Исследование интеллектуально одаренных старшеклассников, проводившееся в одной из школ Новой Зеландии, позволило выявить один из значимых факторов, отличающих наиболее успешных учащихся от наименее успешных. И этот фактор является стопроцентно значимым – он присутствует у всех наиболее успешных учеников и отсутствует у всех наименее успешных. Этим фактором является способность правильно относиться к неудачам.
В период подготовки магистерской диссертации в 2006-2008 гг. мне посчастливилось поработать с чудесной группой одаренных (Giftedand Talented Education) учащихся в местной школе. В группу входили учащиеся разных классов в возрасте 13-18 лет. Все они были умны, интересны и очень заинтересованы исследованием. Работать с ними было для меня большим удовольствием. Целью моего исследования было установить связь между их гибкостью, стрессоустойчивостью и академической успеваемостью. Гибкость и стрессоустойчивость измерялись с помощью стандартной методики, в основе которой лежит измерение локуса контроля и выученной беспомощности (Learned Helplessness (LH), преобладающего объяснительного стиля в отношении неудач.В период проведения данного исследования все учащиеся должны были сдать основной итоговый экзамен по школьным предметам. На основании результатов этого экзамена учителя классифицировали их на 3 группы: наиболее успешных, успешных и наименее успешных учащихся.Моим первым открытием стало отсутствие какой-либо связи между академическими успехами учащихся и их гибкостью и стрессоустойчивостью. Некоторые совершенно беспомощные дети с внешним локусом контроля показали хорошие академические результаты, а часть стрессоустойчивых, адаптивных детей с внутренним локусом контроля продемонстрировали очень слабые результаты.Мое любопытство заставило меня продолжить поиск более глубоких причин академической успешности, чем стрессоустойчивость и гибкость.Были сформированы пары из учащихся с одинаковыми результатами стрессоустойчивости и гибкости. В каждую из этих пар входил один наиболее успешный и один наименее успешный учащийся. Группа успешных учащихся в дальнейшем эксперименте участия не принимала. Таким образом были составлены 5 пар общим числом 10 человек. Все 10 учащихся были проинтервьюированы, а их ответы проанализированы.Во всех пяти парах практические стратегии и внутренние характеристики наиболее успешных учащихся заметно отличались от стратегий и характеристик наименее успешных учащихся. Вот, что их отличало: все они посещали какие-то дополнительные занятия, кружки, секции помимо учебы в школе; у всех были серьезные интересы и увлечения; любознательность, ответственное отношение к учебе и стремление разобраться в непонятных вещах; способность получать удовольствие от решения сложных задач; целеустремленность и способность сконцентрироваться на достижении цели; применение активных стратегий, позволяющих им извлекать полезный опыт из своих неудач; настрой на успех.Но самые большие различия обнаружились именно в восприятии неудачи. Определение понятия «неудача» в рамках данного исследования было сформулировано как недостижение цели. Например, поставить цель выиграть игру, но проиграть ее или добиться определенного результата и не достигнуть его.Их ответы стали настоящим откровением. Хотя при анкетировании и наиболее успешные, и наименее успешные учащиеся объясняли неудачу недостаточными усилиями, приложенными для достижения цели, в устных интервью между ними выявилась значительная разница. Все наиболее успешные учащиеся сообщили о том, что они применяют долгосрочные стратегии, основанные на постоянных усилиях для достижения успехов в учебе. Тогда как наименее успешные учащиеся говорили о том, что они начинают прикладывать усилия только тогда, когда приближается критический срок.То же самое обнаружилось и в отношении желания отложить какое-либо действие на потом. Все интервьюируемые признали, что такая проблема для них существует. Но если наиболее успешные учащиеся предпринимают активные шаги, чтобы справиться с этой проблемой, то наименее успешные потакают своему желанию отложить действие на потом и ждут до последнего момента.Наиболее успешные учащиеся также признавались в интервью, что они понимают и принимают свои неудачи, в отличие от наименее успешных учащихся. Наименее успешные учащиеся проявляли тенденцию к отрицанию неудач или предпринимали попытки избежать потенциальных неудач в своей жизни. Один из наименее успешных учащихся, который признал, что в его жизни имела место неудача, рассказал о том, что он воспринял неудачу как полный крах своей жизни и теперь чувствует себя совершенно беспомощным.Реакции на неудачу, о которых сообщили в своих интервью 5 наименее успешных учащихся, были следующими: отрицание неудачи; пессимистический стиль объяснения неудач недостатком способностей; не используют никаких осознанных стратегий для анализа своих ошибок и не пытаются извлечь из них полезный опыт; исключают из своей жизни предметы и задачи, в которых они потерпели неудачу; считают, что если собственные инициативы или действия привели к неудаче, то изменить что-либо уже невозможно; отрицание возможности достижения успеха; концентрация на собственных краткосрочных задачах; незаинтересованность в содержании; удовлетворенность своими невысокими результатами.В отличие от них реакции на неудачу, о которых сообщили 5 наиболее успешных учащихся, были следующими: объяснение неудач недостаточностью приложенных усилий; концентрация внимания на том, чтобы извлечь максимальный опыт из своих ошибок; максимально адаптивный стиль поведения и стремление всегда добиваться наилучшего результата; чтобы минимизировать риск неудачи, прилагают максимум усилий, таланта и организаторских способностей; всегда готовы попробовать новые стратегии и приложить больше усилий; берут под свой полный контроль ключевые моменты; концентрируют свое внимание на достижении цели и прикладывают максимум усилий, в том числе организационных, для исключения возможных неудач; рассматривают неудачу как временное явление, относящееся исключительно к конкретной ситуации; берут ответственность за свои действия, которые привели к неудаче.Одну группу реакций на неудачу я бы назвал позитивным отношением к неудачам, а вторую – негативным. (См. таблицу.)Мое исследование приводит к трем основным выводам:1) что, возможно, существует прямая связь между позитивным восприятием неудач и академической успешностью не только в отношении одаренных учащихся, но и вообще всех учащихся;2) что существует единственный способ обратить неудачу в свою пользу и множество способов позволить ей разрушить свою жизнь;3) что идея позитивного отношения к неудаче может создать новую формулу успеха. Ранее для любой деятельности существовало только два возможных исхода – успех или неудача. Но новая модель предполагает 3 возможных результата: успех, неудача с позитивным результатом и неудача с негативными последствиями. В этой модели уже два результата становятся положительными.Эти выводы в свою очередь привели меня к гипотезе о том, что существует причинно-следственная связь между способностью позитивно воспринимать свои неудачи и академическими успехами. Что обучение позитивному отношению к неудачам может привести к улучшению академической успеваемости.И я решил проверить свою гипотезу. За последние пять лет я поработал со многими тысячами школьников, их родителями и учителями в 10 разных странах, апробируя эту модель. И результаты оказались устойчивыми во всем мире:- учащиеся, умеющие позитивно воспринимать свои неудачи, учатся лучше, гораздо лучше тех, кто воспринимает свои неудачи негативно;- учителя, которые позитивно воспринимают свои неудачи, работают гораздо успешнее;- родители, которые позитивно воспринимают свои неудачи, являются более успешными.Ключевым моментом, возможно, здесь является работа над изменением восприятия концепции неудачи.Я предлагаю сделать следующие шаги:1. Пересмотрите вашу эмоциональную оценку слова «неудача». Неудача – это просто обратная связь. Обратная связь, которая необходима вам для корректировки своих действий.2. Во-вторых, признайте свою неудачу незамедлительно. Помните определение неудачи. Неудача – это просто недостижение цели.3. Возьмите на себя ответственность за свои собственные действия в недостижении поставленной цели.4. Внесите изменения.5. Попробуйте еще раз.Давайте возьмем в качестве примера школьную ситуацию. Представьте, что ваш ребенок сдавал тест по математике, в котором было 10 вопросов, и на 6 из 10 вопросов ответил правильно.Что сделают учащиеся с остальными 4 неправильными ответами?Это и является самой серьезной проверкой.Дети, которые умеют позитивно относиться к неудачам, посмотрят на свои 6 правильных ответов, порадуются тому, что они благополучно сдали тест. Затем они посмотрят на те четыре вопроса, на которые они ответили неправильно, и зададут себе вопрос «Почему?». Они проанализируют каждый вопрос, выяснят, что конкретно сделали не так, исправят все ошибки и убедятся в том, что теперь точно знают, как именно они пришли к правильному решению. Потом они решат еще несколько задач, аналогичных тем, в которых допустили ошибки, и потратят на это столько времени, сколько им необходимо, чтобы обрести полную уверенность в том, что они окончательно разобрались с задачами такого типа. И затем они забудут об этом тесте.Дети, которые негативно воспринимают неудачи, посмотрят на свои 6 правильных ответов, порадуются тому, что они благополучно сдали тест. И забудут об этом тесте.Секрет заключается в том, как вы прорабатываете любую неудачу. Идея в том, чтобы сделать еще одну попытку в любой ситуации, но обязательно внеся необходимые коррективы.Чтобы помочь детям научиться этому, и учителя, и родители должны по-новому подойти к понятию «неудача» и объяснить им, что неудачи необходимы на пути взросления и обучения, и что существует два совершенно разных способа восприятия неудачи.Возможно, самая сложная задача, которую предстоит решить школе, – это избавиться от отрицательной коннотации слова «неудача» и создать в классе такой климат, в котором дети не будут бояться потерпеть неудачу. Только в этом случае школьники смогут научиться отслеживать свои реакции на неудачу и приобретут навыки, необходимые для позитивного восприятия неудач.И с этого момента у любой цели, любого действия появятся 3 возможных результата – успех, неудача с позитивным результатом и неудача с негативными последствиями. И первые два из них являются положительными. Если вы принимаете эту модель, то вы сразу же повышаете на треть шанс на успех.Досье «УГ»Лэнс Кинг живет в Новой Зеландии, в городе Рэглан. Занимается преподавательской деятельностью, ведет семинары для учителей, родителей и школьников в разных странах мира и пишет книги и учебные пособия о том, как научиться учиться. Создал программу «Искусство учиться», по которой ведется обучение в 200 школах десяти стран мира. Женат. Унего 4 детей. Его сайт – www.taolearn.com.
Комментарии