search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В Челябинске отменили уроки в школах Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество
0

Секрет грамотности

Давно я собирался написать в «УГ». А поводом для письма стало желание с благодарностью вспомнить нашу бывшую учительницу русского языка и литературы Анелию Станиславовну Колмшинскую. Она была у нас, пацанов военных лет, в 43-46-х годах классным руководителем и завучем вначале в 259-й, а затем в 238-й московской школе.

Анелия Станиславовна много сделала для того, чтобы мы разговаривали по-русски и писали грамотно. У нас, пацанов того времени, жаргонных слов, фраз было больше, чем нормальных. Блатным, солдатским, да и просто матерным выражениям в процессе общения отдавалось предпочтение.

До сих пор в памяти у меня остались ее (а может быть, и не ее) учительские находки. Приведу лишь некоторые из них.

Помню, трудно нам давалось правописание согласных после приставок с глухим и звонким звуком. А простая фраза, где собраны все глухие согласные – «Степка, хочешь щец?» – «Фи!» – помогала.

В результате в диктантах мы четко определяли глухие согласные. Тяжело нам давалось правописание глаголов с безударным окончанием. А наша учительница давала такое стихотворение в подсказку:

Если хочешь твердо знать,

Как спряженье различать,

Помни, что зависеть, видеть

И вертеть, терпеть, обидеть,

Ненавидеть и дышать,

Гнать, и слышать, и держать –

Все спряжения второго.

К ним смотреть прибавь

ты слово.

Не забудь глаголов с ИТЬ,

Исключив отсюда брить.

Стихотворное расположение глаголов быстро запомнилось. И опять реальный результат – повышение нашей грамотности.

Были еще какие-то находки. Сейчас мне 78 лет. Конечно, многое забылось.

А благодарность учителю осталась.

С уважением Николай Сергеевич МЕШКОВ, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте