изменения в учебном процессе требуются. В региональной образовательной системе создается прецедент действительно независимой оценки достижений учащихся.

У сертификации профессиональных квалификаций большие перспективы. Ведь оценивать умения и компетенции можно и нужно не только у выпускников. Появился сектор так называемого неформального образования, когда люди приобретают практические умения и знания вне обычной схемы: прямо на производстве, обучаясь у наставника или используя информационные технологии. Все более актуальным становится подтверждение профессиональных квалификаций мигрантов, их реальной компетенции. Этим также смогут заниматься в будущем центры сертификации квалификаций и профессиональных компетенций.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте