Наталия СЕРОВА, учитель математики, Воронеж:
– Да, для меня между этими понятиями разница существенная – аттестаты у нас выдают о получении образования, а не просвещения. Если все учителя начнут заниматься просветительской деятельностью, а не образованием и воспитанием школьников, ничего хорошего из этого не получится. Просвещение подразумевает передачу знаний и культуры необразованным слоям общества, даже эпоха так называлась – эпоха Просвещения. Но у нас сейчас все просвещенные, и родители участвуют в воспитании и обучении детей так же, как и школа. Кого просвещать и в чем, кто сказал, что педагоги могут делать это лучше, чем родители по отношению к своим детям? Считаю, что это понятие искусственно насаждается с какой-то неочевидной пока целью. Поживем – увидим.
Елена МИХАЙЛОВА, учитель, Великий Новгород:
– Просветительскую деятельность Закон «Об образовании в РФ» определяет как деятельность, направленную на распространение знаний, осуществляемую вне рамок образовательных программ. Но разве учитель не может быть просветителем? Для меня термин «просвещение» носит широкий смысл, даже философский. По-моему, нельзя просвещать, не обучая. Так что отделение просвещения от обучения мне кажется искусственным.
Григорий ФОМЕНКОВ, учитель истории и обществознания, Меленки, Владимирская область:
– Моя профессия, конечно, обязывает знать разницу между такими на первый взгляд одинаковыми понятиями, как образование и просвещение. Образование ведется на основе специальных программ, утвержденных соответствующими исполнительными органами. Этот процесс предполагает изучение обязательных учебных предметов и дисциплин. И естественно, необходимым атрибутом образования является проверка знаний в виде промежуточного контроля и итоговой аттестации. А вот просвещение не имеет каких-либо официальных рамок, и уж тем более там нет никаких процедур оценивания конечного результата. Просвещение – понятие более широкое по сравнению с образованием. Оно охватывает такие стороны человеческого бытия, которые образованию не всегда доступны.
Маргарита В., учитель истории и обществознания, Нижний Новгород:
– На мой взгляд, просвещение – более широкое понятие, чем образование. Образование – это минимум, который дается человеку школой или семьей. Образованный человек не всегда может называть себя просвещенным. Потому что в корне этого слова стоит свет, свет знаний, свет истины. Просвещение включает в себя ценности, их образование не дает, не формирует.
Комментарии