search
main
0

Секреты мастерства

Если я видел дальше, чем другие, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов

«Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет инструмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере» – к этому выводу пришел великий русский педагог Антон Макаренко. Быть наставником будущих педагогов – важная и трудная задача, и право на это дано не каждому: им может быть тот, чьи кругозор, профессионализм, мастерство, творчество, человечность могут стать примером для молодых. Учитель-наставник должен видеть дальше других, знать больше других, а главное – он, по выражению Альберта Эйнштейна, должен обладать искусством пробуждать в своих подопечных «радость от творческого выражения и получения знаний». Мы поговорили о самой лучшей профессии на Земле с наставниками Школы молодых политиков на кафедре иностранных языков.

 

Галина КАМЕНЕЦКАЯ, заслуженный учитель Российской Федерации, учитель английского языка со стажем работы более 48 лет, почетный работник общего образования

– Галина Николаевна, как вы считаете, с какими проблемами сталкиваются современные молодые педагоги?

– Я думаю, что современные молодые специалисты сталкиваются с теми же проблемами, вернее трудностями, с которыми сталкивалось и наше поколение, приступая к работе в школе: им не хватает практических навыков работы с детьми, отсюда трудности с дисциплиной и недостаточно высокая эффективность урока.

Обучение в университете и практическая работа в школе во многом не совпадают. Молодые специалисты не всегда могут справиться с тем коллективом детей, которые перед ними. Им кажется, что достаточно хорошо знать предмет и все будет легко, но из-за нехватки практики во время учебы в университете учителя начинают сталкиваться с трудностями. Одно дело – знать предмет самому, а другое – научить ребят учиться, самим добывать знания, быть включенными в процесс обучения в течение всего урока. Очень важно молодому учителю научиться планировать деятельность детей на уроке, чтобы ни минутка ценного времени не пропала зря. Время – главный школьный ресурс, то, что не вернешь и не добавишь.

– Как провести урок с наилучшим результатом?

– В работе с молодыми педагогами мы всегда проводим основную методическую линию – к каждому уроку необходимо тщательно подготовиться. Учитель должен продумать абсолютно все с учетом тех особенностей, которые есть в классе.

Важна смена видов деятельности, а значит, на уроке нужно предусмотреть разные виды работы: повторить грамматику, сделать лексическое задание, почитать и поговорить. Тогда на уроке не скучно и после каждого урока ребенок выходит из класса с чем-то новым. Если он ничего нового не узнал, то зачем приходил?

Задача учителя – мотивировать ребенка к обучению, пробудить интерес к предмету, дать в руки инструмент для успешности в учении. Это основа любви к предмету. Ведь то, что знаешь, то и любишь!

– Что вы считаете важными в обучении иностранному языку: грамматику, лексику или умение вести диалог?

– Нельзя умалять роль каких-то из этих трех разделов. В обучении английскому языку важна комбинация всех трех компонентов: грамматики, лексики и коммуникации. Грамматика помогает структурировать речь и понимать основы языка, что необходимо для правильного образования предложений. Лексика, или словарный запас, позволяет выражать свои мысли на различные темы, понимать иноязычный текст и находить правильные слова для общения. Коммуникация играет ключевую роль, поскольку она помогает применить знания грамматики и лексики на практике, общаясь с носителями языка и другими учениками. Таким образом, всестороннее обучение английскому языку включает в себя усвоение всех этих трех аспектов.

– Какие советы вы даете молодым педагогам?

– Во-первых, не бояться! Не бояться трудностей с дисциплиной, не бояться, что не использовал какое-то техническое средство во время урока или не успел провести запланированное задание. Во-вторых, нужно любить то, что ты делаешь! Без любви к своему делу ничего не получится. В-третьих, после каждого урока учитель должен анализировать, чего ему не хватило и что еще нужно доделать. И тогда будут хорошие результаты!

 

 

Елена КОПША, учитель английского языка со стажем работы более 46 лет, сертифицированный учитель PYP IB

– Елена Дмитриева, вы помните свой первый урок? Расскажите о своем первом учительском опыте.

– Вы удивитесь, но мой первый учительский опыт был еще в раннем детстве. Честное слово! Я собрала все свои игрушки, посадила их около себя и начала рассказывать им истории и сказки. А мама, глядя со стороны, сказала: «В нашей семье, по-моему, появился учитель!»

Мой первый урок по расписанию был в пятом классе. Я ужасно волновалась, но, когда увидела горящие глаза детей, поняла, что нахожусь на своем месте! Дети с интересом изучали меня: «Что интересного новая учительница расскажет и как нам объяснит новый материал?» В тот момент я была счастлива, что выбрала такую важную профессию – учитель.

– Что интересного вы видите на уроках у молодых педагогов?

– Я часто присутствую на уроках у молодых педагогов и вижу, с каким азартом они сведут свои занятия. Нет худшего врага, чем равнодушие! У них его нет! Равнодушие – самое страшное, что может быть у педагога по отношению к детям и к процессу обучения.

Наши молодые специалисты великолепно работают с техническим оснащением. Они создают собственные задания, уходя от шаблонов. И включают в процесс обучения игры. Важно подчеркнуть то, что игры не ради игры, а ради обучения, поэтому нужно отдать должное молодым педагогам. Нам есть чему и у них поучиться!

– У вас огромный опыт преподавательской деятельности. С какими трудностями вы сталкиваетесь сегодня?

– Во-первых, я не буду исключением, если скажу, что мне не хватает единого учебника. Из-за этого возникают трудности адаптации ребенка при переходе из одной школы в другую. Например, в предыдущей школе еще не успели пройти необходимую лексику, а в нашей уже давно прошли. Во-вторых, каждый урок нужно удивлять и мотивировать ребенка. Учитель должен быть и артистом, и психологом. В-третьих, мы должны идти в ногу со временем, постоянно развиваться и разбираться в самых передовых технологиях. Это несложно, если ты понимаешь, что современным детям необходим современный учитель.

 

Елизавета ГЕРАСИМОВА, Степан УШКОВ, ученики 11‑го медиакласса, корреспонденты медиацентра школы №1306 – «Школа молодых политиков»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте