search
main
0

Секрет грамотности

Давно я собирался написать в «УГ». А поводом для письма стало желание с благодарностью вспомнить нашу бывшую учительницу русского языка и литературы Анелию Станиславовну Колмшинскую. Она была у нас, пацанов военных лет, в 43-46-х годах классным руководителем и завучем вначале в 259-й, а затем в 238-й московской школе.

Анелия Станиславовна много сделала для того, чтобы мы разговаривали по-русски и писали грамотно. У нас, пацанов того времени, жаргонных слов, фраз было больше, чем нормальных. Блатным, солдатским, да и просто матерным выражениям в процессе общения отдавалось предпочтение.

До сих пор в памяти у меня остались ее (а может быть, и не ее) учительские находки. Приведу лишь некоторые из них.

Помню, трудно нам давалось правописание согласных после приставок с глухим и звонким звуком. А простая фраза, где собраны все глухие согласные – «Степка, хочешь щец?» – «Фи!» – помогала.

В результате в диктантах мы четко определяли глухие согласные. Тяжело нам давалось правописание глаголов с безударным окончанием. А наша учительница давала такое стихотворение в подсказку:

Если хочешь твердо знать,

Как спряженье различать,

Помни, что зависеть, видеть

И вертеть, терпеть, обидеть,

Ненавидеть и дышать,

Гнать, и слышать, и держать –

Все спряжения второго.

К ним смотреть прибавь

ты слово.

Не забудь глаголов с ИТЬ,

Исключив отсюда брить.

Стихотворное расположение глаголов быстро запомнилось. И опять реальный результат – повышение нашей грамотности.

Были еще какие-то находки. Сейчас мне 78 лет. Конечно, многое забылось.

А благодарность учителю осталась.

С уважением Николай Сергеевич МЕШКОВ, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте