Сергей Сергеевич активно работал над созданием серии тематических и интегрированных уроков. В мае нынешнего года принимал участие в региональной научно-практической конференции по проблемам гражданского образования и воспитания в современной школе.
Учитель года-99 Брянской области.
Заставить полюбить нельзя…
Это все, что возьму я с собой…
Ю. Шевчук
Десятки бесед, проведенных педагогически правильно, не стоят одного взгляда, одной паузы в нужное время и в нужном месте, после которых этот ученик – твой. И его Учитель – ты. С этого момента учитель состоялся, а ученик стал частью той силы, которая питает дар учителя.
Самое трудное для меня – определение грани, где заканчивается мое влияние и начинается нравственный выбор моего воспитанника. А вся сложность в том, что определять эту черту надлежит мне. Если я не дойду до нее, ученик может не сделать последнего шага в принятии правильного решения. Если перешагнул – выбор будет сделан без осознания учеником своей воли в данном решении, под воздействием воли учителя. И в этом, и в другом случае конечная цель воспитания не будет достигнута. Моя задача – только лишь подвести ученика к правильному выбору, а сделать его он должен самостоятельно.
Я люблю свою работу. Вообще, самое емкое определение учительского дара – это любовь, имя которой и проявления столь полярны, сколь и неожиданны. Это незаконченная фраза и добрый лучистый взгляд, это строгие интонации в голосе и веселый анекдот, применение наказаний и участие в коллективной детской шалости. Можно завоевать авторитет высокими требованиями, серьезным отношением к предмету, дисциплиной на уроках (это необходимо), но заставить полюбить нельзя. Они не будут тянуться к тебе, если не будут знать, что ты их любишь. Они не откроют тебе душу, если не увидят, что ты делаешь это первым. Ученики будут потеряны для учителя (имею в виду не обучение, а воспитание) и зачахнут, как булгаковские гости на балу у Воланда, если их обойти вниманием, если в коридоре после обычного “Здрасте!” не спросить о делах, не сделать комплимент, не рассказать каламбур. Я часто спрашиваю у своих учеников, как поступить в той или иной ситуации. И эта причастность детей, причастность к чему-то большему, чем просто школьное сотрудничество, вызывает привязанность, и она взаимна. Вот тогда в их мире остается место для меня, место не самое последнее. И с каждым годом наш “общий” мир становится больше.
Уроки. Они помогают мне ярче раскрыться и раскрыть учеников. Для меня учитель на уроке – в большей степени актер. Ведь заставлять детей сопереживать, смеяться, испытывать досаду, ставить их перед проблемой – значит управлять их чувствами.
Комментарии